Отзыв Ольги Ворон / «ОКЕАН НЕОБЫЧАЙНОГО – 2016» - ЗАВЕРШЁННЫЙ КОНКУРС / ВНИМАНИЕ! КОНКУРС!
 

Отзыв Ольги Ворон

0.00
 
Отзыв Ольги Ворон

Отзывы писались в первый же день работы, но в результате болезни пришлось отложить подведение итогов. Поэтому, возможно, в отзывах много того, что авторы уже выслушали от других судей. Но уж как получилось. Судьба. )))

 

Общие впечатления:

В общем и целом, финалисты конкурса подобрались такие, что только три рассказа можно назвать твёрдо НФ. Остальные не имеют самого главного, что отличает жанр — фантдопуска. То, что явно и жёстко показывает, что происходящее — часть другого мира, пусть нашего же, но на шаг впереди. И в нём всё чуть-чуть не так. Всё то, что происходит там — не может ПРИНЦИПИАЛЬНО произойти в наших условиях. Рассказов, соблюдающих эти условия всего три — Пират, Ноктюрн и Инфинити. Остальные — не фантастика само по себе, хотя и имеют таковой антураж.

Очень неожиданно было в финале конкурса увидеть удивительное разделение по эмоциям — крайне весёлые рассказы и крайне депрессионные. То ли это тренд такой, то ли авторы-читатели МП нуждаются в крайних состояниях — не знаю, но факт сам по себе интересный.

Мощных идейно рассказов среди финалистов нет. Все — однозначно «слиты» в плане идей, взглядов и мировоззрений. Новаторств технических тоже нет. Нового предложения по мироустройству — нет. Прорывов литературных ходов — нет. В общем, — «планета Шелезяка» (((

А далее — о хорошем и плохом индивидуально. Сразу буду считать, что все авторы — почти профи, ибо доползли до финала. Щадить не стану. Не обижайтесь, если попали под раздачу, но… короче, попали )))

 

«Последний пират»

Соответствие требованиям конкурса: относительное. Тема нераскрыта. На мой взгляд, к чистой НФ рассказ не относится. Это — карикатура на классическое НФ. Только недожатая, недоведённая до ума. Можно было автору пошутить и «надругаться» на НФ и побольше. Хотя тогда это нужно было подавать не на этот конкурс.

Микроуровень: язык бедным не назовёшь, сухим тоже, хотя и роскошествами не блещет, чаще давая типичные устоявшиеся образы и обороты. В общем — твёрдый середнячок с большим потенциалом. Образы героев шаблонные, действия — тоже. Чем-то блещуще новым не балует. Однако именно для карикатуры только так и нужно было писать — с использованием давно привычных для читателя шаблонов. Поэтому плюс это или минус — решать автору — что же именно он хотел сделать? НФ-рассказ или карикатуру на него?

Макроуровень: Все составляющие композиции — на месте, сделано добротно, как хороший удобный стул — ничего не провисает, ничего не колется. Из всех произведений финала, это, пожалуй, единственное, в котором действительно композиция сбалансирована. Но по этой же причине сюжет легко прогнозируем. А это уже, конечно, в минус. Хотя, если это карикатура… Короче, автор меня, думаю, уже понял )))

Подытожим: В общем, основной вопрос этого рассказа — гамлетовский: НФ или карикатура на НФ? Поэтому и судить довольно сложно — то, что плюс для одного — решительный минус для другого, и наоборот.

 

«Soledad»

Соответствие требованиям конкурса: полное, но тема, на мой взгляд, недораскрыта.

Микроуровень: сухой. Всё однообразно, описания, по мнению автора, достойны только движения и действия. Герои — однообразны. Что один пилот, что другой, что их командир имеют одинаковую манеру разговора, одинаковую сущность, словно из одного инкубатора. Основное отличие людей друг от друга — звания. К сожалению, от этого не возникает сопричастности героям, и нет желания им сопереживать, испытывать схожие чувства. А отсюда — не возникает в финале ощущения причинности психологического заболевания. Кажется, что это не связано друг с другом — всё же было штатно, сухо, апатично и вдруг — бац! — автор сообщает о каких-то серьёзных изменениях личности, которые мы (читатели) не увидели, хотя могли сопереживать героям всё время. Просто потому что сопереживания не было. Это мне и кажется самой большой погрешностью текста — неверный выбор сочетания стиля написания и событий, которые описываются.

Макроуровень: по сути весь текст — это первая главка производственно-фантастического романа. Завязка — есть. Все остального — кульминации, развязки — даже не предвидится. Автор не рассчитал объём и не дал, собственно, ответов. Попытка упростить всё до уровня «галлюцинации» — провальная.

В этом тексте есть отличная черта — он даёт загадку! Он заманивает, он ведёт за собой, он заставляет напрягать извилины. Но… Ровно до того момента, когда командир теряет сознание. После этого — словно пришёл другой автор и, не особо вчитываясь в текст предшественника, резво — как там у Булгакова: «маэстро, урежьте марш!» — «закругляет» финал. Марш урезан, читатель остаётся наедине со своими вопросами. А ведь можно сделать «конфетку»! Можно сделать отличное фантастическое интеллектуальное чтиво! Сам стиль «производственного романа» в космическом антураже, отношения в команде, внешний мир — всё наводит на мысли о своеобразном техническо-фантастическом детективе! Эх!

Подытожим: произведение недоработано. Неверно выбрано сочетание стиля и содержания. Возможно, из-за того, что не укладывается в заданный объём. Либо нужно увеличивать часть психологических переживаний и оживить стиль, для того, чтобы было достойное обоснование для описанного финала, либо необходимо писать другой финал — тот, который будет отвечать на заданные вопросы, в том числе технического свойства, а не сводить всё к «человеческому фактору». Можно сделать отличную вещь! Главное — не скатываться в обыденность, а до конца и с честью пронести звание «научной фантастики»! Верю, что автор это может сделать — нужно только чуток больше времени и желания )

 

«Ноктюрн не ко времени»

Соответствие требованиям конкурса: соответствует полностью

Микроуровень: очень вольное обращение с языком. Общение между героями невыверено, больше напоминает «кухонные разговоры», где все стили вперемежку. Эх. Герои однотипны, хотя и описываются по разному и имеют разный опыт, но всё это «не играет», не показывает себя в самом рассказе. Получается, что «авторский» закадровый голос даёт нам одну характеристику героя, но его поведение в рассказе — другое, и никак не вписывается в авторские ремарки. Вообще — авторских ремарок тонны на килограмм реальных действий. Пропорции, которые разливают столько воды, что интерес и сопереживание к героям исчезают катастрофически уже к концу завязки.

Макроуровень: здесь виден Мир. Пусть недостаточно проработанный, с шероховатостью, но целостный, годный не только для рассказа, но и произведений большей формы. Собственно, это и есть основной плюс рассказа. Минус рассказ — он же. Мира настолько много, что он просто перевешивает события. Он лезет из всех щелей и многократно — упоминаниями о корпорациях, денежных отношениях и прочем, прочем, что для рассказа имеет лишь проходное значение. А вот то, что должно быть венцом рассказа обозначено едва-едва заметными штришками — действия, эмоции, отношения и ОНО — чуждое разумное живое.

Суть рассказа можно передать просто — пошли мужики по ягодки в лес, а их оттуда медведь попёр. Да не просто медведь, а диковинный. Всё? Да, в общем, все. Идеологически выводов в рассказе нет! — вот чего не хватает. Опять всё спущено до «человеческого фактора», а точнее — переживаний пенсионера. Последний момент — трепетное отношение героя к мухе — вовсе отдаёт уже комедией и в общий тон произведения не вписывается. Поэтому так ярко и смотрится. Может быть, автор и пытался передать великие мысли этой картинкой, только по-настоящему сильная драма всего произведения — конфликт совести и эгоистического желания долгожительства — именно из-за мухи стала выглядеть нелепо. Словно автор променял этот шикарный конфликт, который лелеял весь рассказ, на банальщину — мир во всём мире.

Подытожим: автор смог хорошо показать внутренний и внешний конфликты в рассказе, дал Мир, дал Героя, но — слил до уровня бытовой истории. Конфликты не удалось сделать напряжёнными и, как следствие этого, финал не заиграл. ИМХО — нужно работать над кульминацией, делая её и более деятельной и более эмоциональной, урезать все повторы про законы Мира и думать над философским окончанием.

 

«Инфинити»

Соответствие требованиям конкурса: соответствует полностью.

Микроуровень: язык, стилистика — отлично! Вообще чувствуется зрелость и стиль.

Макроуровень: Герои раскрыты, мир показан. Завязка, кульминация, развязка — всё на месте, всё в правильных пропорциях, всё играет на добротное восприятие рассказа. Но… начало и финал жестоко конфликтуют. Начинаешь читать — лёгкое чтиво космической оперы, даже страшилки выглядят смешно и не пугают совершенно. Читаешь развязку — попал в философский этюд с околесицей и потугами на мировые истины, вопиюще данными в лоб да ещё и запутанным языком, словно у Сверх-разума лёгкое замыкание. Ну, как молоко следом за селедкой прошлось, да…

Подытожим: «день сурка» в НФ. Старая идея, старая оболочка, правда, вместе их я вижу впервые.

Мне понравилось КАК это написано, и разочаровало ЧТО написано. Таким бы сочным языком да с таким умением легко делать Мир и Героя, вызывающего искреннее сопереживание, да писать что-нибудь яркое! Я даже уверена, пожалуй, что у автора полно других вещей — лучше и чище — но тут, как всегда, на конкурсах не хватило времени, сил, запала. Да и из этой вещи ещё можно сделать шедевр, если наждачкой пройтись по финалу — он провис именно из-за желания сделать его философским в лоб. Нужно тоньше. С таким началом и финал должен быть ярким.

 

«Театр теней Тао»

Соответствие требованиям конкурса: отсутствует. Не могу понять, как рассказ был пропущен на конкурс. При том, что это «чужое солнце» там явно есть, отсутствует самое важное для данного конкурса — научная фантастика. Рассказ об совершенно обыденных событиях, и больше всего напоминает приезд в другую страну туриста, который в силу обстоятельств, был вынужден там остаться и зарабатывать на жизнь. Нет никаких явлений, которые бы хотя бы незначительно выдвигали этот рассказ в рамки НФ. Наличие космолёта легко обыгрывается любой иной трагедией вполне земного происхождения и не влияет на канву и идею произведения. Произведение явно психологического содержания, к НФ не относящееся.

Микроуровень: язык богатый, образный, роскошно подающий описания. Хотя присутствие периодических «гусениц» создаёт тягучую субстанцию текста.

Макроуровень: Всё на месте, но оооочень затянуто. И завязка, и кульминация выглядят состоящими на 60% из воды. За счёт их усушки можно было бы дать больше действий. Вообще рассказу катастрофически не хватает действий. Герой — одно сплошное соплежуйство, стиль написания — кунг-фу эстоооонскогооооо кулаааакаааа, и тут ещё и мизерная доля реальных действий, да и то некоторые из них вызывают вопросы. Начнём с простого вопроса в лоб: — у героя за всё его жизнь не оказалось никого, кто мог бы хватиться его в его родном городе(планете), когда он не вернулся? То есть — совсем-совсем? То есть даже родные не заинтересовалась? И работодатель? И соседка, которая периодически плевала на его балкон с этажа выше? Ну, совсем никого? Даже полиции? ))) (а уж если есть в этом мире деньги, то полиция точно есть )))) Второй добрый вопрос по факту — если на что-то копишь деньги, то обычно оооочень считаешь каждую копейку до финишной суммы. И в голове держишь — мне осталось ещё стопитьсотмульёон тугриков и я куплю этот шикарный БМВ! Ну или билет домой. Поэтому неожиданность у героя — опа, а я уже набрал деньги! — попахивает дешёвым трагическим трюком. Ну и затянутая неимоверно кульминация, эти дрожащие руки, у которых ничего не получается и хочется уже выругаться — из какого места они у героя выросли-то? Это даже для кульминации — передоз. Драмы хватило бы и без этого. А так уже впадение в деструкцию идёт.

Подытожим: случайное на этом конкурсе произведение. В своём классе — драматических — могло бы занять достойное место, потому что идейно, содержательно и действительно чисто передаёт состояния героя — психологически запутавшегося в себе самом человека со своим видением мира и его законов. И читателю оставляет хорошую загадку на послевкусие: тень рока — это спасение за-счёт театра или страстное желание сделать хорошую постановку стало причиной смерти многих людей? Жизнь или смерть — вот в чём вопрос! Автор на него тактично не отвечает. ) Что делает рассказ интереснее. Но на конкурсе НФ этому рассказу делать просто нечего. Если его разбирать именно как НФ-рассказ, то это будет избиение младенца. Увольте.

 

«Дракошка»

Соответствие требованиям конкурса: относительное. Чужое солнце, конечно, есть, но вот назвать рассказ НФ не получается. Это — ироническая сказка. Даже сказка с элементами абсурда. Если я сейчас расскажу кому-либо из моих друзей, что прочла о человеке, который на чужой планете создал картошку из экскрементов, то получу мгновенное распознавание: — «А, наконец-то у тебя до «Марсианина» руки дошли!» ))) А мне придётся отнекиваться и утверждать, что я читала политический памфлет (((

Микроуровень: бодрый богатый язык, хорошо отточенный, стильный, яркий и образный. Он буквально делает атмосферу произведения! Это огромный плюс! Герои поданы исподволь, но становятся яркими персонажами, со своей жизнью, полностью вписанной в сюжет. Лёгкими росчерками, штришками нарисован мир, со всеми его микроконфликтами — внешними и внутренними. Это ещё один однозначный и очень мощный плюс произведения! Вообще, чувствуется, что автор хорошо «расписан» и может делать сильные ироничные вещи.

Макроуровень: Завязка — великолепно! Держит, зовёт, манит, обещает! Развязка — ну, средненько уже. А вот то, что лежит ровно посередине — это «дракошка». Да, да, та самая — «я его слепила, из того, что было». Понятно, что был необходим уникальный мир, отличный от предыдущего, показанного читателю, но суть не в Мире, а в скомканном, нелогичном общении и в том, что место наибольшего эмоционального взлёта читателя было спущено на диалогах. Не хватило эмоций, не дожали их. Надо уж если абсурд — то абсурд по полной! Чтобы у читателя крыша поехала от хохоче-плачущих и дрыгающих ножками тараканов! Гулять — так гулять!

Подытожим: автор писать умеет, но пишет не туда. Вместо НФ получился винегрет анекдотов про розовое пони, белорусские деревни, марсианскую картошку и ещё много чего. Считать это НФ категорически отказываюсь.

 

Вот, собственно, и всё. ) На другие рассказы времени не хватило, хотя хотелось почитать, да. Ну, может быть, в другой раз. )

Авторов поздравляю с выходом в финал! Это — достижение само по себе, уже вне зависимости от дальнейшего распределения мест. Всегда помните, что авторский самосуд — это, в первую очередь, читательский суд, поэтому ваши произведения уже выбраны его величеством Читателем. Отобраны из десятка других. А это значит, что вы смогли зажечь текстом, увлечь Героем, покорить своим Миром. Это — достижение! Это стоит того, чтобы погладить себя по голове и сказать «Кеша хорррроший!» ))) Всех поздравляю! И большой удачи вашим рассказам в дальнейшем — за пределами конкурса!

С уважением,

Кошка-читатель

  • На пороге цивилизации (Армант, Илинар) / Лонгмоб «Когда жили легенды» / Кот Колдун
  • Метафизика истории / Локомотивы истории / Хрипков Николай Иванович
  • 6 / Рука герцога и другие истории / Останин Виталий
  • Потусторонняя богема / Чугунная лира / П. Фрагорийский (Птицелов)
  • Терпи уж... / Сборник стихов. / Ivin Marcuss
  • Конфета / Печали и не очень. / Мэй Мио
  • Афоризм 059. Искра Божья. / Фурсин Олег
  • Новогодний космический винегрет / Ёжа
  • Какие холодные! / Cлоновьи клавиши. Глава 2. Какие холодные! / Безсолицина Мария
  • Браконьер / Игорь И.
  • Поймать Мьюту / Скомканные салфетки / Берман Евгений

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль