"Три толстяка" Юрия Олеши / Литературный дневник / Юханан Магрибский
 

"Три толстяка" Юрия Олеши

0.00
 
"Три толстяка" Юрия Олеши

Перечитал Трёх толстяков. Как там, Дарья шутит? В город завезли поддельные ёлочные игрушки? Выглядят как настоящие, но радости никакой? Не совсем так, но почти.

Как и в детстве, чтение увлекло. Вон, я в два присеста без труда прочёл, а роман всего вчетверо меньше Колокола, который я читал месяц. Примерно с той же скоростью прочёл бы за неделю-полторы.

Но какая-то ненашенская сказка… сейчас постараюсь рассказать, что думаю.

Три толстяка — олицетворение богачей — там вовсе ни при чём. Ладно бы только, что они безликие и одинаковые, это можно счесть за прием (а какой приём? Что он значить должен? Единство в трёх лицах, что ли?), но они ж не капиталисты вообще ни разу. Они ведут себя не как трое синдикалистов, а как один взбалмошный король. Нам нарисована в искривлённом, карикатурном виде феодальная власть, а не власть богачей. Помните фильм Игрушка с Пьером Ришаром? Когда мальчик тычет пальцем в случайно оказавшегося за стеклом витрины живого человека и говорит "хочу", а Пьер не может отказаться от предложенной суммы? Вот там власть денег. И так ведь, в сущности, тоже не бывает, это тоже выдумка, но в фильме эта выдумка указывает на приводные ремни и шестерни большой и настоящей машины, а в сказке — нет.

Там много несмешной карикатуры. Вот хоть учитель танцев. У него маленькая голова, он глуп, это много раз подчёркнуто. Ну, мы же с вами понимаем, что если бы он был настоящим работягой, то голова у него вырасла бы большая, ум развился бы, он вырос бы честным, прямым человеком и т.д. и т.п. Целое множество персонажей высмеиваются за длинные носы и разные прочие несуразности нескладного тела.

Все, помимо главных героев, которым надлежит быть хорошими, постоянно играют в комедию положений в духе: тостяк начал жевать салфетку, ему указали на это, он выплюнул салфетку и принялся за ухо другого толстяка, напоминающее вареник.

Чему нас это должно научить? Что враги трудового народа — карикатурные идиоты, уроды, разыгрывающие перед нами какой-то мультяшный бурлеск?

Это очень досадно. Хорошей сказке не хватает тонкости, языку — хоть малейшей сдержанности (ну, сравним со сказками Оскара Вальда?).

Ню сюжет держит хорошо, образ девочки и девочки куклы отлично выдуман, пара Суок и Тутти, видимо, позаиствована у Андерсена (тут и про железносе сердце можно вспомнить). Буффонада откровенно утомляет, её всякий раз хочется пролистнуть.

Всё повествование построено на действии, даже описание даётся через действие, это очень оживляет текст.

  • Исполнено! / Лонгмоб «Возвращение легенды» / Mizerny
  • Подобие / Тебелева Наталия
  • Заключение / Поднять перископ / Макаренко
  • № 5 - Анастасия Арцишевская / Сессия #3. Семинар "Декорации" / Клуб романистов
  • Дневник / Миры / Beloshevich Avraam
  • Глава Вторая / Крис и Лора / Розенберг Розенберг
  • После битвы / Рука герцога и другие истории / Останин Виталий
  • Баба-Яга и Кощей на елке / Незваные гости / Хрипков Николай Иванович
  • Кладбищенский сторож. Птицелов Фрагорийский / "Легенды о нас" - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Cris Tina
  • Литагенство «По ста мирам» / Бесконечная дорога (сборник миниатюр и рассказов) / Кирьякова Инна
  • Окно последних лет / Золотые стрелы Божьи / П. Фрагорийский (Птицелов)

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль