Нет, на одном всё же остановимся. Лично мне он почему-то очень нравится. Кроме того, гипотетически это единственный потенциально возможный противник нашего «Рюрика» на Балтике.
Создание немецкого броненосного крейсера «Блюхер» было связано с успешной операцией британской разведки. С началом строительство линейных крейсеров типа «Инвинсибл» с 305-мм артиллерией, первый лорд Адмиралтейства сэр Джон Фишер развернул мероприятия, направленные на дезинформацию немцев: в прессе, в «неофициальных и случайных» беседах, говорилось, что новые британские корабли имеют нормальное водоизмещение 15000 тони и вооружены десятью — двенадцатью 231 мм орудиями.
Адмиралу Тирпицу это показалось логичным: если дредноуты создавались на базе броненосцев с единым 305-мм главным калибром, то строящиеся «Инвинсиблы», являвшиеся по определению крейсерами, должны были стать развитием «Минотавра» с 203-мм или 234-мм орудиями. Немцы не могли даже предположить, что Фишер решится на создание кораблей с артиллерией линкоров и бронированием крейсеров.
В итоге «Блюхер» стал облегченным вариантом дредноута «Нассау», с единым 210-мм главным калибром. Как и у прототипа, артиллерия размещалась в двухорудийных башнях, расположенных по линейно-ромбической системе, огонь по борту могли вести восемь орудий. Силовая установка так же оставалась традиционной.
Когда же новый корабль был почти готов, выяснилось, что линейные крейсера англичан значительно крупнее его и вооружены 305-мм пушками. Британцы выиграли очередной виток «дредноутной гонки» — германский корабль не мог равняться с ними ни скоростью, ни вооружением. Огромные средства были потрачены на создание прекрасного броненосного крейсера, который из-за существования у противника «Инвинсибла» и «Инфлексибла» не мог найти себе никакого применения и в результате бесполезно погиб (в Ютландском сражении).
Немецкий морской генеральный штаб в своих выводах дал такую оценку боевой устойчивости «Блюхера»: «Роковое попадание в палубу, чьё разрушительное воздействие можно объяснить только чрезвычайно большим углом падения снаряда вследствие большого расстояния, могло быть наверняка таким же смертельным для любого линейного крейсера, поскольку достаточной защиты бронированных палуб против таких попаданий из-за огромных площадей самих палуб на новейших линейных крейсерах создать нельзя».
Английская официальная история морских операций в первой мировой войне (Корбетт, крайне подробно и интересно, рекомендую!) отдает должное поведению в бою экипажа «Блюхера»: «В течение трех часов, когда на крейсере был сосредоточен подавляющий артиллерийский огонь, он ни на минуту не переставал отвечать. Дважды наши легкие крейсера сближались с ним, чтобы уничтожить его, и дважды вынуждены были отойти. В качестве примера дисциплины, мужества, боевого духа его последние часы редко кем были превзойдены». На секундочку, по немецкому броненосному крейсеру несколько часов вели огонь десятки кораблей, в том числе в разы превосходившие его по боевой мощи. Затонул он, скорее всего, потому что ну сколько можно.
Не уходя далеко от кораблей Кайзерлихе марине, краем глаза глянем на дредноут «Нассау». Появление этих кораблей означало, что кайзеровская Германия приняла вызов, брошенный Великобританией постройкой «Дредноута». Это решение было очевидным. Старые броненосцы не нужны, все на равных стартовых позициях.
Решение о полном обновлении и перераспределении статей бюджета и увеличении смет на строительство флота принять было не просто. Вопрос выносился на государственный уровень финансовой политики и не мог быть решен без обсуждения его, помимо морского министерства, политическим руководством, рейхсканцлером, министерством иностранных дел и министерством финансов.
С военно-технической точки зрения вопрос должен был согласовываться руководством флота, главным управлением департамента проектирования во главе с вице-адмиралом Эйкштедом и военно-морскими инспекциями. Причем было заранее известно, что требования флота о повышении мощи орудий и обеспечении защиты, несмотря на все технические ухищрения, нельзя было осуществить на кораблях прежних размеров. Кроме того, благодаря влиянию Тирпица были выделены немалые суммы для проведения опытов по непотопляемости на плавающем отсеке линкора новой конструкции.
В целом, при проектировании кораблей принципиально нового типа, немецким конструкторам пришлось решать различные сложные технические задачи, большинство из которых не отличались от таковых в других морских державах. Однако ряд проблем в немецком флоте решался иначе. В первую очередь вопрос о выборе калибра главной артиллерии и его размещении на корабле.
При обсуждении проекта главный калибр новых кораблей не вызвал споров, хотя артиллерийская инспекция настаивала на больших калибрах (до 305 мм). Морское командование считало важнее установить скорострельные орудия меньшего калибра. Такая же точка зрения господствовала в то время и во Франции. И представители морского командования, и конструкторы остановились на 280-мм калибре. Строительство кораблей нельзя откладывать из-за неготовности 305-мм орудия и башенной установки.
Разногласия были и в вопросе размещения главного калибра. Идеальное расположение башен в диаметральной плоскости уже вырисовывалось в некоторых проектах. Но значительным фактором было желание иметь достаточно большой «резерв» орудий. Не забываем про опыт русско-японской войны. Военно-морское командование Германии предполагало, что кульминационным моментом генерального сражения является так называемая «свалка». Решающее значение как для отступающей, так и для нападающей стороны будет иметь равномерно распределенный во все стороны огонь тяжелой артиллерии.
В целом, Германия оказалась готова к строительству дредноутов. Принятие обновлённой программы в Рейхстаге не вызвало особых трудностей. Уже при первом чтении (март 1906 г.) при обсуждении морского бюджета на 1906/07 финансовый год и Дополнения к закону о флоте 1906 г. предложения о строительстве кораблей одобрили большинством голосов.
Окончательно проект линкора по своей конструкции представлял собой высокобортный гладкопалубный башенно-казематный броненосный корабль с шестью бронированными вращающимися башнями артиллерии главного калибра (по одной в оконечностях корабля, и по две побортно), двенадцатью казематами в средней части корабля, лёгкой артиллерией в обеих надстройках, носовой и кормовой оконечностях, двумя бронированными боевыми рубками, непрерывным главным броневым поясом от кормовой поперечной броневой переборки до форштевня, бронированной цитаделью и казематами и броневой палубой выше и ниже ватерлинии. В качестве энергетической установки выбрали поршневые машины тройного расширения и паровые котлы, скорость хода по разным данным, составила 19-20 узлов. Пост управления артиллерией был расположен в боевой рубке, но несколько позади и выше поста управления кораблём. Это было крайне важное нововведение.
Не смогли немцы отказаться от вспомогательной артиллерии — 12 пушек 149-мм, вместе с 16 стволами 88-мм потребовали роста численности экипажа. В итоге — 960 человек вместо 770 на «Дредноуте». А это худшие условия обитания, большая потребность в припасах, выше стоимость содержания.
Общее время постройки корабля составило 26 месяцев, что считается хорошим показателем. К примеру, официальная длительность постройки «Дредноута» составляет 12 месяцев и один день, однако если учесть период от начала работ до ввода в строй — 23 месяца. Немцы молодцы.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.