Поскольку я глубоко неудовлетворён результатом (полу)финала, позволю себе некоторое отступление от рамок судейства.
Что такое фантастическое произведение? Самое лучшее определение, по-моему, дал французский писатель и философ Роже Кайуа:
ФАНТАСТИЧЕСКОЕ — ЭТО НАРУШЕНИЕ ОБЩЕПРИНЯТОГО ПОРЯДКА, ВТОРЖЕНИЕ В РАМКИ ПОВСЕДНЕВНОГО БЫТИЯ ЧЕГО-ТО НЕДОПУСТИМОГО, ПРОТИВОРЕЧАЩЕГО ЕГО НЕЗЫБЛЕМЫМ ЗАКОНАМ.
То есть простой перенос действия в космос, на другую планету, в другое измерение, в прошлое или будущее не превращает автоматически литературное произведение в фантастику. В этом и состоит сложность жанра. Ещё несколько десятилетий назад фантастика была в дефиците, потому что главным в этом жанре считалась идея, а далеко не все, даже очень талантливые писатели, способны мыслить шире привычных стереотипов бытия.
В настоящее время фантастики, вернее сказать, псевдо фантастики в изобилии. Популярность жанра сыграла с ним плохую шутку, авторы перестали морочиться с идеей и идут по самому простому пути: космос, звездолет, чужая планета. Герой туда помещается и либо воюет, либо как-то ещё там, извините, приключенчествует.
Используя такой нехитрый подход можно превратить в фантастику абсолютно любое произведение: «Войну и Мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского.
К сожалению, на этом конкурсе несколько рассказов стали фантастическими именно по этому методу. И к ещё большему сожалению, по-настоящему фантастические рассказы, такие как «Дело о чужом солнце», «Поросль», «Мы чужие», пусть и имеющие некоторые легко исправимые недостатки, в финал не прошли.
К счастью, моё огорчение скрасилось тем, что в финал попал рассказ «Инфинити», который смело можно отнести к маленьким шедеврам.
А теперь о самих рассказах.
Последний пират
Да, это тоже по большому счету не фантастика, но юмористический жанр, одетый в фантастические одёжки, хорош по-своему. Рассказ чуть проигрывает Дракоше своей сюжетной вторичностью. Логические нестыковки, на которые указывали читатели, я не считаю большим недостатком, все-таки рассказ не НФ и вполне допускает перегибы и недогибы.
Soledad
В рассказе есть ряд недочетов. Нет полноценного стержня повествования, сюжет расползается. Герои недостаточно яркие, чтобы ими заинтересоваться. Слабовата интрига, похоже, что автор сам толком не знал, что ему делать с открытой планетой и свел сюжет к психическому заболеванию.
С другой стороны, читать было интересно до тех пор, пока не случился финал. Иначе говоря, как читатель я получил не впечатление, а облом.
Ноктюрн не ко времени
Показалось слишком затянутым начало. Конфликт рассказа больше вертится не вокруг неожиданного открытия, а о взятке в «сто тысяч кредитов» полученной ГГ, и его колебаниями между обеспеченной старостью, и совестью. Всё-таки на карту поставлена гибель планетарного разума против интересов могущественных корпораций. То есть опять имеем сюжетную «бытовуху», одетую в космические одежки.
Инфинити
По моему мнению, один из лучших рассказов на конкурсе. Написан добротным стилем, четкие диалоги, яркая подача визуальной картинки. Недостатков не вижу.
Театр теней Тао
Увы — в моём понимании это не фантастика. Стилистически, сюжетно, эмоционально рассказ почти безупречен, но где в нём «нарушение общепринятого порядка, вторжение в рамки повседневного бытия чего-то недопустимого, противоречащего его незыблемым законам»?
Дракоша
Милая забавная сказка. Вспомнились Стругацкие с их «Понедельником». Но текстик не дотягивает до мэтров, не дотягивает. Тем не менее, потенциал у рассказа есть. Как и у автора, потому что чувство юмора — очень вдохновляющее чувство.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.