– Чёрт бы побрал всех этих насекомых! И почему Ной[1] спас двух комаров? – Амори прибил очередного кровососа. Друзья, как и всё войско встали лагерем.
– Специально, чтобы подгонять таких ленивых воинов, как ты, Амори – ухмыльнулся Жиль.
– Мы уже несколько дней тащимся вдоль Дуная[2]. Где же Византия? – спросил Роже.
– Мы только недавно вошли в земли венгерского короля[3], а ты уже хочешь видеть перед собой Константинополь – сказал Годфруа.
– Какие новости, Кристоф? – спросил Матьё.
– Венгры не хотят нас так просто пропускать и требуют в залог пленных – ответил сын графа, всматриваясь вдаль.
– Вот наглецы! Да как они посмели! – негодованию Роже не было предела.
– Это потому что крестьяне[4], прошедшие здесь раньше нас, решили пограбить местных собратьев. Теперь венгры не очень-то и доверяют нам – произнёс Жерар, вычищая ногти.
– Интересно, а кто-нибудь вообще задумывался о том, что оставит в истории этот Крестовый Поход? – вдруг спросил Годфруа, внимательно посмотрев на друзей.
– В смысле? – удивился Амори.
– Ну… вот этот крестьянский поход, прошедший здесь до нас. Они же больше грабили, нежели шли в Святую Землю. Сарацины, небось, до сих пор думают, что мы все такие же неумелые вояки. Да и рыцари-крестоносцы не лучше. Большинство из них идёт не потому что Папа просил об освобождении Гроба Господня, а чтобы завоевать себе земли и награбить золота. Вот и всё. И даже такой великий человек как Пётр Пустынник[5] не может повысить их веру. И мы ещё надеемся с таким воинством достигнуть Иерусалима – огорчённо произнёс Годфруа.
– Слушай, Годфри, с чего ты вообще взял, что главная причина этого похода – освобождение Гроба Господня? По мне, так всё это было сделано для того, чтобы отправить на войну с сарацинами всяких там однощитовых рыцарей и крестьян, чтобы они не грабили христианские королевства – неожиданно ответил Кристоф.
– Что-то мне не вериться, что такие великие люди как Папа и Пётр Пустынник так настаивают на Крестовом Походе только ради того, чтобы послать кучку разбойников в Святую Землю – недоверчиво произнёс Жиль.
– Почему же только из-за этого? Захват земель на Востоке и создание там сильного королевства, которое значительно ослабит сарацин – разве это такая уж плохая затея? – насмешливо ответил сын графа, всё больше удивляя своих друзей – Жерар, подтверди.
– Извини, Кристоф, но я не согласен с твоей идеей. Если бы мы жили во времена римлян, то тогда другое дело – они были поганые и хитрые люди. А сейчас мы все проще, бесхитростней. Сейчас в почёте смелость, благородство, честность, верность. Всё то, что завещал нам Иисус – возразил Жерар.
– Не стоит так недооценивать людей, Жерар. Запомни это – Кристоф нахмурился и ушёл под полог.
– Что это с ним? – Матьё удивлённым взглядом проводил друга.
– А чёрт его знает. Может, муха какая укусила – Амори всматривался в войско – Смотрите, Пётр Пустынник.
Друзья, кроме Кристофа, тут же повставали со своих мест и подошли к Амори, чтобы посмотреть на столь значимую личность, как этот проповедник. Он был худ, невысок, одет в шерстяную рубаху на голое тело, поверх неё грубое одеяние до пят и капюшон на голове.
– Говорят, что он не ест даже хлеб. Только рыбу и вино – благоговейно прошептал Роже.
– Да, а ещё он отдаёт беднякам всё то, что ему дарят – добавил Годфруа.
****************************************************************
– Это точно? – брат Марк посмотрел на сенешаля.
–Так было обговорено и даже если войско герцога Готфрида прибудет раньше, они будут ждать всех остальных полководцев. Так что наши беглецы никуда от нас не денутся – ответил Тома.
– И всё-таки я не могу понять, почему мы попали не в войско Булонского герцога, а к Роберту Нормандскому и Роберу Фландрскому? – спросил брат Марк.
– Ошибка Поля. Но это сейчас не так уж важно. Главное, что мы на верном пути – заверил сенешаль.[1] Потомок Адама и Евы, сын Ламеха, внук Мафусаила, отец Сима, Хама и Иафета. Ной был праведником в своём поколении, за что был спасён Богом от Всемирного Потопа и стал продолжателем человеческого рода. С этой целью Бог повелел Ною построить Ковчег и взять туда членов своей семьи и по паре животных каждого вида («чистых» животных надо было взять по семи пар, чтобы имелся запас для жертвоприношений). По окончании Потопа ковчег прибило к горам Арарата, где Ной принёс жертвы Богу, и Бог благословил его и его потомство. Под именем Нух почитается в качестве пророка в исламе.
[2] Вторая по протяжённости река в Европе, после Волги. Этимология названия реки по одной из версий означает Danuvius («быстрая вода») и связана с кельтскими словами danu («быстрый») и vius («вода»), а по другой версии восходит к скифо-сарматскому (иранский язык) dānu, что означало «вода», «река» («дон» значит «вода» в осетинском и иранском языках).
[3] Кальман I (Коломан I) Книжник (1070 – 3 февраля 1116, Секешфехервар) из династии Арпадов с 1095 до 1116 года. Сын короля Гезы I Кальман был назначен наследником престола королём Ласло I Святым. Когда последний серьёзно заболел после похода против Польши, Кальман был срочно вызван ко двору, однако после смерти Ласло 29 июля 1095 года был вынужден вести изнурительную борьбу за престол со своим братом принцем Альмошем. Ласло I Святой умер незадолго до Первого Крестового Похода, не успев исполнить данное им обещание выступить в этом походе совместно с армиями других христианских правителей Европы. Занятый противостоянием с младшим братом, король Кальман не был в состоянии участвовать в походе и по этой причине согласился всего лишь на пропуск крестоносцев по территории Венгрии. Однако ступившие на венгерскую землю в 1096 году крестоносцы принялись грабить лежавшие у них на пути города и деревни, и Кальман был вынужден преграждать дорогу этой армии с помощью взятия заложников или выставления собственной армии для контроля за продвижением участников похода.
[4] Крестьянский крестовый поход известен также как Народный Крестовый Поход или Крестовый Поход бедноты. Это первый этап Первого Крестового Похода, продлившийся около шести месяцев, с апреля по октябрь 1096 года. Выступившая в нём армия простолюдинов во главе с Петром Амьенским, или Пустынником, и Готье (Вальтером) Голяком была практически полностью разгромлена превосходящей по численности и хорошо вооружённой сельджукской армией Кылыч-Арслана I. Крестьянский крестовый поход известен также как Народный крестовый поход или Крестовый поход бедноты.
[5] Пётр Амьенский – аскет, которому приписывалась организация Первого Крестового Похода. Пётр родился около 1050 года в Амьене, был военным, потом удалился от света и стал монахом, пустынником. Умер в 1115 году в августинском монастыре при Юи, который основал и был там настоятелем.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.