Горький опыт русско-японской войны привёл к появлению подобных кораблей и в русском флоте. «Андрей Первозванный» и «Павел I» даже перепроектировали уже на стапелях с учётом военного опыта. Их постройка затянулась на долгие годы и вошли в строй они почти одновременно с первыми русскими кораблями дредноутного типа (четыре «Севастополя» на Балтийском море).
Не будем вдаваться в технические и исторические перипетии их создания и службы. Дадим слово человеку, более других достойному дать оценку русским недодредноутам. Из рапорта командира строящегося эскадренного броненосца «Император Павел I» капитана 1-го ранга П.В. Римского-Корсакова (1908 г.):
«…Не раз я имел случай высказывать свое мнение, что из кораблей «Император Павел I» и «Андрей Первозванный» нельзя сделать «дредноутов», сколько бы их ни совершенствовали, и поэтому они никогда не достигнут того, чтобы сравняться с нашими будущими броненосцами.
В то же время нельзя ни на минуту сомневаться в том, что эти корабли в том виде, как они теперь обдуманы, всегда останутся весьма серьезными противниками для самых сильных броненосцев… Наши два корабля на некоторых курсовых углах с успехом могут состязаться даже с английским броненосцем «Dreadnouhgt».
Но при всем том они всегда останутся кораблями только 2-й линии боевых судов активного флота, они туда будут поставлены своим ходом, который даже по проекту на 3 узла меньше хода будущих броненосцев (имеются ввиду линкоры «Севастополь») нашего флота».
Слабым утешением было то, что в конструкции этих кораблей удалось в полном объеме учесть опыт русско-японской войны, в том числе идею полностью бронированного борта. Кораблестроители создали идеальный броненосец для эскадренного боя. Не хуже пары британских. Жаль, что случилось это уже тогда, когда эпоха Цусимы давно отгремела и стала историей.
Кроме упомянутой пары броненосцев, к переходным кораблям относится и броненосный крейсер «Рюрик». Он стал первым русским крупным кораблем, построенным с учетом боевого опыта 1904-1905 годов. Его основные идеи были выдвинуты Морским техническим комитетом и на долю компании «Виккерс» выпала честь воплощения их в детальный проект, основным достоинством которого стал, близкий к оптимальному, баланс основных качеств. В крейсере гармонично сочетались наступательные и оборонительные элементы. Конструктивный прорыв произошел в части обеспечения боевой живучести корабля. На крейсере впервые была создана мощная перепускная система, автоматически предохраняющая от появления большого крена при затоплении бортовых угольных ям, а увеличенная начальная метацентрическая высота и средства быстрого выпрямления корабля гарантировали сохранение крейсером прямого положения при всех подводных повреждениях. Управление трюмными системами крейсера впервые было сосредоточено в специальном трюмном посту. Послевоенные конструктивные нововведения, реализованные на «Рюрике», оказали значительное влияние на строившиеся после него английские линейные корабли и крейсера.
Японцы и французы обзавелись парами подобных крейсеров, итальянцы запилили четыре, англичане успели построить три, немцы один. Строго говоря, «Блюхер» был построен именно в том виде, в каком был, благодаря успешной дезинформации со стороны англичан. Если бы… да кабы, да во рту росли грибы… Останавливаться подробно на них сейчас не будем. Скажем только, что они были чуть сильнее или слабее друг друга, в разной степени учитывая опыт русско-японской войны и хотелки своих адмиралов. «Рюрик» выглядит не хуже большинства «одноклассников». Жаль, что он, как часто бывает, не успел.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.