Глава 17. / Скиф. Книга 2. Воевода (Вещий Олег) / Жидков Дмитрий
 

Глава 17.

0.00
 
Глава 17.

Получив в свое распоряжение печенежскую конницу, и дождавшись пока в ряды его войска, вольются союзные венгерские отряды, Святослав начал действовать. К тому моменту он получил известие от Олега, о взятии Херсонесса и разгроме флота Абеляра Критса. Теперь, по их договоренности, Святослав начал действовать.

Сходу, опрокинув посланный Варду Склиром на границу с Печенегами, заслон Святослав уже в который раз, вошел в пределы Болгарского государства. Византийские ставленники, не стали дожидаться подхода вражеской армии, а бежали во Фракию. Болгарские города один за другим сдавались без боя.

Узнав о потери Болгарии, Иоан Цимисхий стал собирать войска для похода на Балканы. Однако Святослав и в этот раз его опередил. Форсированным маршем, он прошел от низовья Дуная, через горные перевалы, до фракийского города Филиппополь. В скоротечной битве он разгромил византийское войско и штурмом овладел городом.

Не давая ромеям опомниться, союзные войска, не встречая активного сопротивления, устремились в сторону Константинополя.

Противоборствующие стороны встретились возле крепости Аркадиополь, куда басилевс успел подтянуть семидесяти пяти тысячное войско.

В распоряжении Святослава было пятьдесят пять тысяч. В центре своих позиций он расположил пехоту, состоящую из русских и венгерских копейщиков. Правый фланг прикрывала Венгерская, а левый фланг, русская тяжелая кавалерия. Легкая печенежская конница оставалась в резерве.

В построении греков не было ни чего нового. Пехоте здесь отводилась второстепенная роль. Основная задача возлагалась на конницу, построение которой состояло из «турмов», в девять тысяч и «бандумов», в четыре тысячи человек.

Византийской конницей командовал любимчик императора, магистр Варду Склир. Он расположил их следующим образом: передовой рубеж состоял из трех «турмов». За первым рубежом стояли четыре «бандума» в глубину по десять шеренг. Располагались они в промежутках между первой линией. Эти подразделения, по необходимости, либо закрывали бреши, либо поддерживали первую линию в атаке. Резерв составляли «бандумы» расположенные на флангах, и состояли из самых опытных воинов, называемых «безмерными». Их задача состояла в ударе по открытым флангам противника. Пехота составляла последнюю линию обороны, на случай прорыва вражеских войск.

Бой начался с перестрелки. Печенежская легкая конница, осыпая стрелами, атаковала центр ромеев. Те, не выдержали. Объединившись в единый кулак катафракты, перешли в наступление. Рассеяв печенегов, они ударили в центр русского войска. Однако эта атака не увенчалась успехом. Союзная пехота выдержала удар, а во фланг ромеев ударила венгерская тяжелая конница. Потеряв треть личного состава, катафракты отступили. Разгоряченные боем, Венгры бросились их преследовать, но наткнулись на вторую линию обороны. От разгрома их спасла своевременная атака русской конницы.

Обе стороны сражались с одинаковым упорством. Бой проходил с переменным успехом. Но ни одной из сторон так и не удалось достичь перевеса.

 

* * * * *

 

После дневного боя, воя сигнальных труб, звона оружия, с приходом ночи наступила оглушительная тишина. Басилевс, в своем походном шатре принимал доклады своих военачальников.

Цимисхий в полной мере осознавал, на что способны руссы. Уже не первый раз ему приходилось сталкиваться с ними. Но сейчас, по всему выходило, что русский князь не торопился, отдав инициативу противнику. Он чего-то ждал. И это пугало императора. Раньше Святослав, делал все, чтобы в решительной атаке разбить врага. А теперь он лишь оборонялся, экономя силы.

Совет закончился. Так и не придя к общему мнению, военачальники разошлись.

Оставшись один, Цимисхий долго расхаживал по своему шатру. Затем вышел на свежий воздух.

Ночь выдалась прохладной. В лагере горели костры. Уставшие воины потихоньку собирались возле котлов. Не было слышно ни шуток, ни даже шумных разговоров. Люди ели молча, думая каждый, о своем. Моральный дух в войске был окончательно подорван.

Хрипло протрубил рог стражи.

Но никто из бойцов, даже не подняли головы.

Лишь охрана императора, была начеку. Окружив повелителя со всех сторон, они тревожно оглядывались вокруг.

Из темноты, на взмыленном коне, вылетел усталый, запачканный с ног до головы, грязью и пылью воин. Осадив скакуна, он спрыгнул на землю и решительно зашагал в сторону басилевса. Приблизившись, посланник упал на колени, протянув над головой свиток.

— Ну, что привез? — с напускной строгостью спросил Цимисхий.

— Послание из сената, мой повелитель, — с трудом от усталости промолвил гонец.

— Хм-мм. — басилевс взял протянутую грамоту, — посмотрим, что нам пишет Акрит Киннам.

Он развернул свиток. С каждой прочитанной строкой императора начинал пробивать озноб. К концу он весь дрожал, будто от холода.

« Всемилостивейший государь», — писал, Киннам, — «ты сейчас ведешь угодную господу нашему войну против еретиков, и нет ни каких сомнений, что твои войска одержат славную победу, которую потомки наши будут славить в веках. В скорби и негодовании сообщаю, что воспользовавшись отсутствием твоим, столица империи подверглась подлому нападению «варваров». Их корабли хозяйничают на море. Хитростью они проникли в порт и сожгли не только наш флот, но и все купеческие корабли. Они набивают товарами трюмы своих судов, а что не могут забрать сжигают. Их войско осадило город с суши и моря. Все твои подданные, движимые любовью к престолу и отечеству, встали на защиту столицы. Но, с помощью метательных машин, «варвары» перебрасывают через стены горшки с зажигательной смесью. Чтобы справиться с пожарами, приходиться привлекать солдат гарнизона. Нет сомнений, что все помыслы твои и действия, направлены на пользу державе. Но если не поторопишься, то можешь лишиться святого града Константина…»

Оказавшись между двух огней, Иоану Цимисхию, ни чего не оставалось, как запросить мира.

Через несколько дней в Андриаполе, между двумя державами был заключен договор. По нему Византия обязалась выплачивать Руси ежегодную дань и обеспечивала беспошлинную торговлю на всей своей территории.

Наконец Святослав достиг своей цели, — создал свою империю. К Руси отошло болгарское царство, с границей по горным хребтам. За подлость хана Кури, печенеги решились своей территории между Бугом и Днепром, а также всех земель вдоль Азовского моря до Тмутаракани. Крым также переходил под управление Киева. В Херсонассе была организована военно-морская база.

Русь окрепла настолько, что ни одна из держав не могла бросить ей вызов…

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль