"Молодая гвардия" Александра Фадеева / Литературный дневник / Юханан Магрибский
 

"Молодая гвардия" Александра Фадеева

0.00
 
"Молодая гвардия" Александра Фадеева

Решил, что надо писать хотя бы страницу собственных мыслей о всякой прочитанной книге. Не беда, если мысли окажутся разрозненными, но сама письменная речь заставляет задуматься, ещё раз бросить взгляд на прочитанное, удержать в памяти самое важное. Потому писать буду про книгу, которую обычно читают в детстве, либо не читают вовсе — про «Молодую гвардию» Александра Фадеева. Я вот её прочёл только что. Книгу эту совершенно невозможно вместить в литературные рамки, рассматривать как роман сам по себе — как можно отмести в сторону войну? Ребяческий какой-то, но оттого не менее настоящий подвиг самих молодгвардейцев, их страшную смерть? Наконец, судьбу самого Фадеева, которому пришлось переписывать и расширять роман, вводя в него руководящую роль партии. Фадеева, который получил славу и признание, вознесён оказался выше некуда и потому вовсе ничего не мог писать, будучи занят (как Блок в последние годы — ничего не писал, его использовали как своего, красного поэта, для заседаний и организации).

Всё это разом приходит на ум, потому «Молодая гвардия» — это не «Война и мир», самостоятельный, художественно цельный роман, а скорее «Воскресенье» — полудокументальный, простой по слогу, прямой в художественных средствах. Роман писателя, который и вообще написал мало, и перед этой, последней своей работой не писал… сколько? Не двадцать ли лет.

Потому, наверное, роман тяжёлый, неровный, многословный. В нём много имён, много едва-едва обозначенных героев, запомнить которых я никак не мог — видно для этого нужно перечесть книгу или сразу конспектировать при чтении. Но такое обилие, вместе и с этой невозможностью всё удержать в памяти создаёт ощущение правдивого многоголосья жизни. Роман, верно, составлен из множества воспоминаний, дневников, часто — кажется — у автора не было ничего, кроме фотографии, и он старательно описывал: такие вот черты лица, вот такие волосы, вот так лежат. Вообще волосы отчего-то он упоминает часто и как-то правдоподобно. Первые главы романа читать просто невозможно, всё равно, что на солнце смотреть неприкрытыми глазами — так силён там накал некоторого возвышенного, восторженного, торжественного чувства, которое вместе с тем живёт будто в одной авторской речи, в его взгляде, но не мешает героям оставаться живыми ребятами и дивчатами (sic). Нет, правда, же. От Майи Пегливановой в романе остались высокие скулы, важность, да слова: девочки, вы совсем не знаете диалектики!.. — но слова эти памятны, и сама она, хоть и наброском, но живо нарисована. И в этом большая разница между романами, где герои выдуманы, и теми, где автор берёт их из жизни. Более того, пользуется не собственными над ними наблюдениями, а как хороший журналист собирает чужие и выплавляет в неточный — возможно — но живой и притягательный образ.

Авторская оценка героя сильна, ярка, прямолинейна. Пусть генерал тучный, с жидкими волосами, с залысинами, слабым голосом — всё это будет о нём сказано, но если это наш генерал, то ходить он будет неожиданно легко, взгляд его серых глаз будет сильным и спокойным, и никаких сомнений не останется в том, что человек он достойный и честный. Дурные персонажи несут ту же печать: говорится о них достаточно точно, но с такой силой ненависти, что сама чистоплотность немецкого генерала и складки его сколько-то обвисшей к старости кожи будут вызывать отвращение. Свет, говорю, сильный — глаза слепит, тени жёсткие.

Двое только героев не получают такой однозначной оценки: Валя, которая совсем теряется перед лицом немцев и покорно идёт, когда отобранных работников гонят в рабство за запад. Она отказывается от борьбы, отворачивается от Ули. Осудить её можно, но проклясть — никак, её любят и Уля, и автор. Вот она, да ещё Стахович — парень, который не выдержал пыток и сдал своих. Весь роман он подаётся, как хороший, в общем-то, парень, честный и смелый, да вот с какой-то слабиной характера, которая и даёт сильную трещину в отчаянный и предельный миг. Да кто из нас за себя скажет — выдержит ли пытки!

Роман, против ожидая, не оскоплён: в нём много чувственного любования молодостью, девушками-болтушками, Любкой-артисткой. Довольно и сильный кинемотографических сцен, а про пытки и казнь, как там сказано, любой имеющий душу не смог бы писать, так и читать невозможно.

Важный роман своей эпохи, прочитанный миллионами наших людей, неразрывно с этой эпохой связанный и потонувший, кажется, вместе с нею.

  • Письмо учителю / Последнее слово будет за мной / Лера Литвин
  • Ваши стандарты / Рыбаков Александр
  • "Незнакомка" - для журнала Writercenter.ru #10 / "Несколько слов о Незнакомке" и другие статьи / Пышкин Евгений
  • Электричка везла маэстро / Позапрошлое / Тебелева Наталия
  • Салфетка 393. Аполлинария заблудшая / Без прочтения сжечь / Непутова Непутёна
  • Аскетизм / Чугунная лира / П. Фрагорийский (Птицелов)
  • Орден Добропорядочных Гениев. Май / Тринадцать месяцев / Бука
  • Полкоролевства за ведро загадок / Ласковое сердце / Блинцов Денис
  • 23 августа 1942 года. Город Сталинград. / Саркисов Александр
  • Приглашение в людепарк / Домашние питомцы / Волохина Наталья
  • Нежная песня смерти. / Старый Ирвин Эллисон

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль