"Вся королевская рать" Роберта Пенн Уоренна / Литературный дневник / Юханан Магрибский
 

"Вся королевская рать" Роберта Пенн Уоренна

0.00
 
"Вся королевская рать" Роберта Пенн Уоренна

Прочёл роман Роберта Пенн Уоренн "Вся королевская рать". Это лучшая книга из тех, что приходилось мне читать в последние несколько лет. Странно, но я открывал её, рассчитывая развлечь скуку простой и бойкой прозой политического романа — с чужих слов я этого и ожидал, но увидел другое. Пенн Уоренн — поэт. Это бросается в глаза, это невозможно не заметить, прочитав хотя бы десяток страниц. Это значит, что он чувствует ритм речи, что он живописен, что не скупится на метафоры, проговоренные и продуманные, часто тяжеловесные, как парча, но всегда цельные и уместные. Всё это делает ткань романа вязкой, но прошитой он начала до конца логикой и смыслом, не имеющей ничего общего с сюжетом.

Впрочем, что обыкновенно представляется, когда думаешь о прозе поэта? Чехарда зарисовок, полная более или менее удачных метафор, натужная лирика, которая на десятом холостом обороте своего маховика всё-таки выдавит у читателя слезу, туманная бессмыслица сна, разрозненность мысли, которая если чем и связана, то личностью автора-сновидца. А тут не так.

В сюжетном (усилим — в остросюжетном) романе, сюжет этот, проволочный костяк взаимосвязанных событий выстраивается в такую схему, какой никогда не бывает в жизни. Что ни делают герои, они делают в угоду сюжета, по его требованию и для его развития. Всё детерминировано и просчитано как у Агаты Кристи, и оттого читать такую прозу можно только как литературную условность, совершенно никак — или очень отдалённо — связанную с жизнью. А тут не так.

Сюжет есть: он цельный, собранный, более того, всякая карта играет, каждый персонаж делает (или не делает, как в случае с Рафинадом) то, для чего и предназначен. Но собирается сюжет именно в сюжет, а не череду плохо связанных событий жизни героев едва не в самом конце, когда вдруг машина срабатывает и тем обнаруживает себя.

"Вся коровевская рать" — это свита губеранатора Вилли Старка. Но она так карикатурна, что ясно — не о ней речь. Толстяк Даффи, толстый и колышущийся как раздутый труп, с бриллиантовым перстнем на пальце, с гибким хребтом, глупый и жалкий. Рафинад, коротышка-ирландец, гениально водящий машину и прекрасно стреляющий, но не умеющий двух слов сказать, чтобы не запнуться, преданный Хозяину как пёс. Ещё есть умная женщина, состоящая при Хозяине любовницей и секретарём, с волосами обкорнанными наспех, в вечном сигаретном дым; проницательная, она видит измены Хозяина, проклинает его, кричит и вздорит, но знает, что тот вернётся. И наш герой, наш холодноватый герой, который видит мир глазами художника, великолепно его описывает, но что ни случится с ним, переживает сам, скрывая от читателя. Разве потом обмолвится. И вот про Вилли Старка нам вроде бы и рассказывают. А вместе с тем про разных людей, разных поколений, живущих, работающих, думающих, которые связаны сетью знакомств и обстоятельств, и вместе рисуют куда больше, чем дали бы разрозненные портреты.

Если бы я просто пересказал сюжет, развернув его на две страницы, вы бы увидели, что это хорошо.

Если бы я перечислил афоризмы, вышедшие из этой книги, вы бы увидели, что они известны.

Если бы я вытащил бы из текста пару страниц, где разворачивает автор свои тяжёлые и сильные крылья поэта, вы увидели бы, что поднимается он высоко.

Если взять на себя труд и пересказать одни только мысли романа, вы сказали бы, что автор, верно, философ.

Слушайте, это правда хорошо, ну.

  • Исполнено! / Лонгмоб «Возвращение легенды» / Mizerny
  • Подобие / Тебелева Наталия
  • Заключение / Поднять перископ / Макаренко
  • № 5 - Анастасия Арцишевская / Сессия #3. Семинар "Декорации" / Клуб романистов
  • Дневник / Миры / Beloshevich Avraam
  • Глава Вторая / Крис и Лора / Розенберг Розенберг
  • После битвы / Рука герцога и другие истории / Останин Виталий
  • Баба-Яга и Кощей на елке / Незваные гости / Хрипков Николай Иванович
  • Кладбищенский сторож. Птицелов Фрагорийский / "Легенды о нас" - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Cris Tina
  • Литагенство «По ста мирам» / Бесконечная дорога (сборник миниатюр и рассказов) / Кирьякова Инна
  • Окно последних лет / Золотые стрелы Божьи / П. Фрагорийский (Птицелов)

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль