Последний пират
Нечто средне между пересказом мультика для не самых взрослых и пресловутыми "садистскими стишками". Вот ей-богу, больше и сказать нечего: рассказа как такового нет. Жаль, потому что чисто стилистически он обещал уровень не ниже среднего.
Soledad
Опять сносно и не более… а временами менее. Регулярно напрягают бесподобные формулировки типа "Макса опять подмывало, я видел это по глазам". Это, конечно, отрывок, но то-то и оно, что рождаются такие ляпы из-за тяги к переусложненным фразам при неумении с ними справляться. Если процитировать отрывок, а все предложение, получится еще смешнее: "Макса опять подмывало, я видел это по глазам, заговорить на любимую тему и, когда Сэм заглянул в холодильник, чтобы достать пакет сока, спросил его: "Как ты думаешь, Сэм, черный странник существует?"". Ага — "Она схватила ему за руку и неоднократно спросила, где ты девал деньги?"...
Ноктюрн не ко времени
Эх, Аватар, удивительный мир… Даже странно, до какой степени штампованность сюжетных решений и оценок сумела уничтожить (по крайней мере, в моих глазах) качество рассказа: так-то язык в основном среднего уровня, что в данном случае скорее похвала. Но когда и в словах персонажей, и в авторской речи начинается вещание в стиле "Доктор, не для того я привел сюда корабль с пятью тысячами клонов и горой техники, чтобы развернуться и улететь ни с чем из-за уникальности какого-нибудь гриба", "И если раньше люди, объединенные идеей изучения Вселенной, берегли подобные миры и жаждали новых знаний, то теперь же, ради наживы горстки олигархов, готовы уничтожить открывшееся чудо" — то от предсказуемости ВСЕГО немедленно сводит скулы.
Ну и стиль иногда заставляет усомниться в том, что он честно дотягивает до среднего балла: "Видящий так же не спал, когда в его каюту влетел доктор Отви. Однако глаза его были закрыты, и Ноэль не желая мешать, молча ждал, когда Тэр обратит на него внимание" — Штирлиц знал наверняка, но Наверняк не знал Штирлица… о грамматике и пунктуации уж и не говорю.
А финал вдобавок усугублен попыткой хохмить. Через посредство обуви и насекомого. "Мечты доктора Ноэля Отви были бесцеремонно прерваны подлым укусом мухи. Он махнул рукой, отогнав ее. С помощью ботинка Ноэль выдворил запаниковавшее насекомое из своих владений и закрыл окно" — м-да.
Инфинити
Сносно, но едва ли более того. Было лучше, пока не пошла филосифИ и моралиТЭ, вдвоем сразу затоптавшие практически все собственно литературные ростки. "Жизнь, смерть… В пустоте нет таких понятий. Не может быть жизни там, где не существует пространства и времени"… "В черной дыре, вне времени и пространства, что-то живет. То, что человеку понять не дано. Но что оно от меня хочет?"… "До людей жили многие. После людей будут жить многие. Во время людей живут многие"… Майн готт. Как там на тему классика: запад есть запад, восток есть восток, а север — он север и есть; подобных глубоких мыслей, дружок, в моей голове не счесть...
Театр теней Тао
Просто хорошо. Замечания удастся сформулировать только при серьезном разборе… а я на него не подписывался, извините.
А вообще-то налицо ориентальная фантастика с положенной долей "чудесатости", так что инопланетная тематика… нет, она не притянута за уши, выглядит вполне естественно, но скорее как стилистика "иного мира вообще". Мог вместо иной планеты быть и слегка офантастиченный Нью-Йорк, город из параллельного измерения, виртуальный мир, условный мегаполис будущего и т. п.
Так что плохо дело космофонтастики: лучший из текстов финала фактически в ней не нуждается. Впрочем, тут есть один нюанс — но его см. ниже.
Дракошка
Ну что… Нормальный рассказ-анекдот. Для этого поджанра он несколько затянут, но нечитаемым не стал. Другое дело, что поджанр вообще-то "вспомогательный". И снова: плохо дело космофантастики — ведь тут никакой НФ нет и в помине, космическая тема чисто антуражна (фактически элементы притчи), а если на чем и фокусируется внимание, то это на кулинарии… что само по себе неплохо, но...
В общем… СОВСЕМ уж плохих рассказов в финале нет, а значит — и на конкурсе их, наверно, не оказалось: при самосудном голосовании почти наверняка хоть один из самых скверных текстов пробивается в финальный топ. Другой особенностью этого голосования является почти обязательное непопадание в финал как минимум одного по-настоящему хорошего рассказа, уровнем не уступающего лучшему из финалистов.
Ну-ка проверю. Писать обзор на ВЕСЬ конкурс уже не буду, а вот пробежать на хотя бы полускорочтении еще 18 текстов (вкл. внеконкурсные) — не проблема, я только что за вечер большее количество оценивал по первому кругу.
Ага, так и есть. Рассказ "Здесь нельзя дышать" — очень приличного уровня (такие тексты я уже считаю публикабельными и охотно занимаюсь их пристраиванием, если на горизонте маячит подходящий сборник). При этом соответствие букве и духу конкурса даже повыше, чем в случае с "Театром теней" — так что понятно, отчего рассказ не прошел в финал: вот он, обещанный ранее нюанс! Ну и "Четвёртая разведка подряд", "Дело о чужом солнце", "Художник" — тоже весьма неплохи, всяко не хуже "Дракошки". "Город у провала" обещает и большее… если его как следует довести (кстати, чтобы иметь зуб на Розенфельда, капитану не обязательно быть именно германофобом: есть еще как минимум один вариант )
И совсем уж "ацтойных" текстов, таких, чтобы на уверенный кол или даже несомненную двойку, действительно не обнаружил.
Все ожидаемо — и все невесело (хотя авторов двух рассказов от всей души поздравляю, а оргов столь же искренне благодарю). Да вдобавок и внеконкурс оказался что-то совсем уж "вне".
Не обижайтесь, леди и джентльмены, но банкет откровенно не удался. И это в последнее время как-то слишком регулярно происходит на площадке "Мастерской писателей". К счастью, не мне тут давать советы, но вообще складывается отчетливое впечатление, что, как гласит древний анекдот, "в консерватории нужно что-то изменить".
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.