В конце апреля византийская армия подошла к Доростолу. Город был построен в пойме реки, и перед ним простиралась большая холмистая равнина, которая давала преимущество врагу. Здесь было много места, чтобы развернуть войско и маневрировать резервом.
Святославу нужно было еще время, чтобы закончить приготовления, поэтому он ударил первым. Небольшой отряд, под руководством воеводы Икмора, атаковал авангард ромеев и полностью его уничтожил.
После этого греки стали осторожны. Шли они теперь медленно, часто останавливались, посылая вперед усиленные дозоры.
Когда византийская армия, наконец, добралась до поля перед городом. Они увидели плотный, ощетинившийся копьями, строй руссов.
Иоанн Цимисхий, понадеявшись на численное преимущество, решил атаковать сходу. Его полководцы выстроили пятнадцать тысяч пехотинцев в фалангу, во второй линии расположились лучники и пращники.
Под бой барабанов вражеская фаланга двинулась вперед. Не дожидаясь контакта с врагом, русские ряды, неожиданно для византийцев, начали пятиться. Не ломая строя, они отошли назад, выстроившись за выстроенным на возвышении, укреплением. Оно напоминала походный лагерь, который строили сами византийцы, и было сооружено по всем правилам военного искусства. Укрепление было защищено рвом, земляным валом, из которого торчали заостренные колья, и тыном. Останавливаться было поздно, впереди уже маячили первые вражеские ряды.
Греки разбили фалангу и стали обходить препятствие с двух сторон. В тот момент, когда первая линия миновала укрепление, а вторая только подходила, из-за тына показалось множество, как их называли сами греки, скифских варваров. Лучники и пращники открыли огонь по второй линии ромеев, заставив их остановиться и перенести огонь на защитников редута. В то время, как византийцы были на открытом пространстве, руссы расстреливали их из укрытия как в тире. Одновременно русское войско ударило по первой линии греческой фаланги. Завязалась яростная рукопашная битва. Обе стороны сражались с одинаковым ожесточением. Используя численное преимущество, и боевой опыт, гоплиты стали теснить русские ряды. В этот самый момент, часть стрелков из редута перенесли огонь по спинам первой линии греческой пехоты.
Видя бедственное положение своего войска, император велел трем тысячам гоплитов захватить редут. Это заставило защитников укрепления перенести весь огонь на нового противника. Пока греческие воины добежали до вала, их ряды основательно проредили. Хорошо вооруженные и прекрасно обученные гоплиты, под непрерывным огнем, сумели расчистить проход и прорваться к тыну. Руссы взялись за копья и мечи. Завязалась рукопашная схватка.
Но стрелки, прежде чем отвлечься на защиту укрепления, успели сделать свое дело. Русская пехота перешла в наступление, заставив гоплитов пятиться. Когда греки были откинуты за редут, штурмовавшим укрепление гоплитам пришлось также отступить.
Видя, что под натиском «варваров» его воины пятятся Иоанн Цимисхий, бросил на врага конницу. В бой ее вел лично, любимчик императора Варду Склир.
Тяжеловооруженная византийская кавалерия, стремясь нанести внезапный сокрушительный удар, используя рельеф местности, двумя потоками, вынеслась из-за холма. Вырвавшись на оперативный простор бронированная конница, набрав скорость, помчалась к левому флангу русского воинства. Земля дрожала от тысячи копыт. Казалось, что ни что не может остановить эту лавину. Из-под забрал и личин, они уже видели ряды «варваров», разворачивающихся в их сторону. От ужаса, перед непобедимыми византийскими воинами, они попятились. Чувствуя близость боя и сладостный запах победы, катафракты сильнее пришпорили коней. И тут на их пути возникли, стоящие в ряд небольшие земляные укрепления, острым углом обращенные в сторону наступающих греков. Кони тех, на чьем пути оказались флеши, попытались взобраться на вал, но упершись во вкопанные веером колья, встали на дыбы, опрокинулись назад, сбрасывая и подминая под собой всадников. Остальным же пришлось просачиваться между флешей, под непрерывным обстрелом, находившихся в укреплениях, лучников. А на выходе их встретили, ощетинившиеся копьями, ряды руссов.
Потеряв более трех сотен всадников, византийская кавалерия отступила. Сам магистр Варду Склир, лишь чудом не попал в плен.
К этому времени, уже наступил вечер. Стороны разошлись.
Иоану Цимисхию не удалось, воспользоваться своим численным преимуществом и сходу разгромить врага. Потеря более полутора тысячи воинов, сильно ударило по его самолюбию. Удручало его и то, что сами «скифы» лишились всего лишь двух с половиной сотен бойцов.
Басилевс был вынужден неподалеку от города, разбить лагерь. На пологом холме греки возвели укрепления: вырыли ров, соорудили вал, укрепили его частоколом.
Началась осада Доростола.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.