Кто же такой крепостной Российской империи по кличке «Коба». Имя заимствовано грузинским классиком А. Казбеги от «Кобы-царя». В его романах это имя читается, как абрек-горец, после которого оно приобрело распространение в Грузии.
Коба родом от приезжего господина Пржевальского, в нем заложены гены польского шляхтича (мелкого, бедного дворянина). Он вырос уличным баловнем, и больше времени проводил не в церкви, а в компании местных хулиганов. Узнав, что это не его сын, крепостной крестьянин, постоянно, в пьяном виде, жестоко избивал жену, крепостную крестьянку. И бил пасынка по голове, желая убить чужого ребенка. В результате мозг Кобы с детского возраста больше не развивался: в своих поступках в дальнейшем он действовал как ребенок. Когда врачи приехали к умирающему Кобе, было уже поздно, они увидели на стенах его спальни много детских рисунков.
Обида и месть накапливались с возрастом. Сначала в духовном училище, затем в духовной семинарии, он чувствовал себя изгоем и всяческими путями пытался скрывать это от окружения. Усугубили его характер и физические недостатки, два пальца, вросшие на ноге, неправильно сросшийся перелом руки, оспа на лице. Это трагедия для мальчика, и она сопровождала его всю жизнь. Он в детстве не знал тепла и ласки в семье, рос дичком. Не было в детстве у Кобы хороших учителей. Матери было некогда, она зарабатывала на хлеб тяжелым трудом и телом. В 1888 году, когда муж узнал, что ребенок не от него, развелся с женой, и погиб пьяный в драке.
«Когда родители передают своим детям плохие гены, может возникнуть нейрородегенеративное заболевание. Испорченные гены вызывают недостаток определенных ферментов. Из-за отсутствия этих ферментов в кровь попадают токсины. Эти токсины постепенно собираются в печени, селезенке, костях и, что наиболее опасно, в мозге. Оказывается, одно-единственное переживание крайнего ужаса может изменить биохимию мозга. Такой страх делает людей более чувствительными к выбросам адреналина, производящим разрушительный эффект, сохраняющийся на протяжении десятилетий. Жертвы разрушительной травмы могут навсегда измениться биологически, был ли это бесконечный ужас сражения, пытки, постоянное насилие в детстве. Ученые считают, что чрезмерное увлечение просмотром телевизора оказывает влияние на формирование детского мозга. Это открытие вызвало серьезное беспокойство среди специалистов по детскому развитию. Они тревожатся о скрытом влиянии телевизора на способности ребенка к обучению. Не становится ли у ребенка меньше времени для размышлений, анализа, чтения, игр и общения? Берегите мозг ребенка».
Психиатры глубоко сочувствует мальчику Иосифу за его трагическое детство. В связи с тяжелыми побоями в детстве, особенно, из-за травмы головы, у него появилась паранойя (чувство страха). Всю жизнь он скрывал свою немощность и мстил, чтобы не подумали, что он чего-то боится. Произошла трагедия в его личной жизни: он жил в «футляре».
Цвейг назвал свою новеллу «Амок». Амок в переводе с малазийского языка, психическое заболевание, наблюдающееся у жителей Малазийских островов, выражающееся в преступно образном возникновении расстройства сознания, после кратковременного нарушения которого, больной пускается бежать, уничтожая все попадающееся на его пути.
Подросткового Кобу мать определила в духовное училище Гори. Там были жесткие аскетические правила поведения. В Тифлисской духовной семинарии все повторилось. Слушатели семинарии из богатых семей постоянно унижали мальчика. У него стал вырабатываться стиль мщения в характере за оскорбления. Он становился озлобленным и у него сформировался нарциссический мозг. Когда становишься таким маленьким, оказываешься едва ли не больше Вселенной. Доктор Джон добавляет: «У нарциссических личностей мотивация по укреплению самооценки сильнее, так как они чувствительны к критике. Таким образом, нарциссические натуры способны раздуть свое самомнение до недопустимых пределов. Они предпочитают обращать внимание на себя, а не на других, и любят часто смотреться в зеркало. У «нарциссов» определенно завышенная самооценка, с которой мало кто соглашается».
Английский историк Саймон Себаг-Монтефиоре писал: «Коба был чрезвычайно одаренным учеником, получавшим высокие оценки по всем предметам: математике, богословию, греческому языку, русскому языку. Кобе нравилась поэзия, и в юности он сам писал стихи на грузинском языке, привлекшие внимание ценителей». По его же мнению Коба имел выдающиеся интеллектуальные способности: к примеру, мог читать Платонав оригинале. Когда Коба пришел к власти, продолжает историк, он всегда сам писал свои речи и статьи в четком и зачастую утонченном стиле.
Когда Коба учился в духовной семинарии, там были строгие нравоучения по изучению литературы. Слушателям постоянно внушалась мысль, что прочитанное является неотъемлемой частью жизни каждого. Что написано в книге, является аксиомой, которую вдалбливали детям постоянно. «Что написано пером, не вырубишь топором». В дальнейшем он руководствовался только тем, что написано на бумаге. Так готовили его к служению «богу». Если в ней записано, что кто-то враг, Коба убежденно верил в этот вердикт. В его поступках и решениях отсутствовала логика и аналитика прочитанного. Что ему сказали, что ему написали, он исполнял неукоснительно и точно, не думая о последствиях принятых им решений.
Любая критика приводила его в буйную ярость, которую он умело, скрывал и жестко мстил, за якобы надругательство над ним, как врагу. Его мозг не знал сочувствия и сострадания к людям, у него был мозг «робота», запрограммированный на уничтожение всего живого, что мешало ему жить. Зациклился на «опричнине» Ивана Грозного. В широком смысле, термин «опричнина» воплощает в себе террор, расправу и жестокость со стороны властей в период с 1565 по 1572 год.
Были светлые моменты в жизни Кобы. 1906 году, с первой любовью Екатериной Сванидзе, он обвенчался в Тифлисской церкви, а в 1907 году она умерла от тифа. Вторая любовь возникла в 1920 году с Надеждой Аллилуевой. Но Надежда покончила жизнь самоубийством в 1932 году на фоне конфликта с мужем. Стоит отметить, что жизнь с человеком, который имеет такой тяжелый характер, как у Кобы, была необъяснимо трудна. Известно, что он мог молчать по трое суток, находясь в глубочайших раздумьях. Надежде было трудно не только из-за того, что ее муж был тираном — она не имела никакой возможности общения. У нее не было подруг, и Надежда нуждалась в обыкновенных, человеческих, домашних, теплых отношениях.
Ремарка И. А. Васильева: «Середина сентября. Пять часов утра. Высоко над деревней в легких чешуйчатых облаках стоит луна. Она только-только пошла на убыль, правый нижний угол ее словно подтаял. Белый лунный свет ярок, он забивает наплывающую с востока розоватую синь медленного рассвета.
Я иду на восход, и впереди меня движется моя собственная тень. Через каждые двадцать шагов замечаю, как тень истончается, делается совсем прозрачной, вот на траве уже не заметна, лишь на желтой ржаной стерне угадывается чуть-чуть. Проходит еще минута, и тень пропадает: сила двух источников света — луны и зари — сравнялись.
В березнике матово белеют ближние стволы, а в глубине все сумеречно, зыбко, даль не просматривается, идешь — будто в сказку вступаешь: одна за другой растворяются перед тобой двери, и возникает такое ощущение, что дверям этим не будет конца, и вроде бы начинаешь робеть, хочется остановиться, подождать, но таинственная сила все влечет вперед, к последней двери, за которой должен распахнуться во всю силу светлый, радостный простор. Но прежде чем достигаю этой желанной черты, заря успевает залить березняк молочно-розовым светом, и сказка кончается. И тогда мне становится жаль исчезнувшей сказки, которую начали, но не досказали лунная ночь и восходящая заря».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.