4. «Правь, Британия! Британия, правит волнами» 4.1. Я даже представить себе не могу столько кораблей! / Военно-морское соперничество (конец 19 века - канун Второй мировой) / Историк Дмитрий
 

4. «Правь, Британия! Британия, правит волнами» 4.1. Я даже представить себе не могу столько кораблей!

0.00
 
4. «Правь, Британия! Британия, правит волнами» 4.1. Я даже представить себе не могу столько кораблей!
4. «Правь, Британия! Британия, правит волнами»\n4.1. Я даже представить себе не могу столько кораблей!

У немцев в конце 19 столетия флота как такового не было, а были только амбициозный император и растущая экономика. Тирпиц возглавил программу по созданию флота, способного противостоять на равных британскому. Идеи опирались на появившийся экономический базис, воплощались в жизнь. Все счастливы.

На острове дела обстояли иначе. С чем вообще Британия подошла к началу нового столетия? Какими планами грезили морские лорды и адмиралы империи, над которой не заходит солнце?

Главным противником, соперником или, как сейчас модно говорить «партнёром» по опасному политическому процессу островитян была Франция. Эхо наполеоновских войн уже было только эхом, но осадочек остался. Да и галлы всегда не были чужды агрессивным высказываниям и демаршам. Получив щелчок по носу от злобных гуннов в 1871 году, французы ни разу не отказались от заморских колоний. Великодержавные амбиции, развитие экономики, всё такое. Атлантический и средиземноморский берега у Франции так же никто не отменял. Поэтому Лондон смотрел на французский флот, как на главную угрозу своего благополучия.

К 1888 году Франция держала на Средиземном море до 15 броненосцев. Да разномастных, не понятно как их все использовать, но целых 15. У Англии всего было четыре десятка броненосных кораблей 26 типов. Часть из них оставалась в метрополии, часть в Средиземном море, часть в колониях. Для ведения войны, необходимо будет ослабить защиту самого острова. Категорически неприемлемо. Да и оперативное и тактическое использование столь разнородных сил было крайне затруднено и отражало весь извилистый путь развития броненосного кораблестроения и артиллерии за два десятка лет.

Столь незначительное превосходство в силах, по мнению англичан, делало войну с одной Францией весьма рискованным предприятием, а традиционный стратегический метод блокады невозможным. Что еще хуже, величина собственного флота была недостаточна для англичан и с политической точки зрения, так как все более реальным становился франко-русский союз. Пропаганда за союз с Россией достигла во Франции колоссальных размеров, а Россия уже начала пользоваться займами на Парижской бирже. В мае 1888 года разведывательное управление флота пришло к заключению, что в качестве вероятных противников Великобритании нужно рассматривать как Францию, так и Россию. Русские медведи тоже активно чего-то там лепили из брони, дерева, парусов, паровых машин и разнообразных пушек. Оно иногда было круглое, иногда нет, но ходило по морям и стреляло.

Надо понимать, что важнейшим театром для английского флота являлось Средиземное море. Мы же помним, что Англия это не просто остров. Это туева хуча колоний по всему миру. И безопасность для английского торгового флота в средиземноморье была жизненно необходима метрополии. Не меньше, чем безопасность в Ла-Манше.

К 1895 году в Англии оформились три основных подхода к решению «средиземноморской проблемы». Первые два нам не интересны, потому что они проиграли третьему.

Представители так называемой «Средиземноморской школы», призывавшие всемерно укреплять и развивать военно-морские базы в Александрии, на Мальте, Кипре и Гибралтаре и держать в этом регионе флот, как минимум равный французскому (а ещё там были итальянцы, австрияки, русские могли выползти непонятно на чём). Такую позицию разделяли все первые лорды, сменившиеся на протяжении 80-90-х годов, большинство офицеров плавсостава, а также те адмиралы, которым довелось командовать Средиземноморским флотом: Джеффри Хорнби, Фредерик Ричардс, Эдвард Сеймур, Джон Фишер.

Как итог многолетних политических разборок среди британского истеблишмента, в марте 1889 года в парламент был внесен Акт морской обороны. Этот законопроект предусматривал постройку в течение 5-и лет (1.04.1889— 1.04.1894 гг.) 8 броненосцев первого класса, 2 броненосцев второго класса, 42 крейсеров и 18 канонерских лодок. В конце мая английский парламент принял этот закон и увеличил бюджет адмиралтейства. Так впервые был сформулирован двух державный стандарт. Британия должна иметь флот сильнее, чем объединенные флоты двух самых крупных после неё морских держав. Эта схема так понравилась всем причастным, что её поддерживали до конца первой мировой.

В 1889 году было решено отбросить все ограничения по водоизмещению и габаритным размерам и сделать ставку на большие корабли. Британский флот во время войны должен вести наступательные действия. Главная его задача состоит в том, чтобы обезвредить флот противника.

Что это значит?

Во-первых, держать эскадры врага запертыми в собственных базах до тех пор, пока они не выйдут в море для «генерального сражения».

Во-вторых, защитить свои, родные, коммуникации от крейсеров противника во всех частях света.

Британский флот должен искать противника, а не ожидать его в своих водах. Задачи французского и русского флотов были обратными, по мнению англичан. А значит, Франция и Россия могли позволить себе строить корабли меньшего водоизмещения и меньшей мореходности.

В том же 1889 г. англичане заложили сразу 8 больших высокобортных кораблей типа «Роял Соверен», развивавших конструкцию «Нил». Их схема стала стандартной для всех броненосцев следующих двух десятилетий по всему миру. Броненосцы этого класса были самой большой серией, построенной по одному проекту, и открыли десятилетие единообразия в британском флоте, получившего возможность образовывать однородные боевые эскадры.

Постройка сразу большой серии однотипных кораблей дала столь очевидные преимущества, что англичане, нащупав свой путь, продолжали его по нарастающей. С 1894 по 1900 гг. один за другим последовали еще 9 броненосцев типа «Маджестик», 6 типа «Канопус», 8 типа «Формидебл» и 6 типа «Дункан». Наприме "Канопус":

канопус

Почти сорок кораблей за десять лет. Не считая крейсеров, прочей мелочи, а про гражданский флот я вообще не заикаюсь — там всё шло само собой без участия военных моряков. Почти. Темпы — колоссальные. Как у немцев хватило духа к концу столетия ввязаться в гонку военно-морских вооружений с англичанами — ума не приложу.

Немного посмотри внутрь, вдруг там чего интересное окажется. Новые десятки броненосцев были не только очень похожи внешне и выполнены по единой схеме. Материальная часть сильно отличалась от всего, что выкидывали в мировой океан верфи в разных уголках мира.

Англичане на всей этой демонической массе броненосцев устанавливали новые, казнозарядные орудия главного калибра. Калибр больше (305-330, местами 420 мм), выстрел мощнее, перезарядка быстрее и всё такое. Знаменитая орудийная фирма Армстронга, вооружавшая все флоты мира, выдала новую систему среднего калибра. 120-мм скорострельная пушка могла палить со скоростью один выстрел в 6 секунд! Как так? Металлическая гильза вместо мешка с порохом и быстро открывающийся и закрывающийся затвор. Позже к ней добавили и 152-мм пушку, ставшую стандартом на долгие годы.

Под стать артиллерии была и защита. Толщины броневых поясов достигали чудовищных 500 мм. Вспомогательная артиллерия получила броневую защиту! Появился верхний броневой пояс. Броневая палуба в виде «спины черепахи» спускалась к бортам, носу или корме.

Начиная с «Роял Соверена» борта броненосцев имели высокую палубу — примерно 6 м от ватерлинии. Даже в свежую погоду можно было стрелять из ГК без помех. Как артиллерийская платформа корабли стали более устойчивыми, потому что мореходность улучшилась. Это позволило, кроме того, выдерживать проектную скорость на испытаниях и на службе.

Постройка однотипных кораблей дала массу преимуществ: финансовые (каждый корабль стоил значительно дешевле, в сравнении с кораблями малых серий и, тем более, одиночными); технические (рабочие и инженеры делали одну и ту же работу, соответственно качество результатов их труда было на высоком уровне); оперативные и тактические (скорость хода, манёвренность, артиллерийские возможности, снабжение боеприпасами и запасными частями, обучение и взаимозаменяемость экипажей, требования к местам базирования).

Естественно, каждая серия кораблей отличалась от других. Чуть толще и тоньше броня, чуть меньше или больше водоизмещение, скорость хода могла гулять на пол узла-узел. Но, стоит помнить, что рассуждения о миллиметрах брони и узлах скорости хорошо выглядят на бумаге, а ещё лучше в разговоре за бокалом чая. В условиях морского боя, особенно при плохой видимости, на огромных расстояниях, не так просто отличить один тип корабля от другого. Незначительные внешние отличия в военное время не сложно замаскировать, силуэты очень близки. И большой разницы, с какого именно «стандартного» британского броненосца прилетит 305-мм (а то и побольше) чемодан, нет.

К 1906 году были завершены постройки двух серий — «Элбермал» и «Британия» (из 6 и 8 броненосцев соответственно). Это были классические эскадренные броненосцы того времени, просто их стало ещё больше.

После такой армады броненосцев как-то неловко вспоминать про корабли других классов, но всё же.

Броненосцы второго класса: поменьше водоизмещение, поменьше главный калибр, поменьше скорость, подальше от метрополии. Их было немного, сам факт их существования удручал любителей «больших игрушек», службу несли в колониях.

Крейсерские силы английского флота были разнообразны и многочисленны. Это обосновано большим числом баз, разбросанных по всем миру, где было необходимо держать не флот, а показывать флаг. Время от времени в правительстве одерживала верх то одна, то другая сторона и на воду спускались то сильно вооруженные, но тихоходные крейсера, то быстроходные, но со слабым вооружением. Преобладала концепция быстроходного крейсера, который был бы разведчиком, истребителем рейдеров и сам был бы рейдером. Однако такой вариант не допускал нормальной защиты корабля, и англичане шли на этот риск. В полной мере эта концепция воплотилась в жизнь в «игрушках адмирала Фишера»… извините, об этом чуть позже.

Нельзя не упомянуть и подводные силы, поначалу считавшиеся подлым, недостойным англичанина, оружием. К моменту появления «Дредноута» активно осваивались флотом, а к началу войны подводных лодок в английском флоте было больше, чем где-либо в мире.

  • Обычное явление / Уна Ирина
  • Музыка / Уна Ирина
  • 3. автор Аривенн - «Братья» / Лонгмоб: 23 февраля - 8 марта - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Анакина Анна
  • Много бреда слыхал я в родной стороне / Мир сохраняет еще первозданную свежесть / Хрипков Николай Иванович
  • БЕЛОГОРКА ЛЕТО пятый рассказ / Уна Ирина
  • Заморозило лес февральский / Места родные / Сатин Георгий
  • Мужчина, женщина, весна. / Раин Макс
  • Приоткрытая дверь / Мир Фэнтези / Фэнтези Лара
  • УЗИ / Уна Ирина
  • Притяженья чуланы / Уна Ирина
  • Стихотворения / Кирьякова Инна

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль