Твиллайт. Судейские отзывы / Ночь на Ивана Купалу -3 - ЗАВЕРШЁННЫЙ КОНКУРС / ВНИМАНИЕ! КОНКУРС!
 

Твиллайт. Судейские отзывы

0.00
 
Твиллайт. Судейские отзывы

Номинация: РЕАЛИЗМ

 

Во ржи

 

Разговор об этом рассказе хотелось бы начать с названия. Его автор, на мой взгляд, подобрал очень удачно. Название прямо указывает, что, как у классика «вся жизнь моя была залогом свиданья краткого с тобой». Действительно, ведь главный герой живет настолько серо, примитивно, убого, что вызывает невольное сожаление. А ведь сам виноват! Образованный, в меру обеспеченный человек, здоровье нормальное, быт налажен… Но вот нет в его жизни искры, а он только мечтает о ней, не пытаясь сделать ровным счетом ничего, чтобы раскрасить свою жизнь ярче. И только в робких и ленивых, прямо скажем, грезах являются к нему юные дивы в пасторальном антураже. А наяву он бы и изменил жене, но смелости не хватает. И вот этому герою я должна сочувствовать? Офисному планктону от науки, лицемеру «жалеющему» жену? Да, раздобрела, раздалась в боках… А он что, за эти годы Аполлоном стал? Или чем-то компенсировал жене отсутствие ребенка? Неа. Жалеть мне его не хочется. Я бы скорее уж его жену пожалела, да она проходит по рассказу бледной тенью, как и совершенно типичная анекдотическая теща.

Ладно… Но, может, героиня вызовет во мне симпатию и сочувствие? Я узнаю о ней, что она наркоманка, не пользующаяся любовью соседки — ну, это ладно, соседи бывают всякие — и что она без сомнений и зазрения совести отдается первый раз увиденному мужчине, мотивируя это тем, что терять ей нечего, а попробовать хочется. После грабит родную бабку и исчезает куда-то. Рожать, видимо… А то, что незнакомец за ночь с ней неминуемо должен поплатиться долгой мучительной смертью — а и ладно! Зато красиво и есть что вспомнить. Это ей я должна сочувствовать? Тоже ведь не выходит. Понятно отчаяние девушки, но как же она, боящаяся смерти, так легко обрекает на нее другого человека ради прихоти?

И финал. Заявленного мистического элемента, который делает рассказ реалистическим прямо на грани, как раз хватает на ма-а-а-аленькое такое чудо: рождение здорового ребенка. И на второе чудо — попадание этого ребенка именно к родному папе. И это номинация «реализм»? Точно-точно? Ну, хорошо, бывает всякое, и шанс на вышеописанное все-таки есть, хоть и маленький, но реальный. Но кроме условно счастливого конца хотелось бы и мораль какую-то, идею… А с этим автор меня обманул. Идея, видимо, в том, что если довериться легендам и очертя голову совершить глупость, все закончится хорошо. Извините, не верю. Я человек глубоко и прочно склонный к мистическому восприятию мира, но здесь скорее поверю в то, что куча глупостей, сотворенных героями не по доброте или желанию помочь кому-то, а из чистейшего незамутненного эгоизма, просто должна была привести к печальному результату. Может, жене Светочке повезло бы разве что.

И вот-таки то, что управляет героями рассказа. Эгоизм. Я не вижу любви ни между героем и его женой, ни между героем и его случайной любовницей. Только привычка, лень, нежелание подумать о другом человеке и устойчивое, безусловно доминирующее «а я так хочу». Ничего нет плохого в эротических фантазиях о молодых упругих телах. А вот в предательстве жены — есть. Ничего нет плохого в том, чтобы использовать оставшуюся крошечную часть жизни на полную катушку. А в подставе несведущего беззащитного человека — есть. И потому счастливый финал для раскаявшегося — а точнее, просто напуганного — героя и его жены вызывает у меня оскомину своей приторной неправдоподобностью. Ну, так уж все счастливо сложилось — спасибо Купале. Можно и дальше мечтать о юных девочках, тем более, что в семье все наладилось, жена стала уступчивее, а рядом — родной сынок, о чем жене знать вовсе и не обязательно.

Так… Хватит, пожалуй, а то мое возмущение уже должно всем надоесть. Да, я понимаю, что если что и есть в этом рассказе реалистичного, так это как раз проза жизни, где далеко не каждый — герой. Но, право, осталось послевкусие гадкое, как от подсмотренного неприглядного эпизода из жизни случайно встреченных людей. Не получилось им посочувствовать, душой за них поболеть и порадоваться. Вот разве за Светочку могла бы, но очень уж она бесцветная, картонная.

И потому даже техничность рассказа не радует. Да, написано хорошо, местами даже ярко, но фальшивость происходящего, где Купала, подобно богу из машины, все приведет к хорошему концу… Ну, нечестно это. Хоть бы катарсис случился у героя, раскаяние, искреннее осознание… А вот фигу читателю! Ухмылка на приеме у врача, когда понятно, что все обошлось и даже холестерин с сахаром в норму пришли — вот его раскаяние.

Вывод. Хорошая техника написания и приятные эротические моменты не искупают бесцветности образов, отсутствия конфликта, нереалистичности происходящего и отсутствия идеи. Хотя рассказ и хорош уже тем, что вызывает желание подумать и повозмущаться, так что с задачей зацепить автор справился отлично.

 

 

 

 

Тень над яром

 

И здесь реализм какой-то странный. Нет, понятно, что все можно списать на обычные природные явления, совмещенные с мистицизмом героини, но намекает автор явно. Только вот логики в этих намеках мало, да и вообще ее повышенным количеством и качеством герои не страдают.

Приехал, значит, молодой человек с красивым старинным именем Яромир на природу отдохнуть и пообщаться плотнее с подружкой. К подруге у него никаких чувств, кроме совершенно таких самцовых оценок длинных ног и пышной груди. Любовь? Нет, разумеется, просто эротики охота в антураже. Ладно, ничего в этом плохого нет, тем более что и девица платит ему совершенно тем же. Такие вот искатели истины и духовных практик, бывает. Уверившись, что Светка к нему в палатку больше не пойдет, Яр переключается на первую же девицу, засветившую перед ним обнаженное тело. Довольно неуклюже ухаживает и практически принуждает к близости. Мало ли, что она потом стонала и не отбивалась? Ему и в голову не приходит, что стонать девушка может от боли, а не отбиваться из страха? Сумерки, дикое место, распаленный почти незнакомый парень… И пусть поведение девушки само выглядит изрядно провокационным, но согласия она ему так и не дала. Вполне сойдет за принуждение. Но тут между ними зарождается чувство, основанное на взаимных поисках потерянного талисмана, и герои прутся в грозу к реке. Да какие там боги? Перед изучением эзотерических практик курс ОБЖ за пятый класс герои пусть выучат. Там хорошо рассказано, стоит ли в грозу ходить по лесам и рекам… И никакая месть богов не нужна — вполне научно молнией звезданет. Это, опять же, говорит человек, искренне верящий в силы природы. И это я к тому, что не убедил меня автор в мистической подоплеке происходящего, если, конечно, у него была такая цель. Надеюсь, не было, реализм же. Но вот то, что у героини полно мистического мусора в голове — это точно. И вообще, я тупа, но за что конкретно обиделись боги? Предположим, что я не знаю, каковы свойства талисмана. А учитывая, что трактовка в разных источниках сильно отличается, много ли людей об этом знает? Что именно делает Перунов цвет? Ах, работает… а как? Наказывает за что-то? Что-то дарует? По обрывочным и непонятным репликам Лики только и понятно, что нельзя его терять и нельзя уводить парня у другой. Так и не увела фактически, там все само распалось. А талисман, наказывающий только за свою потерю — ну, это несерьезно. Хорошо хоть у Яры в этом плане мозги не затуманены, хотя с курсом ОБЖ и ему бы познакомиться не мешало. А если и затуманены, так не мистикой, а обычным желанием секса, которое нечего на талисман спихивать, как попытался автор.

В общем, главная интрига рассказа — талисман и его воздействие, так и осталась для меня тайной. И конфликта, увы, тоже не вышло. Вот как-то не верится мне, что случайный, полудобровольный секс двух едва знакомых людей и попадание их же, по собственной глупости, в опасную ситуацию — это такие уж предпосылки для любви. Кажется мне, что Лика совершенно зря видит в этом свидетельство опять же классического: «Я знаю, ты мне послан небом, до гроба ты хранитель мой». Увидит завтра ее Яра длинные ноги или очередную голую попку у реки — и поминай, как звали.

Итак, что мы видим в целом? Язык и стиль рассказа вполне на уровне, повествование хорошо сконструировано, но идеи опять же нет. Потому что «спи с первым попавшимся на Купалу и будет тебе счастье и верная любовь» — на идею, как и в предыдущем случае, не тянет. Лично я бы предложила героям не практиковать незащищенный секс, тем более там, где муравьи бегают и веточки-сучки в… тело впиваются. А еще не ходить ночью в грозу к реке через лес. Боги, может, идиотов и простят, а вот атмосферному электричеству может оказаться на ритуалы и талисманы глубочайше пофигу. Но… Это ж я романтику порушу, да? Случайная встреча с будущим возлюбленным, страстное соитие на лоне природы (муравьи, колючки, камешки и прочие элементы природы под нежными частями тела… вам еще непонятно, почему девушка стонала? ) удушение во время секса, рычание и биение по-звериному… Романтика! Но меня, простите, не зацепило. Ну, вот такая я неромантичная, видимо. Или, напротив, чересчур романтичная. Но кажется мне, что для любви, каковая непременно должна вспыхнуть по закону хеппи-энда, маловато случайного, простите за цинизм, траха на травке. А ничем иным описанную сцену у меня назвать не получается. Если же речь идет просто о спонтанном страстном сексе двух взрослых людей, которым просто захотелось, то зачем любовь приплетать? Это штука приятная, но для долгих отношений вряд ли сойдет за основу.

В общем, недотянул автор. Я бы простила некую придурашливость мистически пришибленной героини и не совсем адекватное поведение Яры с малознакомой девушкой, но автор не показал мне главного — зарождения чувства, пусть даже и на такой хрупкой и странной основе. А тогда к чему финал, который не стал дя меня и героев ни открытием, ни подтверждением мысли, ни маленьким чудом… Должен был! А не стал. Мне бы немного больше эмоций героев, их удивления друг другом, желания плотского и духовного сблизиться или, напротив, сближения вопреки… Но отличный сюжет с выверенной композицией не заиграл. В извинение могу сказать, что у этой истории, как мне кажется, есть будущее. Интересно же, что дальше случилось с героями и смогут ли они все-таки протянуть не подаренный добрым автором полуволшебный мостик, а свой собственный, выстраданный и основанный на любви.

 

 

Лев. Маргаритка. Солнце

 

По вполне понятным причинам сильным текстам всегда достается меньше критики, чем более слабым. Чем меньше недостатков, тем меньше ругаешь, тем больше хочется просто подумать над текстом, поговорить с другом, что-то вынести для себя. Нет, бывает еще, что споришь. Иногда до хрипоты, до конфликта, до самозабвения… И это тоже показатель качества. Но здесь вроде бы спорить особенно не о чем. Или это лично мне не хочется?

Потому что для меня здесь все как раз не просто понятно, а чисто, кристально ясно. Да, вот случилось так, что любимый человек ушел. И героиня задыхается в безвоздушном и ледяном пространстве тоски и чувства потери. И держится изо всех сил, а силы-то на исходе, им бы прибыть откуда-то этим силам, но чем глубже погружаешься, тем тяжелее выплыть. Вот верю я в рассказанную историю. Верю именно потому, что она очень правдивая, честная, совершенно лишенная пафоса и излишнего надрыва. Разве что образ подруги главной героини меня чуток царапнул некой выспренностью слов, но… бывает. Люди все разные.

Зато в целом образы героев рассказа выверены безупречно. И муж в воспоминаниях, и Ленка с Леонидом — вроде бы нет ни подробных описаний, ни ярких красок — а представить их можно. Единственно, хотелось бы все же в образ леонида еще хоть пару деталек кроме общего восприятия. Ну, опорой для читательского воображения. Почему — он? И так хорошо, но еще бы чу-у-у-уточку… Может, потом, в тексте воспоминанием…Отдельное, кстати, спасибо, за образ психотерапевта. Персонаж не главный, проходный почти, но создан и выписан так ярко, что меня зависть, признаюсь, взяла. Подумалось даже, что слишком ярко, отвлекает от главного, но вы меня не слушайте, говорю же — зависть. К образам и языку. Язык очень хорош. Не просто богатый и чистый, а еще и легкий, отточенный. Взросло-профессиональный, если мне позволят мне так сказать. Скупой, что соответствует психотипу героини, но в нужных местах расцветающий тонким узором эмоций и чувственности. Про эротическую сцену, заявленную условием конкурса, много говорили и до меня, остается только подтвердить, что написана она замечательно и в тексте совершенно уместна, более того, необходима, оживляя героиню, делая ее из воплощения сухой скорби живой чувственной женщиной, которой не хоронить себя заживо, а выкарабкиваться из провала на свет.

И вот чтобы оправдаться за небольшое снижение оценки по сравнению с максимальной, скажу единственно еще, что в самом финале мне немного не хватило… пронзительности, что ли. Было это, было, и за живое зацепило… Но вдох и выдох оказался не до конца, не всей грудью. Понятно, что это героиня такая сдержанная, но ведь весь рассказ автор вел к этому катарсису, к его необходимости и долгожданности. А в финале взял поставленную планку, но… на рекорд не вышел. Только потому ставлю немного ниже, что от сильного текста всегда хочется еще, по максимуму.

 

Номинация: ФАНТАСТИКА

 

Запах вереска

 

 

Рассказ понравился, даже очень. Но… увы для автора, именно поэтому я буду сильно ругаться. Нет, сначала скажу, на что я ругаться не буду. Стиль. Очень красиво, серьезно. Стиль выдержан на грани, еще немного — и был бы перебор. А так получилось ощущение выверенной и совершенно уместной в данном контексте стилизации, превращающей текст в плавную изящную сказку. Мне, кстати, показалось, что к концу автор расписался, текст пошел легче и мягче. Название очень красивое, привлекает внимание к важной художественной детали — запаху, сопровождающему появление божества в жизни главной героини. А вот эпиграф лично мне показался неуместным. Высказанной идее он, конечно, идеально соответствует, но мгновенно рушит атмосферу мира. Вот правда, стоило бы придумать что-то свое, аутентичное тому миру. А если еще и символичное — вообще идеально было бы. Поиграть с образом луны и солнца, женского и мужского начала, их противопоставления… Но не Бовуар, умоляю! Вы бы, автор, еще из Маркса цитату привели… Кстати, выдержки из местного «Домостроя» в тексте мне слегка непонятными оказались в контексте обоих обществ. Я так поняла, что и у сумеречников, и у народа героини одинаково «молчи, женщина, твое место на кухне»? И даже женщину, получающую удовольствие в постели, следует умертвить. А как же тогда сцена с Лейлой, очень даже явно получающей удовольствие с Рори? Значит, для сумеречников это не работает? Упс… Мое понимание темы рассказа серьезно колеблется. Так к кому все же относятся эти вставки? Автор, если можно, ответьте мне, я и правда хочу знать, чувствуя себя тормозом.

Поехали теперь всерьез. С самого начала героиня заявляет требования равноправия. А… для чего? Ее возмущает, что брат может и с мечом, и с конем, а ей, бедной, сидеть за ненавистным вышиванием. Но я не вижу у нее стремления вести доступный для мужчин феминистский образ жизни. Она просто хочет поменять вышивание на книжки. А что, книжки в том обществе девочкам тоже нельзя? А где это написано? Попадая же к сумеречникам, она вполне довольна полученной жизнью богатой девочки: наряды, безделье, никакой вышивки… О! Все это ради того, чтоб избавиться от вышивки! Нет, серьезно… Заявили свободолюбивую личность, так покажите ее! Героиня же решительно ничего не делает, чтоб вызвать мое уважение. Язык вот выучила, да книги читает… Круто, угу. А ведь она жена (хоть и вторая) хозяина замка, что подразумевает неслабую ответственность за хозяйственную часть, быт и уклад. Да если б она, например, всерьез увлекалась наукой, а не просто читала книжки (сказки?), это бы у меня вызвало куда больше понимания.

Здесь же и к психологическому возрасту героини. Ладно, спишем на шок первое непонимание смерти брата. Но ее пугливо-целомудренное отношение к крови на простынях больше подходит для викторианской девицы, право же. Ах, служанка заругает! Пятно же… В описанном обществе девушка должна великолепно понимать, что это такое и какое значение имеет. Да ее взрослой признали! Полноценной женщиной и женой! На же реагирует… ну вот именно как барышня 19 века, всеми силами оберегаемая от прозы семейной жизни. И, кстати, вернемся к требованиям равноправия. Что именно в своей судьбе хочет изменить героиня? Она хочет надеть меч и пойти на войну? Неа. Ее заявления о возможности себя защищать самой воспринимаются как глупенькие слова наивной девочки. Тринадцать лет, меч в руках не держала, на коне не сидела — даже к жениху едет за его спиной! — а вот пойду на войну и буду себя защищать… Дите дитем же. Причем в обществе, где она уже невеста! Инфантильно… И ее бы выпороли за желание проститься с погибшим братом? Серьезно? Неужели все настолько сложно? Или это автор нагнетает сочувствие к судьбе жертвы патриархальности? В каком патриархальном языческом обществе женщинам не дозволялось не только оплакивать близкого, но и даже проститься с ним? Спарта с ее материнским «Со щитом иль на щите»? Но там как раз женщина была максимально феминизирована и свободна для античности. Никакая другая культура, ИМХО, не запрещала проявления женской эмоциональности, скорее посчитали бы странным и постыдным явное проявление горя у мужчины. А если автор делает такой смелый и сильный ход, то в рамках рассказа мне не хватило обоснуя.

Жизнь у сумеречников тоже не наводит на мысль, что героиня хочет изменить свою судьбу. Она лишь хочет поменять живого мужа, который ходит к другой жене — гибкой, горячей, роскошно красивой — на выдуманный образ-идеал, который будет принадлежать только ей. Ну да, другие-то о статуе не мечтают, они с живыми мужьями уживаются с разной степенью успеха. Автору много говорили о том, что героиня, якобы, получила идеального принца-божество ни за что. Проблема, мне кажется, не совсем в этом. Она в том, что героиня постоянно недовольна своей судьбой, но ничего не делает, чтоб ее изменить или улучшить. Только мечтает… Ах я, бедная-несчастная… Одевают меня в шелка, работой не утруждают, ожидают только рождения ребенка, первая жена ко мне прекрасно относится, муж тактичный и любящий, явно ведь заботливый… А мне все мало! Мне бы еще божество прекрасное… Автор упорно внушает нам, что эта девочка — вторая половинка божества, потому именно она его достойна. Но как-то это неубедительно. Нет в героине того внутреннего огня, который может превратить смертную в божество, и потому выглядит она лишь забавой сумеречного бога, средством скрасить божественной одиночество. Миленьким пушистым зверьком и желанным женским телом одновременно.

Кстати, вот момент с жертвенной кровью мне как раз показался очень правильным и логичным, идеально вписывающимся в заявленное мироустройство. Я только не знаю, может ли целый народ с домашним скотом и сельскохозяйственными угодьями жить по ночам, да и зачем это? Ну, бог ночной, да… Так полно было лунных, темных, ночных богов, что обязывало к чему-то разве что жреческую прослойку. Но автор дал красивую деталь, хоть и обосновал ее слабо, лишь религией. А с кровью — все очень точно и правильно, и совершенно не делает бога, принимающего подобную жертву, злым по определению. Нормальное такое языческое мировоззрение. Мы тебе, о боже, ты нам. И потом, там же людей не убивают, как я поняла, что вообще превращает их религию в крайне гуманную и глубоко полезную, раз бог есть и отвечает на поклонение реальной помощью.

А вот теперь о главном. Идея рассказа в следующем: а) любящая девушка может стать божеством сама, если влюбилась в бога, причем не за особые заслуги, а так… по лотерее; б) женщины и мужчины должны быть равноправны. Так? Ни одну из этих идей автор, на мой злобный взгляд, не раскрыл и не доказал полностью, лишь обозначил и дал простор и желание для размышлений.

То, что героиня стала богиней, не делает равноправными с мужчинами всех остальных женщин! А ее якобы реформы… где они? В рассказ они не влезли, и мы не можем определить их полезность, правильность, гуманность и последствия. А значит, ради чего город городился? А ради чудесной эротической сцены, счастливой жизни с любимым и… отказа от вышивания! И вот только это недотягивание мешает мне поставить рассказу высший балл, потому что мастерство автора несомненно, эротика и стиль прекрасны, а сумеречный мир вызывает желание погрузиться в него, как в прохладную темную воду ночной реки — с легким ужасом и восхищением. Автор, если вы справитесь с желанием меня прибить, то, может, доделаете этот рассказ уже без оглядки на знаки? Во что-то вроде повести, например. Раскрывая мысль до конца. И я первая примчусь вам аплодировать.

 

 

Замкнуть ограду

 

 

Текст очень милый, думаю, это самое верное определение чувств, которые он у меня вызвал. По-доброму сказочный, хотя изрядно наивный. Это, конечно, создается антуражем славянского фэнтези, причем именно сказочного такого варианта. Изба на курьих ножках, Яга, шаманы и колдуны-оборотни… Оно могло бы стать огромным плюсом, если бы автор довел сказочность повествования до должного уровня. Для этого, во-первых, стоило бы почистить текст от современного языка, на который справедливо указывали многие комментаторы. Ну правда, как говорит один из моих любимейших критиков — реверанс в его сторону — «не ломайте сказку». Атмосфера, вроде бы так любовно и весело создаваемая, сильно теряет за счет этого, при том, что много и вкусных ярких деталей: браслет, милая избушка, халат шамана и прелестная песня про ишака… Да, лубок, но лубок — это тоже искусство, требующее точного глазомера и совершенно особой ментальности. Второе, над чем бы стоило поработать автору, это логика деталей и событий. Я вот ни разу не специалист в военном деле, но совершенно не понимаю, отчего бы степнякам просто не обойти крепость, затерянную в глухом лесу, защитники которой из-за деревьев этих степняков даже не увидят? И что они там вообще в этом лесу делают? Если Степь — вот она, в другом месте… Моя дамская логика капитулирует. Про избушку в три шага, деревянные мечи и прочие мелколяпы вам уже достаточно сказали.

А мне хочется поговорить о смысле. Такой вот конкурс в этом году удался, что практически над каждым текстом стоит и приятно подумать. В рассказе сюжетных линий не одна, так? Есть линия любовная и линия военно-детективная, которые сплетаются в проблеме защиты крепости. Но вторую линию автор просто слил, хотя начиналось все очень интересно. Такие антуражные колдуны, юный хан-интриган, опасность, нависшая над Русью… и опа! Все свелось к песенке про ишака. Боюсь даже представить, как им бедным придется торопиться к возлюбленным и страдать на вынужденных привалах… Мдя… Тут комментаторы резвились по поводу не совсем стандартного отношения Зайчика к обожаемому воеводе, но лично я не узрела там решительно никаких намеков, кроме того, что автор не совсем удачно сделал акцент на внешности воеводы, а не на его воинско-командирских качествах. Ну, бывает… Я вот верю в платоническое восхищение Зайчика. А зато целое войско обуреваемых страстью степняков на долгом пути домой… Хм… Что-то у меня это вызывает опасения… Но да ладно! Мы не об этом!

А раз линия военной интриги провалилась, то основной, как и положено в ЖЮФе, стала линия любовная. Эротическая сцена получилась, по моему мнению, довольно удачной. Не то чтобы невероятно страстной, но приятно красивой и атмосферной. И в расчетливое женское коварство Яги тоже верю вполне. Но тут выходит, что у нее две цели? Первоначальная — замкнуть ограду. А если бы воевода не поперся к озерцу, что тогда? Вернулась бы в крепость и попросила его выделить молодца посимпатичнее? Так и вижу смотр… Бравые витязи выстроились во дворе крепости перед несчастными палатками, а Яга ходит перед строем и вдумчиво так присматривается… Можно, конечно, и романтичнее все устроить: быстренько соблазнить воеводу и увести по служебной надобности к озеру. А если окажется совсем нечувствительным к женским чарам, объяснить служебную необходимость. И вот тут я поняла, что воеводе очень повезло с кандидатурой служебной ведьмы, то бишь Яги! А была бы она с той же специализацией, но лет на пятьдесят постарше? Неоценимым опытом бы обогатился бедолага… Но все вроде хорошо закончилось, ограда замкнута, степняки рвутся домой, а Яга еще и ребенка родит… Удачно вышло, да. Только почему я, читатель, об этом узнаю из монолога героини? Вы часто об удавшемся свидании сами себе вслух рассказываете? Простите, автор, но выглядит это грубовато и неправдоподобно даже с учетом почти одушевленной избушки. Большим роялем было бы разве что наличие в кустах под окном подслушивающего воеводы, хотя даже это можно было бы замотивировать. Пришел извиниться, например. Потому что и в самом деле: а что такого уж страшного случилось? Ах, какие нежные воеводы пошли… Его избрали для важнейшего дела — это раз. Значит, признали лучшим, достойнейшим… А что прямо не сказала, так, может, нельзя было! Он-то сам не думал о нравственности и морали, когда укладывал первую попавшуюся девицу, верно? И потом, когда хмельной угар прошел, руку и сердце предлагать не поторопился — так какие обиды?

И в финал, кстати, я тоже поверила. Здесь у вас лубок сменился вполне языческим мироощущением. Ведьмовство — главное в жизни Яги, то, что определяет ее бытие. Дочь, продолжательница дела, — абсолютный приоритет, так и должно быть. А воевод таких в ее жизни еще будет… Может, оно и правильно с ягиной точки зрения растить дочь без отца, чтоб женское начало было максимально доминирующим. Но тогда получается, что и воевода должен бы эти ведьмовские заморочки знать, раз яга в их обществе — это профессия, уважаемая и пользующаяся поддержкой властей. И это тоже делает финал более-менее логичным: знал воевода, что с ягой у него ничего серьезного быть не может, потому и порвал так решительно. От этого немного грустно, хотелось финала более теплого, но… бывает. И получается, что то, что началось сказочным лубком, оказалось историей мимолетной любви, которой помешали служебный долг, непонимание и выбор собственного пути, а не совместного — тема, актуальная для современной жизни более чем.

Итак, в целом. Такое ощущение, что автор не совсем определился, что же он хочет написать: лубочный ЖЮФ или красивое славянское фэнтези. Отсюда и все беды, пожалуй. Линии отношений и сюжета не прописаны в достаточной степени, заявленные интересные персонажи и детали оказались не выстрелившим ружьем. В плюс следует записать все-таки хорошую сказочную атмосферу, на которой можно выстроить замечательное повествование, если автор рассказ доделает: почистит язык, уберет лишних персонажей или реализует их в должной мере, разберется с фактологией. В доработанном варианте я бы это с удовольствием почитала.

 

 

Купальная невеста

 

 

Красиво. Язык автора вьется, журчит, заманивает необычными образами, красками… Глаза цвета горечавки… Ну вот не знаю я, какого цвета эта травка. Предлагаете мне либо плюнуть на правильный образ и читать дальше, либо прервать чтение и лезть в гугл? А вы уверены, что хоть один из этих вариантов верен? Ау, народ, мне просто интересно: а многие ли здесь сходу верно определят какого цвета эти глаза? И там же не один такой образ… Это я еще и к тому, что окружающая природа у вас прописана настолько ярко и подробно, что в какой-то момент становится навязчивой. Герои теряются на ее фоне, понимаете? Вся эта роскошная и пышная красочность отвлекает от главного — от сюжета. Чуть меньше бы природы, чуть больше мира…

Кстати, о мире. Купальские мотивы — это чудесно, но хотелось бы чуть больше об отношениях. Да и о верованиях, если на то пошло. Если местные знают о Хозяине вод, то должны учитывать его возможный интерес к юным красавицам, в колодвскую ночь попадающим в реку. Тогда купальская невеста рассматривается, как потенциальная жертва Хозяину, верно? И его интерес к Верее становится гораздо мотивированнее. А автор этого не раскрыл. Потом… Верея оказалась в лесу — как? Была в реке, ее что-то утянуло… И все? Вся деревня стоит, смотрит… Теперь она для всех нечисть, утопленница. Это может создать девушке нехилые такие проблемы при возвращении домой. Сомневаюсь, что никто ничего не заметил, потому что внимание людей было узко направлено именно на девушку. Ладно бы, она вышла из реки и удалилась со странным незнакомцем — так нет!

И еще чего я совершенно не поняла. А почему Хозяин вод отпустил Верею? Ведь она его не просила об этой отсрочке, верно? Да, я зануда… Девушка предложила себя в обмен на жизнь любимого, а Водяной дает ей отсрочку? То есть, не так уж она и нужна? И здесь я вижу вторую возможность для развития конфликта, упущенную автором. Водяной совершенно не пытается ничем соблазнить героиню, он ее ворует, тупо и нагло, что не вызывает к нему симпатию. Но я бы, на его месте, отпустила героиню для того, чтоб она вкусила человеческой любви и могла сравнить. А еще я бы, на месте Водяного, создала у Аладки как можно больше сомнений в целомудрии невесты. Одно дело — невинная девушка, а другое — девушка, которую Аладка вполне мог обнаружить в объятиях смазливого незнакомого хмыря, да еще и не особо сопротивляющейся. И вот тут бы ох как хорошо проверилась его любовь! Куда лучше, чем простым нырянием за веночком, опасности которого парень тогда не понимал. Да через год упреков и позора, косых взглядов и шушуканья Верея, не исключено, сама сбежала бы к Хозяину вод, посчитав это за счастье — он-то ее ни в чем бы упрекать не стал. А так… примитивно вышло со стороны могущественного и наверняка древнего существа. И крайне нелогично.

Вот мы и подошли к моей главной претензии к этому рассказу. Пресно. Красиво с точки зрения стиля, описаний природы, богатого и аутентичного языка, но безнадежно пресно со стороны чувств, интриги, игры… Мне обидно за Водяного, из которого автор сделал примитивную пугалку. А ведь это мог бы быть накал, сравнимый с лермонтовским «Демоном», почему нет? Ведь там у Тамары не было выбора между живым человеческим женихом и потусторонним соискателем — а тут есть. И мотивацию Водяного вы куда дели, автор? Если он время от времени топит себе по красивой девчонке и Верея станет очередной развлекушкой на год-два-пять, так это одно. А если девушку, которая его сама избрала и позвала, ждет судьба владычицы царства речного и любимой избранницы — так совсем-совсем другое! В общем, простите, автор, но мне было бы гораздо интереснее вместо некоторой части красивостей, без которых тоже не обойтись, увидеть конфликт, ситуацию острого выбора, чувства и метания героини… Ну, и настоящего Хозяина вод, конечно: могучего, коварного, жестокого, но, возможно, справедливого… А так… сердце не замирает, и переживать за героиню, которая спряталась в объятия Аладки, как страус в песок, у меня желания не возникает. Вы очень красиво написали Купальскую ночь, автор. Напишите еще достойный этой ночи любовный треугольник — и я буду ваша. А пока образы и финал выглядят никакими, и красивейший стиль этого, увы, не искупает.

 

 

Утоли моя печали

 

А знаете, искренне позабавило при чтении и заставило взгрустнуть в конце. Боюсь, этот отзыв будет самым коротким, но вовсе не потому, что рассказ не понравился. Совсем даже наоборот. Для своего жанра он очень даже хорош. Реальные герои с живыми вполне характерами. Муж, которому позарез хочется, чтоб женщина смотрела на него обожающими глазами и восхищалась, исполняя эротическую мечту — слияние секса и футбола. А что, у каждого своя мечта! И кому ж не хочется, чтоб им восхищались? Жена, которой нравится пожестче и погорячее… И кто сказал, что они так уж не могут совпасть в своих мечтах? Да наверняка ж могут! Но… не судьба. Потому что с виртуальным партнером, который делает и говорит именно то, что ты хочешь, куда легче и проще, чем с живым человеком. Он, этот живой, в рамки твоего «хочу» редко вписывается. У него тот тут дряблость, то там целлюлит. И в тебе он, ясное дело, тоже все это видит. Вот и выходит, что для живого человека нужно таа-а-ак напрягаться, чтоб создать притяжение… А с виртуальным — просто, легко и гарантированно сладко. Очень умный рассказ, на самом деле, если заглянуть под оболочку легкого стеба и грубоватого, на грани пошлости, но отнюдь не пересекающего эту грань, эротизма. Нет, правда, видно же, что стеб… а цепляет. И заставляет подумать.

  • Рай / BR
  • Моя голова / Из души / Лешуков Александр
  • Увлечение / В созвездии Пегаса / Михайлова Наталья
  • Подарки для взрослых / Анна Пан
  • Заврался (Вербовая Ольга) / Лонгмоб "Смех продлевает жизнь-2" / товарищъ Суховъ
  • Валентинка № 110 / «Только для тебя...» - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Касперович Ася
  • Цверги / Авалон: волшебные песни менестреля / Герина Анна
  • Зауэр И. - Живое / По закону коварного случая / Зауэр Ирина
  • Всё закончится когда-то / Хрипков Николай Иванович
  • А годы летят... / Песни снега / Лешуков Александр
  • ИТой деревни нет в помине / Той деревни нет в помине / Хрипков Николай Иванович

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль