Мы не можем пройти мимо двух войн конца 19 столетия, в которых столкнулись корабли, облачённые в броню. Как бы там меленько и жиденько не было, но всё же было. И обе войны имели огромное влияние. Потому что они были только что, это во-первых. Во-вторых, Америка, Испания, Япония и Китай являлись либо державами, претендующими на заметные роли в мировой политике, либо местом приложения мировой политики всех ведущих государств (речь о Китае, если кто не понял).
Японо-Китайская война 1894-1895 годов
В 1894-м году в Корее случилось революционное восстание. Корейское правительство обратилось за помощью к Китаю, который ввел свои войска. Между тем по конвенции, еще ранее заключенной между Японией и Китаем, оба государства в случае необходимости «водворить в Корее порядок» должны были одновременно высадить войска, с тем, чтобы по миновании надобности одновременно же убрать их оттуда. Китай, введя свои войска в Сеул, отказал Японии в совместной оккупации, ссылаясь на свои суверенные права. Япония с этим не согласилась, отправила свой отряд, который захватил Сеул и арестовал корейского императора. Предлог к войне был найден. 1-го августа 1894-го года Япония объявила Китаю войну.
Мы можем задаться вопросом: зачем вообще китайцы полезли на Японию? Совсем скоро желто*опые островитяне наваляют целой Российской Империи, пустив на дно и захватив кораблей больше, чем в китайские порты могло поместиться. Но это будет совсем скоро. А пока Япония во всём мире воспринималась как что-то мелкое, зацепившееся за подошву цивилизации. Что творилось в Японии за несколько лет до этой маленькой и победоносной войны может и знали, но в серьёз не воспринимали. И Китай, будучи хоть и зависимым от европейских держав, считал себя способным справиться с этими никчёмными рыболовами с островов. Оказалось — напрасно.
Решающее значение в исходе морской войны имела подготовка японцев к ней, значительно превосходящая таковую китайцев. Начиная с систематического создания вооруженных сил, тщательного разработанного плана войны и кончая тактической подготовкой флота, японцы были несомненно выше, что и определило их успех.
Центральным моментом войны на море был бой при Ялу. Здесь японцами была обнаружена отличная тактическая подготовка, и в этом отношении они оказались впереди не только своею противника, но и других флотов, предвосхитив новые методы ведения морскою боя.
Действия раздельными отрядами, маневрирующими совместно в стройной колонне, сосредоточивающими свой огонь, остающимися в течение всего боя удобоуправляемыми — является наиболее показательным приемом в тактике японцев при Ялу. Надо принять при этом во внимание, что в тактических суждениях того времени сохранялись традиции Лиссы, сводящиеся к представлению о бое, как о хаотическом столкновении судов в отдельных стычках, как своего рода "свалке". Этот отживающий способ был неудачно продемонстрирован китайцами, но он встретился с иной тактикой японцев, определившей его поражение.
Исход сражения при Ялу решила артиллерия, но не таран и не мина, которые современной тактикой учитывались как главные, решавшие предыдущие сражения парового флота, боевые средства.
Условия дистанция боя были подходящими для действий скорострельной артиллерии среднего калибра (15 — 20 кабельтовых и меньше). Противники сближались на самые короткие расстояния при которых могли быть введены орудия малых калибров. Отсюда тактика после Ялу сделала вывод о преобладающее значении скорострельных орудий среднего калибра (и малого). Появились теории, отрицающие целесообразность крупных орудий, полагавших достаточным ограничиться 120-150-мм, не выше, В основу предположения о бое клались дистанции 15-20 кабельтовых, как вероятнейшие.
За исключением 2-х броненосцев, все остальные суда принадлежали к классу крейсеров, либо вовсе лишенных брони, либо сравнительно слабо забронированных, вследствие чего снаряды средней артиллерии производили большие разрушения. Малые дистанции вытекали из тактики, принятой сражавшимися сторонами. При иных условиях (тех, которые сложились в боях Русско-Японской войны, например) эти выводы уже не соответствовали бы обстановке.
Бой при Ялу показал ценнейшие свойства броненосцев. Несмотря на то, что «Тинг Иенг» и «Чин Иен» являлись довольно устарелыми по тому времени кораблями, они выдержали жестокий бой, проявив несравнимую с крейсерами живучесть. Этот класс кораблей в последующем является основным, в числе главных сил флота, что и было учтено в дальнейшем развитии военно-морского искусства.
Резюмируем:
1. броненосец есть главный корабль для боя, потому что он живучий и на нём можно разместить много орудий.
2. значение орудий среднего и мелкого калибров велико. Их надо как модно больше. Главный калибр нет необходимости иметь многочисленным.
3. дистанции боя минимальные, до 15-20 кабельтовых.
Испано-Американская война. Нет — Американо-Испанская
США к интересующему нас периоду времени окончательно подавили сопротивление коренных американцев — на порядок сократив их число с помощью депортаций и геноцида. Американский капитал нуждался в разнообразном дешевом сырье, защищенных рынках сбыта для произведенной продукции, и в морских коммуникациях, обеспеченных военно-морскими базами.
Началась американо-испанская война после интенсивной газетной кампании об «испанских жестокостях». Такая прелюдия к американской агрессии впоследствии сделается стандартной.
15 февраля 1898 на рейде Гаваны взорвался броненосец «Мэйн». Никаких мотивов для проведения такого рода диверсии у заведомо более слабых испанцев не было. Тема мутная, на русском языке описана относительно неплохо. Раздолье для любителей еврейско-рептилоидных заговоров и приворотов.
США обвинили испанскую сторону в преднамеренной диверсии, разорвали дипломатические отношения, потребовали ухода испанцев с Кубы и 21 апреля объявили Испании войну начали военные действия. 24 апреля Испания, в свою очередь, объявила войну США.
Практически все сражения испано-американской войны развернулись на море. Преимущество американского флота было подавляющим.
Испания располагала 1 броненосцем, 7 броненосными крейсерами, 5 бронепалубными крейсерами и 8 легкими крейсерами.
У США было 4 броненосца, 3 броненосных крейсера, 11 бронепалубных и 8 легких крейсеров.
Главное: американские суда превосходили испанские почти по всем показателям. Артиллерия американского флота была в 2,5 раза мощнее и обладала большей скорострельностью. Испанские броненосные крейсера превосходили (на бумаге) по скорости американские, но все остальные классы кораблей значительно уступали в скорости противнику. Кроме того, испанские суда были более старой постройки. Большинство из них нуждалось в ремонте и не было готово к немедленному ведению боевых действий. Американские суда имели также более надежную броневую защиту.
Не сопоставимы были и финансовые возможности сторон. У испанской казны не хватало средств даже для закупки угля для нужд флота. Существенную роль играло то, что основной театр войны в Вест-Индии находился в шесть раз ближе к атлантическому побережью США, чем к берегам Испании. У испанского Главного штаба вообще не было плана Войны против Америки.
Понятно уже, чем всё кончится, но потерпите. Для нормальных выводов надо немного накидать фактов.
1 мая состоялось первое и последнее сражение между эскадрами Девея и Монтено у мыса Кавите. Оно началось в 5 часов 12 минут утра, когда американцы открыли огонь по стоящей на якоре эскадре Монтено. К 8 часам утра почти все испанские корабли были подожжены артиллерийским огнем, и Девей объявил перерыв на завтрак. К полудню была уничтожена уже вся испанская эскадра. В предвоенные годы испанцы пренебрегали подготовкой комендоров, и стрельба их корабельной артиллерии была из рук вон плоха. В американские корабли попало всего 7 снарядов. Шестеро матросов ранено.
Бой начался на дистанции около 20 кабельтовых, но ввиду отсутствия попадания, корабли противников сблизились до 10 кабельтовых. Как сблизились — американцы подошли.
В Вест-Индии американская эскадра адмирала Симпсона блокировала Гавану и все северное побережье Кубы. Южное побережье острова с портами Сьенфуэгос и Сантьяго американцы заблокировать не смогли из-за удаленности от баз американского флота. 19 мая в Сантьяго прибыла после долгого перехода испанская эскадра адмирала Серверы. Через 6 дней американцы узнали об этом. Попытка запереть вход в бухту путем затопления старого угольщика не удалась. Судно затонуло не там, где планировалось, а семь американских матросов и офицеров, находившиеся на нем, попали в плен.
5 июня американцы высадили десант вблизи Сантьяго, соединившийся с 3-тысячным отрядом кубинских повстанцев. 6 июня была предпринята мощная бомбардировка Сантьяго, в ходе которой испанцы потеряли 9 человек убитыми и 35 ранеными. 7 июня отряд из 620 американских морских пехотинцев занял порт Гуантанамо. 15 июня последовала высадка основных сил 27-тысячного экспедиционного корпуса. Он был переброшен на 35 транспортных судах под охраной броненосца и 4 крейсеров.
2 июля, видя творившийся вокруг трындец, Сервера решил попытаться прорвать блокаду. Испанская эскадра шла вдоль берега. Ей противостояла американская эскадра в составе 4 броненосцев и одного броненосного крейсера. Сервера располагал 4 броненосными крейсерами и 2 миноносцами.
Американцы поочередно сосредотачивали огонь на одном из испанских судов. Вскоре все испанские корабли были уничтожены, при этом американцы не потеряли ни одного корабля при ничтожных потерях среди экипажей — всего несколько человек убитых и раненых.
Бой прошел на дистанциях от 20 кабельтовых до 4, значительное количество попаданий было достигнуто мелкокалиберной и среднекалиберной артиллерией. Например, «Мария Тереза» получила 22 попадания (из них больше половины — снарядами малого калибра), а «Окендо» — 68 (53 — малого калибра); «Бискайя» получила в бою 23 попадания (тут в основном крупным и средним калибром) и после этого затонул.
Лишившись флота, Испания вынуждена была искать мира.
10 декабря 1898 г. парижский мирный договор оформил результаты агрессии. Испания «официально» передала Штатам Филиппины, Пуэрто-Рико и Гуам. А также оплатила расходы США по нападению на саму себя — 25 млн долларов. Куба, формально объявленная независимой, была также оккупирована американцами. Зачем вам это? Что бы было.
Военно-морской флот США после Сантьяго был признан как один из ведущих флотов мира. Американцам, впрочем, припомнили и неорганизованность их действий в начале сражения и невысокую меткость стрельбы (при более 7 тыс. сделанных выстрелов лишь 163 попадания в корабли противника). Американцы одержали блестящую победу не столько благодаря своему военному умению, сколько по причине явного превосходства сил и крайне плохой подготовки испанского флота. Эти обстоятельства не помешали сделать примерно следующие выводы из случившихся морских баталий:
- Для кораблей в решающем сражении имеет большое значение защищённость, бронирование (менее других испанских кораблей был поврежден хорошо защищенный броненосец «Кристобаль Колон»).
- Не меньшее значение имеет скорость хода (как будто для кого-то это было ещё не ясно!).
- Подтвердилось значение скорострельности орудий, их оборудования, уровень подготовки расчётов. Главный калибр вновь был отодвинут на второй план артиллерией среднего и мелкого калибров.
- Дистанция артиллерийского боя броненосцев и крейсеров остаётся на уровне 10-15 кабельтовых. На больших дистанциях попаданий нет, как не старайся.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.