Часть 2. Внезапный линейный флот
На рубеже веков Великобритания имела 38 броненосцев и 34 броненосных крейсера. Германия — 7 и 2.
Конец фильма.
Важно знать предлог, под которым Тирпиц подал в Рейхстаг закон о флоте: английские крейсеры задержали немецкие торговые суда по подозрению в провозе контрабанды в Южную Америку. В Германии началась мощная антианглийская кампания.
Официально никто не делал громких и угрожающих заявлений (поначалу). Бисмарк в свое время сказал: «… чем меньше громких слов было бы при этом произнесено, чем меньше перспектив открыто… тем лучше было бы для нас». Тирпиц полностью придерживался этого мнения.
В 1898 году Германия принимает закон о флоте, подготовленный Тирпицем, в котором предусматривалось строительство к 1917 году 19 броненосцев. В 1900 году Рейхстаг согласился на 38 броненосцев. И соответствующее количество других кораблей. Цель всего этого веселья — обладание столь мощным флотом, что Лондону придется избегать любого рода конфликтов с Берлином. Предусматривалось так же расширение инфраструктуры флота, создание новых доков, расширение гаваней и портов, дополнительный набор офицеров и матросов, увеличение сети училищ и школ для подготовки личного состава.
38 броненосцев за 17 лет — реальность или фантастические прожекты?
В начале 20 века основу морской мощи Германии составляли уже порядком устаревшие броненосцы типа «Бранденбург», которые ввиду слабой защищенности, неудачного вооружения и низкой скорости брать в расчет не стоит. Продажа двух броненосцев Турции в 1910 году — большой успех — отбили по 9 миллионов марок за корабль при продаже (тогда как на момент постройки их стоимость доходила до 22 миллионов).
К 1902 году была закончена серия из 4 броненосцев типа «Кайзер Фридрих III» (пятый корабль достроили к 1908 году). На этих кораблях немцы отказались от оригинальной схемы из трех башен ГК, вернувшись к двум двух орудийным башням. Главный калибр в 240-мм значительно снижал ценность кораблей в боях с «одноклассниками» других стран. Все уважающие себя люди ставили ГК в 305-мм, а у англичан в единичных экземплярах были и более монструозные калибры.
Следует сразу объяснить традиционное для немецкого флота занижение ГК линейных кораблей, наблюдавшееся вплоть до конца войны: промышленность, бурно развивавшаяся, не могла производить пушки больших калибров достаточно качественно, поэтому ставка делалась на небольшое уменьшение калибра и увеличение скорострельности. Большая скорость стрельбы должна была компенсировать меньший вес бортового залпа. Уменьшение калибра позволяло так же создать более надежные башенные установки, лучше защитить их броней.
Второй особенностью броненосцев типа «Кайзер Фридрих III» стала мощная артиллерия среднего и вспомогательного калибров (18 150-мм и 12 88-мм пушек), что позволяло на средних и малых дистанциях производить германским броненосцам больше «металла» в единицу времени, и, соответственно, добиваться большего числа попаданий, нежели броненосцы других стран. Бытует мнение, что орудия и пушки в целом средних калибров у немцев были едва ли не лучшими в мире на тот период. И оно не лишено оснований.
Третья фича: трёх вальная энергетическая установка. Не принесла ожидаемых преимуществ, хотя и была оригинальным решением повышением маневренности и живучести. Произошло это из-за того, что одновременно с введением в немецком флоте трехвальной силовой установки, в остальном мире приняли более радикальное решение — стали применять четырехвальную, которая значительно превосходила немецкий вариант.
К 1904 году была закончена первая серия для «новелл» Тирпица: пять броненосцев «Виттельсбах». Ввиду спешки при закладке кораблей они мало чем отличались от предшественников. Удалось устранить недостатки в бронировании, но вооружение оставалось недостаточным для линейных кораблей, да и многие новые технические решения не давали ожидаемых положительных результатов.
К 1906 году завершилась следующая серия из пяти броненосцев типа «Брауншвейг». На этих броненосцах появились разработанные Крупом орудия калибра 280 мм, которые вплотную приблизились к 12 дюймовым орудиям остального мира. В очередной раз усилили вспомогательную артиллерию (14 орудий калибра 170 мм). Корабли опять были подвергнуты критике. В основном со стороны английских и французских кораблестроителей и моряков. Кто бы мог подумать! Справедливости ради, заметим, что броненосцы получились неплохими именно для своего театра военных действий — для Северного моря.
К 1908 году были построены последние пять броненосцев: тип «Дойчланд». Они в точности повторяли предыдущую серию, получив лишь увеличенную на 1 дюйм броню в районе пояса и башен.
Итого: за десять лет — двадцать кораблей. Оставалось девять лет и восемнадцать кораблей. Всё идёт по плану.
Вы же понимаете, что значит: построить броненосец? Миноносец, даже большой, можно построить практически в любом сарае. Легкий крейсер уже сложнее, но не более, чем пассажирский или грузовой пароход, не самый большой. Но с броненосными крейсерами и броненосцами совсем другая история.
Подобный корабль — средоточие научно-технической мысли и промышленной мощи государства. Нет ни одной отрасли экономики, которая не участвует в его создании. Морякам необходимо сформулировать, чего они хотят, и выбрать подходящий проект. Спроектировать корабль такого класса и сейчас не просто, а ведь ещё нужны чертежи для всех производств. А на производствах нужно уметь по этим чертежам работать. Работать хорошо и быстро. Для этого нужны образованные учёные, инженеры и рабочие. Силовая установка — где пар гуляет по системе под давлением в 14 атмосфер — та ещё игрушка. Наточить орудийных стволов — да из-за этого англичане не могли нормально корабли строить (то есть так много и быстро, как хотели), а накануне второй мировой войны и Англия, и Германия упирались в производство корабельной артиллерии как в стену. Наклепать нужно количество броневой стали тоже не просто. А ещё есть оптика, гидравлика, электрика и прочие …ика. И всё должно быть очень надёжно, с высочайшим качеством по допускам, из лучших материалов, желательно вчера и не очень дорого. Ведь для отчизны стараемся!
Пару десятилетий назад Германию никто не воспринимал всерьёз. Кроме Франции, пожалуй, которая в 1871 году немного отхватила в ходе маленькой победоносной войны. А уже в первые годы 20 столетия Второй Рейх заставил с собой считаться сильнейшую империю планеты.
Мы с вами не забываем, про Кильский канал, который оказывал влияние на строительство кораблей посильнее, чем какой-нибудь Морской штаб.
Таким образом, Германия обладала однородными…
Что? Про Кильский канал не понятно? Это судоходный канал, который пересекает южную часть Ютландского полуострова и соединяет Северное море с Балтийским. Канал проходит по территории Германии от Кильской бухты до устья реки Эльбы. Открыт кайзером Вильгельмом 21 июня 1895 г. Длина составляет 98,7 км. Канал проектировался и строился в те годы, когда размеры самых крупных кораблей не грозили раздуться в мгновенье ока до космических величин. Однако уже первое десятилетие 20 века, а особенно появление линкоров следующего поколения — дредноутов, показало необходимость существенной модернизации канала. И если первые серии германских броненосцев зависели от канала, то с 1907 года канал начали перестраивать под нужды новых кораблей. Закончили расширение и углубление канала в 1911 году. К началу войны Германия не отказывала себе в удобном использовании одного флота против любого из противников — Англии и Франции на западе и России на востоке. Но в начале столетия Тирпиц не захотел поступиться принципами своей программы стремительного роста флота и настоял на скорейшей постройке недоразвитых кораблей.
Таким образом, Германия обладала однородными, но слабыми линейными силами. К 1906 году, даже не беря в расчет появление «Дредноута», броненосцы кайзера морально устарели и не могли открыто и уверенно противостоять в решающем сражении флотам не то что Англии, но даже Франции и России.
Тирпиц всё это время желал сохранить в тайне планы на будущее, и не хотел раскрывать технические новинки, применяемые при реализации программ. Он сдержанно, даже негативно, отнесся к таким шагам Вильгельма, как:
— посылка эскадры в Манилу (1899 год). Это вообще отдельный трэш. Испано-американскую войну помните? Отлично. К июню 1898 года Вильгельм II демонстративно собрал эскадру к берегов филиппинской столицы. Пять немецких крейсеров из первой крейсерской дивизии Отто фон Дидериха болтались на волнах напротив одного броненосного и четырех легких американских крейсеров Джорджа Дьюи. Разошлись без стрельбы, но осадочек остался.
— посылка эскадры в Китай (1900 год — для подавления боксерского восстания). Тут ладно, все отметились. Друг перед другом козыряя цивилизованностью, поубивать косоглазых — милое дело.
— Кильский смотр (1904 год). На смотр германского флота были приглашены Эдуард VII и многие английские морские офицеры. Дадим слово Тирпицу: «На нашу судостроительную программу впервые взглянули иначе лишь в 1904 году. В том году вопреки моему желанию Эдуарду VII были показаны на Кильском смотре все корабли, которые мы имели».
Вильгельм, напротив, был рад любому случаю, который позволял ему блеснуть сильным флотом перед европейской общественностью.
Реакцию было легко предугадать: за несколько лет до Кильского смотра английское общественное мнение было недружелюбно настроено по отношению к Германии. А после подобной демонстрации боевой мощи началась открытая антигерманская кампания в английской прессе. Жители туманного Альбиона поняли, что им бросили вызов. Даже очевидное превосходство английских кораблей индивидуально и флота в целом не могло оставить Великобританию в состоянии душевного спокойствия.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.