Введение.
Англо-германское соперничество на рубеже 19 и 20 столетий привело к самой непредсказуемой и парадоксальной войне за всю историю человечества (на тот момент). Первая Мировая война принесла в жизнь людей много нового и интересного. Изменила старые стратегические и тактические представления о ведении боевых действий, в том числе и на море. Как и большинство войн 19-20 веков. Помните поговорку, что «военные всегда готовятся к прошедшей войне»?
Появление новых видов морских вооружений, эволюционное и революционное изменение старых — потребовали принципиально нового подхода к оперативно-тактическому военно-морскому искусству. Корнем перемен в применении морских вооружений стала техническая революция в военно-морском строительстве в начале 20 века и последовавшая за ней гонка морских вооружений.
В ходе этого процесса в заочной битве столкнулись молодой «Кайзерлихе марине» (он же Императорский флот) и легендарный Королевский флот. Нет, «процесс» звучит медленно, внушительно, вальяжно. А там была именно «гонка». Заложили, значит, первый корабль (речь идёт, естественно про «Дредноут»). Проектируют второй и третий. Враги заложили свой первый в ответ на твой первый, проектируют второй в ответ на первый. Узнают про твой второй, проектируют третий в ответ на второй, закладывают второй, ведь для третьего ещё проект не готов, сразу проектируют четвёртый, вдруг пригодится. Первые в это время закладывают четвертый… Ну, примерно поняли? Вот и там все запутались (шучу, там серьёзные ребята, никто не запутался). Разведки не дремлют, шпионы вообще не спят. Правители не знают — засекретить новые корабли и придержать их до последнего как козырь в рукаве, или выставить напоказ, что бы напугать врага и отодвинуть начало войны. Как обезьяна, что и к умным, вроде подходит, и к красивым ей попасть хочется.
Основой всех событий в этой дикой гонке накануне войны стало усовершенствование тактико-технических характеристик кораблей основных классов. В современной истории мы находим еще несколько подобных процессов: становление ВМФ СССР и развитие ВМС США в период «Холодной войны»; соперничество в области танкостроения в 1980-2000-е годы; гонка военно-космических технологий.
Теперь мне следует написать про актуальность темы, мол «нам необходимо понять суть этих разных внешне, но, в то же время, схожих внутренне, процессов. От понимания сути событий вековой давности зависит возможность избежать повторения ошибок прошлого». Но, положа руку на сердце, кому это всё надо? Мне лично просто ужасно интересно наблюдать за перипетиями сюжета истории военно-морского соперничества. Не всегда войны, но всегда борьбы не на жизнь, а на смерть. По другому и быть не может, когда на кону стоят империи, миллионы жизней и бла-бла-бла. И, конечно, никто не отменял роль личности, которых в военно-морском флоте предостаточно. Ведь капитан на корабле — первый после бога.
Хронологические рамки работы достаточно широки. Начало все процессы, которые нас интересуют, берут даже не в 1898 году, когда был принят первый германский закон о создании океанского флота. Конечным рубежом нашей истории могло бы стать 21 июня 1919 года, когда один из величайших флотов мира прекратил свое существование. Но нет, мы поковыряемся и в чуть более поздних временах.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.