Время шло, но меня не оставляла мысль, что нам с мужем не обязательно жить у чужих людей, ведь у нас есть своё жильё! Может, продать его, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, или, во всяком случае, проверить спрос?
Я убедила Макса разместить объявление о продаже нашей квартиры на городском портале недвижимости: добавила актуальные фото, простое описание без ярких эпитетов, с пометкой, что у нас не погашена ипотека. Стоимость поставила, ориентируясь на оценку платформы. Оставалось только ждать. Прошло дней десять, но квартирой никто не заинтересовался. Однако в какой-то момент произошёл всплеск активности пользователей, и её добавили в избранное сразу несколько человек. Вскоре позвонила женщина с просьбой организовать просмотр. Я была на седьмом небе от счастья!
Неужели выход был таким очевидным? Зачем несколько лет мы терпели сумасшедшего деда и даже съехали, если можно было просто продать квартиру? Никто не мог заставить нас обратиться в "Сатурн", и ничто не мешало выставить жильё на продажу без посредников. Я ликовала, но, как выяснилось, зря.
Предупредив заранее работяг, что жили у нас, я приехала в квартиру с самого утра, чтобы показать её потенциальному покупателю, и очутилась в аду...
За те несколько недель, что мы не жили дома, кто-то из соседей по подъезду начал капитальный ремонт. Отбойный молоток работал не переставая — наверху демонтировали стены. Этаж сотрясался от грохота. Это было ужасно! Ко всему прочему, Багров никуда не делся, и его пристрастия не изменились: колонки, подключенные к телевизору, работали отменно! Я хотела позвонить покупательнице и отменить просмотр, но её телефон был выключен. Вскоре она приехала, даже раньше назначенного времени. Это была полная женщина лет пятидесяти, как мне показалось из деревенских, которая с порога начала высказывать претензии.
— Ну, слушайте, что ж вы не предупредили, что у вас армагеддон? Зря моё время потратили.
— Бывает! У соседей ремонт. Не живу здесь какое-то время, сама не знала, — пыталась я отбить её нападки.
Женщина мельком осмотрела квартиру и ретировалась, процедив сквозь зубы, что жильё за такую цену мне продать не удастся.
Я закрыла за нею дверь в полной растерянности. Не прошло и нескольких минут, как неожиданно раздался звук уведомления с сайта. К моему объявлению оставили негативный отзыв: "Продавец умолчала о недостатках квартиры, фото десятилетней давности, там всё совсем не так. Цена завышена, а ещё на квартире обременение банка! В подъезде грязно и воняет мочой. Не советую связываться!!! Вас обманут, как и меня!". К нему были добавлены фото использованного шприца и разбросанного мусора, которые точно были сделаны в нашем доме.
В негодовании я выскочила из квартиры. Когда толстуха успела сделать фото? Она ехала в лифте и строчила отзыв? Быстро пробежавшись по подъезду, я не нашла ни шприца, ни мусора. Тогда откуда она их взяла? Намереваясь разобраться в ситуации, я набрала номер, с которого мне звонила тётка по поводу просмотра, но абонент был вне зоны действия. Что это вообще было?
Муж, выслушав по телефону мои возмущения, сказал, что, скорее всего, покупательница была подставной, и отзыв написала не она, а другой человек, с нею в сговоре; фото были сделаны заранее, возможно, в другом подъезде.
Похоже, не только мы с мужем отслеживали объявления о продаже квартир в нашем доме, но и "Сатурн". Найдя моё, они решили заставить его снять весьма эффективным способом. Что же делать? Конечно, я буду оспаривать отзыв, но ведь реальный просмотр состоялся, и фото были из нашего дома.
Мысли бесконечной вереницей кружились в голове.
Профиль на портале мне придётся удалить и создать новый, чтобы разместить объявление ещё раз, но вдруг произойдёт то же самое? Может, обратиться к посредникам? В какое-то агентство недвижимости?
В смятении, пытаясь найти выход из очередного тупика, я позвонила Валентине Михайловне. Она была дома и предложила зайти. Как по волшебству, в этот момент шумные работы прекратились.
Сидя на маленькой кухне, я рассказала пожилой соседке свою историю, дрожа от возмущения. Она спокойно выслушала, неспешно заваривая чай. Похоже, всё это нисколько её не удивило.
— По твоему совету, покупаю только Ассам, — доставая из кухонного шкафчика старомодные фарфоровые чашки, улыбнулась бабушка.
Внезапно мои неугомонные мысли успокоились: сознание зацепилось за любимую тему. Ассам — это чай с индийских равнинных плантаций, кардинально отличающийся от высокогорного Дарджилинга. Насыщенного янтарного оттенка, с богатым крепким вкусом и вяжущими нотами, он прекрасно сочетается с десертами, гармонизируя их чрезмерную сладость. Если есть Ассам, значит у соседки припасен и тортик! Моё настроение постепенно начало возвращаться в норму.
Бабуля вынула из холодильника картонную коробку. Я была права.
— Саша вчера угостил, но у меня же диабет. Хотя… — Валентина Михайловна улыбнулась, посмотрев на моё довольное лицо, — Один кусочек можно! —
Пока соседка накрывала на стол, я окончательно пришла в себя.
Оказалось, с того времени, как мы с мужем съехали, в доме стало жить ещё тяжелее. По странному совпадению это случилось в то время, когда Степаныч начал писать жалобы на Багрова и его родственников: губернатору, в администрацию района, полицию, общество защиты прав инвалидов. Он даже обратился к местному депутату. Но всё без толку: по результатам проверок нарушений выявлено не было. Все ведомства предложили Степанычу обратиться в суд с иском к Багрову. Депутат так и вовсе проигнорировал обращение, не удостоив вниманием.
Вдобавок, в двушке, что располагалась над жильём дяди Саши, неожиданно начались кардинальные преобразования. В этой квартире несколько лет назад случился пожар. Наталья — хозяйка, долго копила на ремонт, но почему-то решилась сделать его именно сейчас. Вроде бы случайное совпадение, если не знать: ремонтом в отсутствии собственницы заведовала наш домоуправ, она же координировала и работу строительной бригады.
Мы с мужем не любили старшую по дому. Приземлённая, циничная, она была слишком напористой. Но многие жильцы её уважали и даже оставляли ключи от своих квартир, когда уезжали в отпуск.
Любопытная бабуля успела поговорить с теми, кто жил рядом с Натальей, и узнала много нового. Люди жаловались, что она любила алкоголь и шумные застолья. Оказалось, с домоуправом они были подругами и нередко выпивали вместе. Похоже, поэтому Наталья и отдала ей ключи, доверив руководить ремонтом.
Соседи были возмущены шумными работами и высказывали недовольство собственнице проблемной квартиры. Но Наталья, как и все пьющие люди, была не склонна решать проблемы дипломатией и отвечала на замечания оскорблениями. По её мнению, к ней шляется с претензиями всякая шваль, а ведь она — хозяйка и имеет право делать со своим жильём всё, что пожелает.
С точки зрения Валентины Михайловны, именно домуправ убедила Наталью заняться ремонтом. Похоже, Тамара её подпаивала, чтобы втянуть в неприятности. Она же и пообещала свою защиту в случае конфликта с соседями.
— Алечка, я разговаривала с Натальей, заходила к ней. Она вообще не понимает, что её подставили, и для таких серьёзных работ необходим проект. Рабочие, которых она выбрала, чтоб подешевле, крушат капитальные стены, на их месте ставят непонятные перегородки. Одна жалоба на незаконную перепланировку — и её возьмут на карандаш. Придётся всё назад возвращать, а если не сможет — выселят по суду! — бабушка вздохнула и посмотрела в окно, там всё ещё было темно.
Внезапно меня осенила догадка. Как я не понимала!
— Валентина Михайловна, получается, домуправ тоже имеет отношение к "Сатурну" и действует заодно? — спросила я.
— Конечно! — сказала бабушка совершенно уверенно. — Они её смотрящей в доме поставили. Ведь им человек, чтобы влиять на жильцов и собирать информацию. Как думаешь, почему она десять лет бессменно старшая по дому? Я за неё не голосовала и ещё многих знаю, кто против. В последние лет пять мне и бюллетени в ящик не кладут. Зачем давать возможность голосовать тем, кто не поддерживает Тамару? —
У меня голова пошла кругом! Ведь и мы пару лет не получали бюллетени после того, как начали жаловаться на Багрова. На это у Тамары был один ответ: "Валере не нравится пользоваться слуховым аппаратом. Такой уж он человек! Если дед хочет орать, значит, будет орать, потому что он — собственник. Уважайте старость и терпите, вы и сами такими станете."
— Хуже всего, что Саша позволил себя втянуть в эту отвратительную историю. Вчера сказал, что собирается отправить жалобу на незаконную перепланировку. Наталью ждут крупные неприятности, — Валентина Михайловна достала банку с малиновым вареньем и предложила мне. — Получается, что он сам станет орудием "Сатурна" против этой дурочки пьющей.
Как оказалось, очередная криминальная схема, которая выстроилась вокруг следующей жертвы "Сатурна", была проста. Бабушка Валя объяснила мне её в деталях. Там всё было построено на согласованных действиях должностных лиц, которые были частью системы.
Наталье, которой в итоге откажут в согласовании перепланировки, ничего не останется, как продать свою квартиру с неудачным ремонтом за бесценок или её выселят по суду. Купит её двушку нужный человек, которого ей подруга-домуправ "вовремя" посоветует. Новому собственнику уже проведённые работы мгновенно согласуют. Потом он выставит квартиру на продажу, но уже совсем за другие деньги, умолчав о незаконном ремонте, а новые жильцы будут расхлёбывать последствия.
— Почему вы уверены, что она не сможет согласовать перепланировку? — спросила я.
— Ах, милая, не для того такие аферы затеваются, чтобы их можно было так легко разрушить. Ведь администрация перепланировки согласовывает, на них всё завязано. Квартира Натальи — только одна из целей "Сатурна". Они играют в долгую, при этом ещё и давление на Сашу оказывают. Он должен понять, что ничего не решает в этой ситуации и жаловаться бесполезно. Эти негодяи хотят раздавить его психологически. —
Пожилая соседка подлила мне чаю в чашку и пододвинула розетку с вареньем.
— Попробуй, Аля, я сама делала.
Варенье было ароматным и в меру сладким, совсем не то, что магазинное. Несмотря на тревожный разговор, я растворилась в домашнем уюте квартиры пожилой соседки.
— Я Саше много раз говорила, что он играет с огнём. Это плохо кончится, — продолжила Валентина Михайловна, — но у него зять на юриста учится, помогает жалобы строчить. Они собрались засудить всех, включая Багрова. Со стариком сумасшедшим судиться — весёлое занятие! Саша говорит, будет ещё и в прокуратуру писать. Это бессмысленно: уверена, там не устоят перед возможностью взять на лапу. — Бабушка добавила в чай варенье и начала помешивать. Ложечка звенела о стенки фарфоровой чашки. Этот звук успокаивал, как метроном, он придавал беседе размеренность.
— Эти мерзавцы изощрённо коварны. Кому надо — занесут и обо всём договорятся. Ведь мафия не ходит по судам, она их покупает, — пожилая соседка вздохнула, ложечка зазвенела вновь.
Я в растерянности ковыряла кусочек бисквитного торта. Он был вкусным, но аппетит пропал.
— Знаешь, ничего у Саши не получится. Только зря время тратит. Такие паразиты к нашему дому прицепились, не справиться, — неожиданно эмоционально добавила Валентина Михайловна, отставив чашку в сторону.
— Причина неудач в том, что мы не можем действовать их методами. Мы ограничены законом и ресурсами, а они — нет, — продолжила бабушка.
— Но причём я и Максим? — вырвалось у меня. — Мы не писали жалобы!
— "Сатурн" и те, кто с ним связан, вцепились в вашу однушку не оттого, что им до вас есть дело. Просто могут такие штуки проворачивать. Вот к чему приводит безнаказанность! Один раз они уже нажились на вашей квартире, видимо, решили пойти по второму кругу. Мне жаль, милая. Этого не должно было случиться, — с грустью добавила она.
Как я и предполагала, негативный отзыв мне оспорить не удалось. Я удалила профиль вместе с объявлением и решила, по возможности, больше не приближаться к проклятому дому.













Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.