Отрывки из эссе «Биографические мотивы в романе Петара Бранковича «Седьмая шахматная фигура». / Бесконечная дорога (сборник миниатюр и рассказов) / Кирьякова Инна
 

Отрывки из эссе «Биографические мотивы в романе Петара Бранковича «Седьмая шахматная фигура».

0.00
 
Отрывки из эссе «Биографические мотивы в романе Петара Бранковича «Седьмая шахматная фигура».

…Написаны сотни статей, рецензий, исследований об этом романе, переведённом на десятки языков. Завершив книгу в конце 2001 года, Петар Бранкович получил Нобелевскую премию по литературе в 2004 г. Жан Бодрийар посвятил ему статью «Фрагмент гиперреальности». Умберто Эко назвал его французским Борхесом (с 1998 года писатель переехал во Францию, в Комбре, где и писал роман… или так: чтобы написать роман).

 

Но один аспект не то, чтобы затаился в тени — вообще не был никем замечен. Не то, что вошло, отраженное и измененное, в книгу, а то, что могло быть, но не случилось, и вот — овеществилось в написанном. Не реальность, а тень реальности. Об этом и пойдёт речь в данной скромной работе.

 

…Итак, несколько сюжетных линий, несколько пластов действительности, между которыми мы будем перемещаться вслед за автором. Ну и некая точка момента истины, когда станет ясно, что все пласты как водные слои и течения, пронизаны, нет, словно насажены на копье солнечного луча, на длинную иглу авторской мысли.

 

Реальность, как перчатка, выворачивается наизнанку — и изнанка оказывается лицевой стороной, которая вновь будет вывернута — не обратно, как ожидалось, а в некое иное измерение.

 

Первая линия — актёры, богемная компания молодёжи. В их компании есть некто Макс — красавец, сын обеспеченных родителей, удачник и счастливчик. Макс вызывает негодование, обожание, ревнивую зависть. Вот он написал замечательную пародию. Вот он забыл свой дорогой пиджак — тот даже пахнет ещё любимым табаком Макса. Только Макса никто никогда не видел — потому что он не существовал.

 

Разумеется, биографами Петара Бранковича эта часть сюжета пересказана, исследована, объяснена миллион раз.

 

Жил в Дубровнике тихий мальчик из интеллигентной сербской семьи (отец — преподаватель философии, мать — художница)…

Ему интересно всё — литература, музыка, театр. Он читает по-английски позднего Набокова, переводит на сербский «Охоту на Снарка».

 

Петар пока стеснителен и замкнут (сравните две его известные фотографии, 1989 год, он в синей водолазке под горло в фойе театра Држича и снимок 1991, где Бранкович в безликой военной форме и каске на фоне каких-то серых зданий и размокшей от ливней земли — разве что взгляд, немного рассеянный и самоуглублённый, тут похож).

 

Да, его интересовал театр. Но Петар не был знаком ни с кем из актёров.

 

Я уверен — он мечтал быть таким вот бесшабашным Максом, всеобщим любимцем, обаятельным баловнем. Затевать сложные многоходовые интриги, шутить, легко входить в любую компанию и уходить без объяснений. Он придумал и своё общение с актёрами, и себя — в их компании.

 

И когда Бранкович описывает Макса — да, он говорит о себе. Это он, Бранкович, был на шумной вечеринке, это он устроил каверзу с подменой реквизита, это всё он… Но — только в пространстве книги.

 

Никакого личного опыта, никаких знакомств в театральной среде, о которых взахлёб фантазируют биографы Бранковича, у него не имелось! А размах воображения у исследователей немалый, чего только не приписали молодому Бранковичу. Но нет. Всё, о чём он мечтал тогда, в предвоенном Дубровнике, он лихо проделал в своём романе. Не в жизни.

 

Вторая линия сюжетной реальности — книга. Литературная игра. Одно из действующих (чуть не написал «живущих») лиц в книге — писатель, который собирает материалы о некоем исследователе сербской литературы, отправившемся на зиму в Рас, чтобы поработать в одиночестве над мемуарами о войне. Большинство биографов уверяют, что этот писатель — сам Бранкович! И факты его жизни перекочевали в «Седьмую шахматную фигуру».

 

Что ж, рассмотрим известный случай под Вуковаром, после которого мы поговорим о третьей, шахматной линии романа.

 

Представьте себе плачущий безнадёжным дождем серый сентябрьский день. Хорватской армии воевать хочется не более, чем солдатам ЮНА*. Тем не менее, одним приходится обороняться и умирать, другим — наступать и умирать. И вот хорваты бегут, а сербы осваиваются в их траншеях. И Бранкович, оскальзываясь и поднимая повыше воротник, идёт мимо искорёженного взрывом тела вражеского солдата и его разорванного рюкзака. Видит расколотую шахматную доску, рассыпавшиеся фигурки, и его сапог вдавливает в грязь одну.

 

И много лет спустя он вставляет эту сцену в чужие мемуары о войне и пишет её совершенно иначе: хорватские солдаты заходят на оставленные позиции, видят брошенный сербский штаб, столик с шахматной доской и частично опрокинутыми фигурами, кружку ещё теплого кофе и растрёпанный блокнот с записями ходов…

 

«Это всё то же самое военное воспоминание». Неужели? В реальности, в которой существовал в 1991-1992 году Петар Бранкович, до войны — студент третьего курса филологического факультета, сербы разбили под Вуковаром хорватов. В романе под тем же самым Вуковаром хорваты теснят сербов, замыкая кольцо окружения. «Это эмоциональный опыт! Факты вторичны!».

 

Не соглашусь ещё раз.

 

Писатель переживает определённый жизненный опыт. А потом, в романе, выворачивает реальность, сохраняя только её видимость… Зачем? Именно для того, чтобы создать в книге иную реальность — зачем же ещё?

 

…И теперь, собственно, шахматы — эпизоды, перемежающиеся с отрывками о войне (а военные сцены перебиваются воспоминаниями о мирной жизни).

 

Мы видим шахматную доску откуда-то сверху. Потом, будто снижаясь, всё ближе и ближе… Нет, это не доска никакая, а огромное поле, тут и там разрытое снарядами. Черные лоскуты чередуются с нетронутыми, покрытыми стоптанной травой.

 

Главный герой — в пешечной пехоте, вбиваемой в раскисшую землю. Их теснят, разматывают, артиллерийские башни бьют, не переставая — и почти в унисон, как подтверждение Высшей воли, грохочет гром. Спецназ, ферзь военных дел, пытается поменять положение — безуспешно.

 

Шахматные кони разведывают силы врага, и появляясь внезапно и так же исчезая, схлестываются тут и там с его отрядами.

 

Пулемётчики бьют кинжальным огнём, резким, как рывок по всей диагонали чёрного или белого слона.

 

Штабы — статичные и непререкаемые, как короли, приказывают и подгоняют — вперёд, смерть ждать не станет!

 

Кто-то уже обречён. Кто-то жертвует, продлевая время королевской жизни.

 

Одна пешка, вытирая грязь с лица, поднимает голову к хмурому небу. Вдруг случится чудо, вдруг что-то… кто-то, кого не ждёшь — поможет? Иначе — придётся умирать…

 

…И последний из сюжетных пластов — то самое иное измерение, соприкоснувшись с которым эфемерное, выдуманное, смутно предчувствуемое — осуществляется.

 

Мы видим вещи выдуманного человека, читаем приписываемые ему стихи. Чувствуем чье-то присутствие — кого-то, иного в каждый момент времени. Обозначающего себя не ожидаемым действием. Шагами в пустой комнате. Озарением несуществующего жизненного опыта.

 

То, что не существует, может осуществиться! Не проникнув полностью в нашу действительность, нет, но оно, это нечто, будет действовать как реальное и одновременно потустороннее, как некая пограничная сущность.

 

…Итак, все линии сошлись в знаменитой сцене эндшпиля.

 

А потом автор разворачивает действие, как коня на полном скаку, и начинается самое странное. Как будто роман (а с ним и рассказчик, и читатель) проваливается в безвоздушное пространство абстракций и отвлечённости. Да ведь это оно и есть — скрытое измерение, не имеющее координат, примет. Ни единой чёрточкой хоть чего-то, схожего с привычным и узнаваемым, не откликающееся на наши вопрошания — кто ты? Что ты?

 

— Иное. Нездешнее.

 

Итак, теперь, думаю, совершенно ясен ответ на вопрос — кто же эта седьмая шахматная фигура?

 

Драгомир Вуканович, 31.11. 2000г, Сербия, Рас.

 

*ЮНА — Югославская Народная Армия

  • [А] Беглые желания / Сладостно-слэшное няшество 18+ / Аой Мегуми 葵恵
  • Велосипедная экскурсия благородного дона - Армант, Илинар / Путевые заметки-2 / Ульяна Гринь
  • Рапорт №1. Внучка и культ Клешеногого / Жили-были Д.Е.Д. да БАБКа / Риндевич Константин
  • рефлексия очередная... / За левым плечом - ветер / Йора Ксения
  • Так всё же мОгуч или могУч? / Опоэтизированные сумбурности / Кэй
  • Дарите… - NeAmina / Верю, что все женщины прекрасны... / Ульяна Гринь
  • Идиотская честность / БЛОКНОТ ПТИЦЕЛОВА  Сад камней / Птицелов Фрагорийский
  • Бутя / Джейзи Юлия Игоревна
  • Я не был никогда влюблён / Лешуков Александр
  • размышления о красоте / Лисичка Олен
  • № 11 - Jey Ando / Сессия #3. Семинар "Декорации" / Клуб романистов

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль