"Сто лет одиночества" Маркеса / Литературный дневник / Юханан Магрибский
 

"Сто лет одиночества" Маркеса

0.00
 
"Сто лет одиночества" Маркеса

Признаюсь, книга меня удивила. Ожидал чего-то совершенно иного, готовился прорываться сквозь чрезмерно сложные словестные построения, уговаривать себя не бросать, словом, воевать с книгой. Однако стоило начать читать, и я оказался совершенно потерян для мира дня на четыре — меня полностью затянула история рода Буэндия и городка Макондо… С чего же начать? Можно сказать про то, как книга написана, про писательскую технику: очень уж она любопытная. В романе почти начисто отсутствует прямая речь, роман — это беспрерывное повествование, что-то вроде потока мыслей, всё происходящее не показано, а рассказано. Кто не верит, что можно ярко, живо, красочно писать вот так, словно рассказываешь друзьям семейное предание, а не пишешь роман — прочитайте хотя бы пару страниц: никакого «кинотеатра», но на атмосферу работает всё, от сюжета до слога, от самого способа изложения до героев.

Упомянул про атмосферу, и задумался: как её описать? Какая атмосфера в книге? Здесь приходит на ум название жанра, которое раньше мне казалось совершенно безумным — «магический реализм». Только теперь, прочитав книгу, понял о чём речь: волшебство, или, вернее, совершенно невероятные события переполняют жизнь героев, но воспринимаются ими совершенно естественно, как нечто само собою разумеющееся. Особенно в самом начале повествования, когда Макондо — городок, расцветающий и угасающий вместе с родом Буэндиа — ещё только начитает строится: туда являются цыгане с магнитом, который они демонстрируют, как последнее достижение науки, а после приходит священник, который, для доказательства существования Бога, парит в воздухе (правда, исключительно после кашки какао, никак иначе). И его и цыган жители принимают с одним и тем же восторгом.

Особенно в начале, когда первые поселенцы бредут по лесу, когда основывают новый городок, сильна мифологическая атмосфера. Кажется, что Хосе Аркадио Буэндиа и его жена, Урсула, сродни седым греческим богам, так они ярки, самобытны, взбалмошны, сильны и прекрасны. А дальше… род людской мельчает. Распыляются и развеивается среди потомков душевная мощь, основателей рода, гаснет в них любовь, закрываются для гостей двери дома, домашние сидят по своим углам, чужие друг другу, по своему несчастные. А после вырождаются до того, что простые рыжие муравьи оказываются обстоятельством совершенно непреодолимым, вражеским войском, которому следует сдаться.

Очень ярко Маркес описывает героев, как-то почти разом, только потом раскрывая подробности, показывает он вехи их судьбы, описывает изнутри и снаружи: обыденно, просто, и оттого только достовернее. Как не полюбить старуху-Урсулу, которая, кажется, только вошла во вкус жизни лет под 80? Урсула воспитала почти что всех членов семьи, была той силой, на которой держался дом, как в самом начале, когда её супругу, Хосе Аркадио, в голову приходила очередная безумная затея, так и много позже, когда она одна перетряхивала весь дом, отстраивала его заново, заставляла домочадцев работать… А потом, когда она совсем ослепла и усохла, правнуки таскали её, полубезумную, по дому, как куклу, наряжая в разные наряды и вешая на неё дохлых ящерок, а последний мальчик, которого она воспитывала, и отдав которого Богу желала искупить грехи семьи, вырос распутным грешником. Не иначе как безумные идеи супруга передались и самой Урсуле.

За какие грехи награждает Маркес род Буэндиа сотней лет одиночества? Отчего заставляет раз от раза повторяться, с каждым разом всё в более дурных видах, одну и ту же историю? Отчего оставляет мёртвых неупокоенными призраками, а живых… да так ли они отличаются от призраков, после того, как вспыхнут разок, блеснут, да погаснут, доживая свой долгий век? Сколько жизней прожил полковник Аурелиано Буэндиа, один раз расстрелянный и один раз застрелившийся?

Ещё о Макондо… что за городок, затерянный в джунглях, где живут мёртвые наравне и с живыми? Старик Мелькиадес напророчивший судьбу всего рода Буэндиа, не раз говорил, что погиб в болотах Сингапура, а Хосе Аркадио Второй, бывший на площади вместе с тремя тысячами демонстрантов, раз от раза повторял, что в тогда погибли все, кто вышел на площадь. Очаровательный, волшебный город в начале, Макондо паршивеет и дохнет. Когда начался конец? Может, когда солдат одёрнул парившего после кружки какао священника?

  • Всадник / Табакерка
  • Купалось облако в озере / Путевые заметки - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Ульяна Гринь
  • Песенка для мышки / ...И другие звери. / Мэй Мио
  • Бабье лето на юге / Жемчужные нити / Курмакаева Анна
  • Убежище  (Армант, Илинар) / Лонгмоб "Байки из склепа" / Вашутин Олег
  • Что делать-то? А? / Что делать-т? А? / Хрипков Николай Иванович
  • Рекламные горки / Сплэтни Прачэк
  • Черная метка / Игорь И.
  • Заколдованное место / Сборник рассказов на Блиц-2023 / Фомальгаут Мария
  • № 10 Ольга Зима / Семинар "Погружение" / Клуб романистов
  • Штрамм Дора - Большой и маленький / Много драконов хороших и разных… - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Зауэр Ирина

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль