Номинация №1 ПРОЗА реализм
Во ржи
Милый, приятный, ни к чему не обязывающий рассказ, сделан достаточно профессионально, но очень, очень обыкновенно — начиная с сюжета и заканчивая стилистикой. Конфликт, опять-таки, вроде бы и есть, но очень вялый и неинтересный. Не выжал автор из заявленного конфликта не то что максимума, а даже середнячка. Про характеры и образы персонажей вообще промолчу, сняв шляпу. По такому рассказу невозможно автора узнать и запомнить, что неплохо для чистой коммерции, то есть журналов вроде «Истории из жизни», но для литературы не годится.
Если бы я издавала журнал для женщин, то может быть взяла бы этот рассказ. А может быть и нет. Потому что даже для женского журнала желательно бы что-то поярче.
Если бы набирала эротический выпуск, не взяла бы точно. Не торкает.
И — к реализму эта вещь имеет весьма относительное отношение. Явного фантдопа и сказочного антуража тут нет, но фандопов «обыденных» (или натяжек в психологии и медицине) — как в романах Бертрис Смолл.
Зато есть неплохая, в общем-то, идея. Оптимистичная. И это частично искупает общую блеклость персонажей и конфликта.
Тень над яром
Неплохо. Эротика даже есть, даже в какой-то мере неплохая эротика. Стилистика опять-таки неплохая.
Но, к сожалению, ничего яркого и запоминающегося здесь нет, как нет ни острого конфликта, ни глубоких эмоций, ни запоминающихся характеров и образов, ни находок в области стилистики. Честно говоря, ничего такого, что выделило бы этот рассказ в череде сотни подобных неплохих, но и не выдающихся произведений.
Обыкновенный рассказ «для девочек», с добротным ХЭ, с капелькой мистики и красивой деталькой-шрамом. Жаль только, автор или не захотел, или не сумел вложить в него хоть какой завалящий изюм.
Что радует — вполне приличный баланс сюжета, внятный финал, выраженная кульминация. Автор достаточно уже владеет ремеслом, чтобы задуматься над оригинальностью, индивидуальными особенностями стиля, остротой конфликта и идейным наполнением произведений.
Лев. Маргаритка. Солнце
Вот это — хорошо, начиная с названия. Оно привлекает внимание, запоминается.
Начало с эротикой и конфликтом — тоже хорошо. Тот довольно редкий случай, когда эротика не сама по себе, исключительно ради почесывание читателю эрогенных зон в мозгу, а сюжетно и композиционно обоснована, и держит интерес читателя конфликтом.
Вообще, в том что касается конфликта и сюжета, здесь все отлично. Интерес поддерживается на протяжении всего текста, отлично сделана эмоциональная волна: всплеск в начале, резкий спад в завязке (когда читатель понимает, что ГГ — вдова), подъем в финале.
С характерами и образами автор тоже угодил. Самое главное — они есть, даже проходные вроде подруга и психотерапевт показаны яркими и живыми, и для этого автору хватило всего нескольких фраз, пары штрихов.
Что касается стилистики — тоже порадовала. Чистый, яркий, живой текст, из тех, что летят. И — чувствуется индивидуальность. Этого автора хочется читать еще, потому что мне нравится, как он говорит, и, что еще важнее — что и о чем он говорит. То есть, в этом рассказе есть внятная читаемая идея, показанная изменением ГГ, а не голословно задекларированная.
Ну, думаю, уже понятно, что этот рассказ — мой фаворит в «реализме».
И да, еще хочу отметить, что это именно реализм, без скрытых или явных сказочных элементов, столь характерных для «женской прозы», но при этом — именно женская проза, не в смысле дешевого чтива для девушек, а в смысле понимания и раскрытия автором женского характера и женского взгляда на мир.
Номинация №2 ПРОЗА фантастика
Запах вереска
Красивая сказка. Очень красивая. Почти на грани, когда красота языка и образов грозит засахариться… Но этого не происходит, потому что за красотой — острые и болезненные проблемы, лишь на вид сказочные, а по сути — самые что ни есть настоящие. Да, вечная тема. Да, вечная мечта о любви, которая спасет… пусть не весь мир, пусть какую-то его часть.
Что очень порадовало, так это умение автора показать социальные проблемы не в лоб, без лозунгов и транспарантов, и даже не через борьбу бобра с козлом. И — образ ГГ, совершенно не похожий на Мери свет Сью. И — изящный кровавый танец на проволоке, с которой автор не свалился в пасть «вампирских историй».
Пожалуй, чего здесь было совсем мало, так это эротики. Мало, но в меру — при том, какую ГГ (на мой взгляд, полностью соответствующую выбранной эпохе и социальному строю) показал автор, больше было бы диссонансом.
Ну вот. Похвалила. А ругать, пожалуй, не буду совсем. Потому что — нравится.
Замкнуть ограду
Здесь тоже сказка. Вполне себе сказочная, антуражно-этническая, самую малость даже напоминающая Успенского. Пожалуй, если бы напоминала больше — было бы лучше.
Попробую пояснить.
Мы видим насквозь сказочную идею: любовь спасет мир. По большому счету воплощена она тоже совершенно сказочно: добро победило, причем мирным путем. (Песенка про глупого ишака — определенно, гвоздь программы!)
Но при этом кроме сугубо сказочных деталей, таких как Изнакурнож, автор напихал сюда и вроде как достоверной бытовухи, и до фига второстепенных линий, и кучу персонажей, и целый арсенал ружей — из которых ни одно толком не выстрелило. Спрашивается: зачем?! Показать читателю, какой клевый, большой, продуманный мир он придумал? Намекнуть, что и романы он тоже умеет (и на машинке, ага)? Как результат — повествование обрывочное, ни одна линия не доведена не то что до конца, а хотя бы до середины. Даже основная линия, (хотя это тоже вопрос, какой из конфликтов тут считать основным: то ли ханского сына — хана; то ли местного шамана-предателя — Ягу; то ли Воеводу — князя; то ли Ягу-Воеводу…) Ладно, так как в финале обычно акцентируется именно основная линия, будем считать, что Яга-Воевода. Так вот, здесь не открытый финал, здесь завязка — и шиш без масла. Вообще весь рассказ больше всего напоминает завязку ненаписанного романа, авторским произволом (ленью, требованием конкурса, нужное подчеркнуть) обкорнанного в рассказ.
И, возвращаясь к Успенскому, стилистике и сюжету.
У Успенского все ружья стреляют, все линии завершаются, все детали играют на один образ и не выбиваются из стиля. Его сказки без прикрас сказочны и не пытаются выглядеть достоверными с точки зрения быта и социального устройства. В них на порядок больше театральности, условности, игры. Здесь, для такого сюжета и такого финала, условность и игра была бы благом, и не возникало бы вопросов ни о дури князя, построившем крепость в непролазном лесу, а не на дороге, ни об идиотизме хана, прущего в лес с конницей.
В общем и целом, я бы посоветовала автору крепко задуматься над сообразностью и балансом идеи-сюжета-стиля-жанра.
Купальная невеста
Еще сказка. Да простит меня автор, неудачная и несказочная. Идея-то какова: надурю, выкарабкаюсь чудом и подумаю об этом завтра. Мало подходит для сказки, не так ли? Никакое добро не победило, никакое зло не проиграло… а, впрочем, было ли зло, кроме дуры? Ну да, Хозяин Вод… Традиционная Ось Зла. Но в рассказе не показано, что он — Зло. Его появление из кустов вообще неоправданно. Конечно, каждый автор может плевать на традиции и на примеры классиков, которые все же хоть намекали на нежелательность хождения на Девонширские болота ночью. Вопрос в том, что получается в результате.
Здесь же из леса вышел мрачный и красивый рояль, причем этот рояль заметила только Дура (она же ГГ), но на него никак не отреагировало все население поселка (оно же — Племя… боже ж ты мой, не община, не деревня, а Племя! Родовой строй, ого, какая этника!). Рояль видимо решил избавить Племя от Дуры, за что ему честь и хвала. Причем Племя явно было за избавление, судя по тому что предпочло ее исчезновения не заметить. Или же его отпраздновать? Дальше Хозяин Вод ее очень удачно доставил прямо в руки суженому — которому по заветам матушки Недоверчивой она ни на грош не доверяла. Напугал как следует, ткнул носом — показал дуре, что на самом деле важно-то, — еще немножко постращал и отпустил. Наверное, дал ей шанс на перевоспитание, понадеялся, что Дура сделает выводы и начнет суженому хоть на ломаный грош доверять. Про Хозяина Вод, например, расскажет, помощи или совета попросит. Ан нет, она снова, как правильная Мери свет Сью обо всем промолчала, решила, что сама справится, а мужчина — что мужчина-то? Его дело жену ублажать, а не головой думать и семью защищать. Вот ему радости-то будет, когда на следующий год Хозяин Вод или Дуру все ж притопит во благо Племени, либо ему же за шкирку приволочет и порекомендует вожжами учить, если через голову не доходит.
В общем, мне интересно было бы узнать о дальнейших подвигах местного Макаренко.
И пару слов серьезно.
Автор! В произведении нужен конфликт! Не высосанный из пальца, и в который даже персонажи не верят, а настоящий, острый конфликт между настоящими, живыми и интересными людьми!
Автор! В произведении нужна идея! И этой идее должно соответствовать все, от сюжета и темпоритма до тропов, не говоря уже про жанр!
Автор! Надо сначала хорошо подумать, о чем и зачем пишешь, а потом уже…
Короче, я надеюсь, что в следующий раз в вашем произведении я увижу не только антураж (неплохой антураж, к нему бы еще конфликт, сюжет и все прочее!), но и конфликт, сюжет и все прочее.
Утоли моя печали
Вот он, долгожданный стеб!
Чуть тяжеловесно для стеба и анекдота. Это бы слегка ужать, сделать финал яснее и прозрачнее (чтобы все сразу понимали, что автор имел в виду, без разночтений — а для этого прямым текстом проговорить цели и намерения ГГ, который делает заказ), да и всю стилистику — еще яснее и прозрачнее, довести совсем уж до гротеска, и получится конфетка.
В общем и целом автор молодец, и несмотря на мою нелюбовь к стебу и анекдотам, сумел порадовать.
За сим я благодарю участников за внимание и желаю всем трудолюбивой Музы!
С уважением, Тигра.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.