Разрешите представить - Олег Кожин
 

Разрешите представить - Олег Кожин

29 сентября 2014, 13:05 /
+26

Беседовала Сворн Турайсеген

Олег Кожин — российский писатель, автор книги «Охота на удачу», вышедшей в 2014 году в издательстве АСТ. Неоднократно публиковался в журналах «Полдень, 21 век», «Машины и механизмы», «Знание — сила. Фантастика», «Уральский следопыт», «ФанCity», «Меридиан», «Фантастика и Детективы», «Север», «Реальность фантастики», «DARKER», а также межавторских сборниках.

— Олег, расскажи как, собственно, ты начал писать?

— Пальцами, на клавиатуре. Еще раньше — ручкой, в школьной тетради в клеточку.

Если говорить о каких-то серьезных попытках, то дело было так: в далеком холодном Норильске зима длится девять месяцев в году. Все это время надо чем-то себя занимать, потому как на улицу особо не выйдешь: то мороз минус сорок, то пурга двадцать метров в секунду. С интернетами там беда (дорого и медленно), поэтому сильно развиты локальные сети. И вот на одной такой сети замутили конкурс, по типу «Рваной грелки». Только срок написания сократили до 48 часов. Я написал на конкурс коротенький рассказ, заканчивающийся перерезанной глоткой, чем очень порадовал читательскую аудиторию. Вот, наверное, победу в этом конкурсе и можно считать отправной точкой.

 

— Ты пишешь в жанре хоррора. Почему выбрал именно такой выбор? Пробовал ли себя в других жанрах?

— Писать приходилось разное. Начинал с хоррора. Пробовал себя в фантастике. Немного баловался фэнтези. Даже реалистичную прозу писал, из жизни улиц, типа. Хвала всем богам, сейчас этих экспериментов не найти даже   на моем компьютере. Со временем понял, что хоррор (и его производные) у меня получается лучше всего. На этом и остановился.

 

— Каким образом вышел на «Даркер» и начал с ним сотрудничать?

— Нашел журнал в сети. Сперва отнесся скептически, подумал баловство какое-то. Потом изредка заходил, и убеждался с каждым разом, что у ребят все серьезно, что там действительно собрались фанаты своего дела. Постепенно фанаты перековались в самых настоящих профессионалов, но к тому времени я уже прочно завяз в дружбе с этим изданием. Кстати, с «Даркера» денег за публикацию не беру. Это моя принципиальная позиция.

 

— У твоих романов тернистый путь. Сколько всего их написал? Как получилось, что именно «Охота на удачу» увидела свет в бумаге?

— Три. «Охота на удачу» — третий. Два первых я когда-нибудь допилю до категории «не стыдно показать редактору». Но не сейчас. Переписывать старые вещи — занятие сложное и, зачастую, ненужное. Иногда проще написать заново. А с «Охотой на удачу» просто повезло. Стечение обстоятельств и участие неравнодушных людей позволило этой книге увидеть свет. Книге, где столько говорится о везении, просто обязано было повезти.

 

— Твоя книга была представлена на презентации. Где и как она проходила?

— Презентовали в Петрозаводске, в клубе «Бегемот». До уровня столичных презентаций я еще не дорос, а вот в Карелии меня знают. Правда, больше, как общественного деятеля, чем писателя, но все же. На презентацию пришло много народу, большей частью друзья и знакомые. Поговорили о литературе, о хорроре, о книге, немного об авторе, устроили автограф сессию, да и разошлись, как это принято говорить «уставшие, но довольные». Я так точно остался доволен. И «Буквоед», который за вечер продал все тридцать экземпляров, что у них были.

 

— Работа с издательством. Как всё проходило? И что будешь учитывать в следующий раз?

— На редкость безболезненно и мягко. Такую тактичную и вежливую редакцию, как «Астрель-СПб» — еще поискать. Чертовски понравилось работать с Ирой Епифановой, моим редактором. На будущее буду учитывать, что такая возня с молодыми авторами, это скорее исключение, чем правило. Встретить такое отношение к начинающим литераторам где-то, кроме «Астрели-Спб» пока не довелось.

 

— При заключении договора с издательством есть какая-то возможность обезопасить себя или же автору-новичку лучше подписывать и не ломать голову?

— Я скажу тебе так — страшилки и жутики, про злобные издательства, которые спят и видят, как бы похитить у автора его нетленку, по большому счету именно что страшилки и жутики. Нет, конечно всякое бывает, но в большинстве своем все ключевые игроки работают в правовом русле. Большинство бед и проблем от невнимательности. Это вне контекста, литература там, или банковский кредит, суть одна. Никогда не подписывайте контракт, не читая. Не понятно? Проконсультируйтесь. Не нравится? Не соглашайтесь. Ну а если согласились, то пеняйте только на себя.

 

— Чьи произведения нравится читать самому? Или, может, есть любимые авторы, у которых приятно читать всё?

— Очень много всего. Не люблю выделять кого-то одного, при всем многообразии авторов. Тем более, что у всех случаются взлеты и падения, и на ряду с успешными или даже шедевральными книгами. У одного и того же автора могут быть проходные, или попросту дерьмовые. А вообще, очень люблю Гарта Маренги. Он реально крутой.

 

— Не могу не задать вопрос о фольклористике в твоих произведениях. Они есть в романе, они — основа в «Снегурочке» — рассказе-победителе конкурса «Чертова дюжина». Почему решил их использовать?

— Все мы на сказках выросли и все, в какие-то моменты жизни, боялись Бабу Ягу и Кощея Бессмертного. Я люблю сказки, особенно страшные. Люблю фольклор, — это настоящая сокровищница сюжетов и образов. Это общие архетипичные страхи, одинаково влияющие на каждого, кто рос на русских сказках. Ну и к тому же я считаю, что живя в России, стоит писать о нашей, родной нечисти, а не о вервольфах или опостылевших вампирах. Наша нечисть ничуть не менее колоритна и страшна, чем забугорная.

 

— Есть ли любимый персонаж? Или каждый любимый по-своему?

— Нет таких. Я симпатизирую каждому по-своему. Не симпатичные мне персонажи долго не живут.

 

— Расскажи, как пришла идея написать «Охоту на удачу»?

— Когда б вы знали, из какого сора… увидел танцующего нищего. Серьезно. Вот из такой мелочи роман и вырос. Этот человек уже несколько лет, как умер, но в «Охоте на удачу» он продолжает жить, в качестве бригадира сборщиков Оба-на.

 

— У тебя есть помощники-редакторы, которые в процессе написания той или иной вещи читают текст, критикуют и дают советы?

— Самый жестокий редактор и непримиримый критик — моя жена. На первых порах, когда я только-только начинал публиковаться, она нещадно рубила мои тексты, заставляя меня переписывать некоторые эпизоды по несколько раз. Недавно вычитала таки мой старенький роман. Исчиркала ручкой всю рукопись. Даже боюсь заглядывать в правки.

На самом деле, такой въедливый читатель — большая удача для автора. Где надо — похвалит, где надо — носом ткнет. У меня еще есть небольшая группа бета-ридеров. Тоже очень полезная штука. Мало того, что люди из разных областей знаний способны заметить ошибки, которые автору не видны, так еще и групповое прочесывание текста очень положительно влияет на финальную версию рассказа или романа.

 

— Много фанарта есть по твоим произведениям? Иллюстрации к «Снегурочке» видела. А ещё?

— К «Снегурочке», как раз, не фанарт, а профессиональные рисунки. У меня вообще, преимущественно, оформление из журналов, книг. Это всегда очень круто, посмотреть, как другие люди воспринимают придуманные тобою миры. Но как такового фанарта у меня немного.

 

 

— Каким, по твоему мнению, должен быть сегодняшний роман, чтобы его взяло издательство и приняли читатели?

— Продаваемым. Как ни прискорбно, но это, по большому счету, единственный критерий, который волнует издательства. Читатель же готов потреблять то, что ему нравится, и, желательно, в неограниченных количествах. Отсюда некоторые перекосы в издательской политике. Есть спрос на попаданцев? Ок, завалим прилавки десантами из будущего! До сих пор в книжных огромное количество романов, на тему «наши в прошлом». И, судя по всему, поток не уменьшается. Поперли «Сумерки»? Срочно завалить прилавки вампирской прозой! Заметили, сколько вампирских саг нарисовалось в последнее время? Сегодня, при удачном маркетинге и вложении в рекламу, можно продать все, что угодно, даже откровенный шлак. Своя аудитория найдется. Так что, намериваясь продать роман, нужно четко понимать ЦА.

 

— Чем увлекаешься помимо писательства?

— Сталкинг. Туризм. Но это дело такое, времязатратное. Поэтому, в последние годы я не часто куда-то выбираюсь. Дети отъедают львиную долю личного времени. Сейчас писательство — это основное. И да, ты права, это именно увлечение.

 

— Что помогает творческому процессу, а что отвлекает?

— Помогает тишина и горячий чай с лимоном. Отвлекает — все остальное. Особенно интернет. Отключайте его к едрене фене, когда пишете.

 

— Что бы хотелось тебе увидеть на сегодняшнем книжном рынке? Чего там не хватает?

На отечественном книжном рынке много чего не хватает. Хорошего русского хоррора не хватает. Русского же городского фэнтези не хватает. Хороших добрых книг для подростков — чертовски мало. Мало таймпанка. Издатель не любит эксперименты. Издатель любит стабильный доход.

 

— Что молодому автору лучше не делать (в литературном смысле), чтобы не потерять себя?

— Я сам еще молодой автор, кто бы мне рассказал, чего не делать? Попробую, разве что… перестаньте сравнивать себя с кем бы то ни было. Все проходят через период подражания. Всем в определенное время хочется писать, как «этот парень, который написал вот тот крутой роман». Но если есть желание стать самостоятельной литературной единицей, следует отходить от чужого стиля и нарабатывать свой. Не беспокойтесь, читатель сам за вас навесит ярлык на ваше творчество. Вы все равно будете на кого-нибудь похожи.

 

— Риторический вопрос: что значит — быть счастливым?

— В окружении любимых людей заниматься любимым делом. По мне — хорошая формула. Стараюсь ее придерживаться.

 

— Над каким проектом работаешь в данное время?

— Пишу. Я все время что-нибудь пишу. До конца года хочу успеть написать еще два рассказа и закончить роман, с рабочим названием «Забытые богом». Это будет своеобразный мистический постапокалипсис, с множеством героев, смертей и загадочных событий. Любителям «Сталкера» — однозначно мимо.

 

Олега Кожина можно найти здесь:

 

helg-irish.livejournal.com/

vk.com/ohota_na_udachu

writercenter.ru/profile/Helgerd/whois/

 

обложка книги — фотохудожник Владимир Федотко

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль