3. «Будущее Германии на морях» — Вильгельм II. Часть 1: Супергерои Суперзлодеи / Военно-морское соперничество (конец 19 века - канун Второй мировой) / Историк Дмитрий
 

3. «Будущее Германии на морях» — Вильгельм II. Часть 1: Супергерои Суперзлодеи

0.00
 
3. «Будущее Германии на морях» — Вильгельм II. Часть 1: Супергерои Суперзлодеи
3. «Будущее Германии на морях» — Вильгельм II

3. «Будущее Германии на морях» — Вильгельм II

 

Часть 1: Супергерои Суперзлодеи

Номер раз — Фридрих Вильгельм Виктор Альберт Прусский, в 1888 году коронован как Вильгельм II.

Принц Вильгельм появился на свет с множеством врождённых травм: левая рука короче правой, разрыв плечевого нерва, кривошея. Благодаря содействию врачей к молодости Вильгельм в известной степени преодолел эти пороки. В борьбе со своими физическими недостатками Вильгельм развил в себе огромную силу воли. Это же способствовало развитию у него больших политических амбиций. Он начал считать себя чуть ли не сверхчеловеком (в духе Фридриха Ницше, а не Стива Роджерса).

По свидетельству наставника Вильгельма II — педагога и доктора Георга Гинцпетера — «юный принц представлял собой необычайно крепкую и развитую индивидуальность, которая не поддавалась самым сильным внешним влияниям, на которую никакие авторитеты не действовали. Только благодаря развитому в нём чувству долга удалось подчинить его дисциплине».

Сильным влечением к морю Вильгельм II, очевидно, был обязан британским генам по материнской линии. Он приходился внуком королеве Виктории (её старшая дочь и тёзка вышла замуж за прусского кронпринца Фридриха) и племянником принцу Уэльскому, который впоследствии взошел на британский трон под именем Эдуарда VII.

Не только в детстве, но и потом, уже став императором, гостя в Англии у бабушки Виктории, Вильгельм присутствовал на всех военно-морских смотрах и парадах, которые неизменно производили на него глубокое впечатление. Однажды, в порыве поэтического вдохновения он даже сочинил «Песнь Эгиру» — древнегерманскому богу морей. Его кисти принадлежит выставлявшееся в Берлинской академии искусств полотно, где изображен отряд торпедных лодок, идущий в атаку на неприятельскую броненосную эскадру.

Тут ещё Мэхэн со своей теорией.

Новый император молодого Рейха считал себя знатоком флота и иногда проектировал боевые корабли (слава богам, они остались на бумаге).

В первые годы правления он реорганизовал военно-морские силы. Предыдущие два десятка лет сухопутные генералы и без него хорошо справлялись.

Теперь появились Верховное командование флота, Морское министерство и личный Морской кабинет кайзера. Руководители получили право непосредственного доклада императору. Как тебе такая игра престолов, мистер Мартин? Но как-то всё это должно было функционировать? Десятилетие было потеряно. Кораблестроение ещё не набрало чудовищной скорости (которая в начале 20 века выведет Германию на один уровень с Англией). Корабли строились без чёткой концепции их применения. Флот представлял собой музей опытных образцов.

Для того, что бы система могла заниматься не только чрезвычайно увлекательными интригами, но и работать, требовалась незаурядная личность.

Номер два — Альфред фон Тирпиц, который с момента своего изготовления в 1849 году даже приставки «фон» не имел. С 16 лет во флоте. В 20 лет закончил Морскую школу в Киле. В 1895 году становится контр-адмиралом, а в 1900 году и фоном. Его иногда называют «бумажным адмиралом», но он прошёл всю карьерную лестницу, командовал флотами на Балтике и в Юго-Восточной Азии, так что так обзываться нехорошо. Умён, дальновиден, честолюбив, целеустремлён, профессионален. Был категорически уверен, что Германия должна доминировать на морских просторах.

Не будем впадать излишнее словоблудие, запомним следующее: начальник морского штаба, потом статс-секретарь (с 1897 года), имевший знакомства и авторитет как в военном флоте, так и в промышленных кругах Рейха, был не чужд политических устремлений. И этот человек, уступавший Бисмарку совсем немного, взялся за создание флота, способного сбить спесь с англичан.

Социально-экономическое положение в ново созданной Германии было таково, что большинство прусских (и не только) дворян по воспитанию, образованию и мировоззрению не подходили для службы на флоте. Потому что флот становился сложным инженерно-техническим сооружением. Это понимал Тирпиц, в бытность свою офицером на миноносцах, лично принимавший участие в модернизации торпед. Большинство младших морских офицеров принадлежали к «третьему сословию», и пробиться к высшим чинам и должностям у них шансов было не много. Верхушкой флотского офицерского корпуса напротив, были дворяне, которые не всегда могли понимать, что за инструмент войны у них в руках. Собственно самих офицеров было не то чтобы много: в 1897 году офицерский корпус флота насчитывал 250 человек. К началу Первой мировой они превратятся в 2500.

Нижними чинами на флот стали активно принимать не только жителей прибрежных провинций, но далёких от моря немцев. Служба на крупных кораблях уже не требовала тех профессиональных качеств, которые были обязательны на парусном флоте. «Мы были единственным имперским учреждением, которое открывало широкие горизонты сотрудничества сотням тысяч людей. Флот стал кузницей германизма» — писал Тирпиц.

Одним из ходов Тирпица по модернизации флота было «идеологическое обеспечение» программы.

«Мы организовывали митинги, читали лекции и особое внимание уделяли контактам с прессой всех направлений, — вспоминал он в своих позднейших мемуарах. — Мы затевали поездки на побережье, где показывали людям наши корабли и причалы, мы постоянно держали в поле зрения школы; мы давали заказы литераторам, результатом чего явились горы памфлетов и романов».

Тирпиц лично беседовал с князьями. Морское министерство организовывало поездки школьников на военно-морские базы. Пресса Бисмарка поддерживала идеи Тирпица (кто-то даже возможно бесплатно!). Нация полюбила море.

Промышленный рост в Германии сделал возможным любые проекты в области постройки кораблей. К 1897 году Германия вдвое превосходила Англию по объему сталелитейного производства.

А если ты чего-то очень хочешь, и у тебя есть ресурсы для достижения цели, что ты сделаешь? Правильно! Вот и Вильгельм II с Тирпицем не стали тянуть.

Так что же с корабликами?

  • Для нас! / Коновалова Мария
  • Голосовалка / Верю, что все женщины прекрасны... / Ульяна Гринь
  • Маски / №7 "Двенадцать" / Пышкин Евгений
  • Горе поэзии! / Чугунная лира / П. Фрагорийский (Птицелов)
  • ТАК БУДЕТ / Хорошавин Андрей
  • Пилот Анджей Прус / Межпланетники / Герина Анна
  • Здесь - шум от такси и автобусов... / Куда тянет дорога... / Брыкина-Завьялова Светлана
  • Хрупкое равновесие / К-в Владислав
  • Прорыв / Якименко Александр Николаевич
  • Что же это такое? / Нуль-реальность / Аривенн
  • Сказание об идеальном человеке / Hazbrouk Valerey

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль