Довелось мне перечитать (верней сказать, переслушать) все семь книг о Гарри Поттере. Помимо удовольствия от самих книг, интересно было сравнить свои впечатления от первого и от второго прочтений. Расскажу, пожалуй, о том, что думал, когда читал в первый раз. Сразу скажу, читал я запоем, но через губу. Вот умею я так: через слово плююсь, но от книги не оттащишь. Отчего плевался? Ну, как же! Ведь мы, авторы фентези, твёрдо знаем, как надо строить миры! И строить их нужно совершенно не так! В самом деле: копни чуть глубже мир Гарри Поттера, начни продумывать логику самостоятельно, отграничившись от авторского обаяния, и всё рухнет! Ведь если любой дурак, лишь бы удачно рождённый, может натворить единственным взмахом палочки столько всего, что маглам век не расхлебать, то мигом нарушается и баланс сил, и… закон сохранения энергии!
А технологии! Да бог с ними, с технологиями, простое холодное оружие, которым так неудачно воспользовалась Белатрикс, убив Добби? Где же всё это? Ох, да только начни перечислять, не остановишься.
А персонажи? Простые архетипы! Единственный достойный внимания — Снейп, как персонаж с глубокой личной трагедией и очень сложной жизнью, как персонаж, отношение к которому дано в постоянной динамике.
Вот примерно так я думал, когда в первый раз читал эти книги. Что же изменилось теперь? Откажусь от прежних слов? Да нет, пожалуй, не откажусь — всё верно. Просто тогда я был слеп ко многому другому, всему тому, что наполняет книгу, заставляет её читать, а мир Хогвартса оживать. Конечно, это отлично прописанные люди. Запомнился момент, когда шрам Гарри впервые нестерпимо заболел, а он сам начал воображать, что скажут его друзья, когда он расскажет им об этом. Наверное, именно в этот момент я понял, что сам могу ответить и за Рона и за Гермиону: они разные, они живые, они так здорово написаны, что совершенно оживают, обретают собственную волю даже в моей несчастной голове.
Ещё очень уж мне понравилось, как наполняется внутренним смыслом мир по мере взросления Гарри. Как становится ясно, что Воландеморт — аллюзия на Гитлера, сражение Дамблдора и Гредевальда — на Первую мировую. Гарри обвиняет Альбуса в том, что тот мог, пусть всего на два месяца плениться идеей превосходства волшебников над маглами, как мог он мечтать о подчинении их волшебникам? И Гарри понимает, что Альбус не был тогда сущим ребёнком, ему было столько же, сколько Гарри сейчас! И как же здорово этим ходом показан и Дамблдор и сам Поттер… Первый ещё не знал, к каким последствиям могут привести его мечты о справедливости, ведь мир ещё не видел двух великих войн, и как он в ужасе отрекается от своих мечтаний, как борется всю свою жизнь, до самого конца, против них. И второй, Гарри, для которого мир расколот на врагов и друзей, и такие идеи Дамблдора он не может воспринять иначе, как предательство.
Как удаётся Роулинг наполнить живым смыслом слова Дамблдора о любви, такие простые, такие пошлые, давно набившие оскомину, что поначалу хочется смеяться над ними вместе с тёмным лордом? Как? Я не дам ответа.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.