Немного об источниках и историографии / Военно-морское соперничество (конец 19 века - канун Второй мировой) / Историк Дмитрий
 

Немного об источниках и историографии

0.00
 
Немного об источниках и историографии

Немного об источниках и историографии

Источники, которые пытливый ум может добыть и изучить, разнообразны. Не потратив ни копейки, в свободном доступе в этих ваших интернетах, Вы можете легко найти тонны именно источников.

Мне всегда нравилось читать мемуары. Поэтому вот Вам немного их.

В первую очередь — воспоминания Тирпица и Шеера. Первый был главным действующим лицом в строительстве флота в мирное время, а второй — боевым адмиралом, принимавшим непосредственное участие в боевых действиях. Работа Шеера (Шеер р. Германский флот в мировую войну (1914 — 1918). М.: Изографус, 2002. — 672 с.), тенденциозна, в некоторых случаях искажает факты (например потери флотов в ходе сражений). Однако это объясняется временем написания — сразу же после окончания Первой Мировой войны. Не забываем, что интернета не было, автор был представителем проигравшей стороны, да и оправдаться наверняка хотел. Но написано великолепно.

В мемуарах Тирпица (Тирпиц А. фон. Воспоминания. М.: Воениздат МО СССР, 1957. — 655 с.) так же есть незначительные фактические искажения, хотя идеологически работа более корректна.

Следует отметить тенденцию оценки качества кораблей в работах этих двух господ: неизменно высокую похвалу получают германские кораблестроители и моряки. Корабли отличные, построены хорошо, моряки обучены, офицеры грамотные. И это вполне объяснимо: часть вины за поражение на море переложить на плечи политиков — милое дело.

Воспоминания Вильгельма II не лишены привлекательности. Написанные в Голландии, где бывший кайзер жил после отречения, представляют интерес не только для нашей темы.

Не претендую, ни в коем случае, на полноту историографического исследования. Если что.

Из английских книг мне запомнилась работа Вильсона (Вильсон Х. Линкоры в бою 1914 — 1918 гг. М.: Изографус, 2002. — 432 с), которая является одной из лучших по теме, заявленной в названии. Написана книга была по горячим следам, в начале двадцатых годов. Не совсем источник, но и на монографию не тянет. Носит на себе налёт летописного нафталина. Поэтому загоню её в источники. Вильсон проводит четкую линию — реквием эпохе броненосцев, эпохе могущества Британии, однако автор нисколько не пытается уйти от фактической стороны вопроса, что свойственно многим его современникам. В работе автор страдает предвзятостью, ставя британский флот и кораблестроителей выше германских. Хотя, почему страдает? Скорее наслаждается!

Эти тексты относятся к началу 1920-х годов и являются живым отражением отгремевшей войны, позволяют понять отношение людей того времени к тому, что им пришлось пережить.

Вообще, если брать историографию темы, можно чётко разделить её на два лагеря. Превосходство в технической области военного кораблестроения полностью отдается либо Англии, либо Германии. Всё. Все остальные аспекты подготовки и ведения войны на море остаются на втором… на третьем, в лучшем случае, плане. Картина стала меняться, пожалуй, в 21 веке. Сейчас можно найти и комплексные исследования, не упирающиеся во что-то одно.

В связи с тем, что первую и вторую мировые войны Британия закончила в статусе победителя, а Германия — проигравшего, общий тон большинства исторических работы примерно такой. Почти до конца 20 века хвалить британские корабли считалось комильфо. Немцев либо обходили вниманием, либо ругали с разной степенью упоротости. В последние лет тридцать ситуация сменилась, про немцев начали пописывать с позитивом. О том, кто развязал две мировые войны и дважды бросал мир в жерло вулкана, теперь стараются плохо не говорить. Новые времена — новые герои. И новые злодеи.

Чего там ещё по книжкам… Наш соотечественник: Дмитрий Витальевич Лихарев (Лихарев Д.В. Адмирал Дэвид Битти и британский флот в первой половине ХХ века. — СПб.: "Корабли и сражения", 1997. — 240 с. И его же «Эра адмирала Фишера»// я читал онлайн на бесплатном ресурсе, так что если кому ннада — найдёте). Через призму биографий Дэвида Битти и Джона Фишера мы увидим в этих великолепных книгах всю историю британского флота в интересующий нас период.

Бесконечные монографии про отдельные корабли и их серии, которые доступны практически в любой момент (опять же благодаря интернетам и прочим прелестям жизни в 21 веке) — хороший дополнительный материал.

Станислав Николаевич Синегубов написал и в 2010 году защитил диссертацию на тему «Германо-английское морское соперничество в 1900-1914 гг.» Автореферат в открытом доступе, а сама диссертация стоит копейки и так же доступна онлайн. За его же авторством куча статей, написанных при подготовке диссертации.

Тениченко А.А. Русские военно-морские агенты в Лондоне об англо-германском соперничестве на море в конце 19-начале 20 века (на основе материалов РГА ВМФ). Это издано в Орловском госуниверситете в 2015 году, легко ищется. Автору спасибище, кто ж ещё в архив полезет, в наши-то дни!

Короче, я к чему: материала много, как источников, так и монографий. С одной стороны тема изучена неплохо, с разных сторон и всё такое. С другой, что бы коротко и сердито — ещё поискать.

  • Немыслимое / Миры / Beloshevich Avraam
  • Глава 1 / Зикуськин Экстрим / DES Диз
  • Меч в руке родной / За чертой / Магура Цукерман
  • Антиутопия «Право на убийство» / Писаренко Алена
  • И снег, и пепел, и прочий Апокалипсис... / И снег, и пепел, и прочий Апокалипсис / Ворон Ольга
  • На другой стороне / Нуль-реальность / Аривенн
  • СТРАННЫЕ СМИ РОССИИ / Эллиот Дон
  • Об эпидемии гриппа / Сибирёв Олег
  • Иллюстрация к рассказу "Облачный художник" / Запасник / Армант, Илинар
  • Взвеси-города́ / Уна Ирина
  • Заметка / Сэкс / Хрипков Николай Иванович

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль