Сейчас народный танец воспринимается как платочки-сарафанчики, девушки задирающие ноги, мужички в сапогах, отчебучивающие присядку… Только медведя с балалайкой не хватает.
Но это — «сценический народный танец», в котором хореография давно убила всё народное, весь смысл танца, как его понимали наши предки.
А ведь народный танец очень просто и глубоко воспроизводит традиционный уклад. Просто наглядное пособие по теме «как видели мир русские люди». Наглядны в народном танце и традиционные взаимоотношения мужчины и женщины.
Суть народного пляса и танца — проявление души через тело. Такая избитая фраза, а в ней скрывается понимание человека как тела, души и духа. Причём очевидна иерархия этих частей: душа телом правит и через него проявляется, а не наоборот.
Обратите внимание, как пляшут в деревнях. Гармонист заиграл, а все стоят, мнутся, жмутся, переглядываются, переминаются, но на пляс не выходят, нееет! Почему? Потому что душа как огонь, должна заняться, разойтись, загудеть охотой. Без охоты — какой пляс? Не покатит. Вот стоят и набираются жару, охоты. И вот сперва брови повелись (да-да, именно с них пляс начинается, как у царя морского от гуслей Садко), потом ножки подтопывать стали, руки «зачесались», а потом только ноги «сами» в круг выходят.
Очень важно, что первыми в круг плясать выходят парни (этих зажигать долго не нужно — возраст такой, что вспыхивают сразу), потом мужики (эти поосновательнее будут, потяжелее на подъём). Начинается перепляс: друг друга