В начале мая к Доростолу подтянулся византийский обоз с осадными орудиями. Еще несколько дней ушло на то, чтобы мастера смогли собрать свои метательные машины.
В арсенал императорской армии входили:
Баллисты. Эти орудия представляли собой торсионную машину, и действующую по принципу арбалета. Снарядами к ней служили как камни, так и стрелы. Для натягивания тетивы, обслуга использовала ворот, вроде колодезного, с крюком. Снаряд с большой скоростью и довольно приличной точностью, летел по небольшой параболе на сто, двести метров. Единственным недостатком, были сравнительно легкие снаряды. Больших разрушений ими не причинишь, но против живой силы противника, они действовали безотказно. Зато их можно было легко передвигать с места на место, в зависимости от возникающей необходимости.
Катапульты. Машина тенсионного типа действия. С одной стороны у нее располагалась «ложка», или корзина, для снарядов. А другой конец был закреплен на оси. При помощи канатов, эту ось натягивали при помощи ворота. При выстреле снаряд летел по дуге. Боеприпасами служили камни, или горшки с зажигательной смесью. Особой точностью орудие не обладало. Но оно предназначалось для того, чтобы перебрасывать снаряды через стены и нести в город разрушения и пожары. Максимальный вес снаряда достигал сорока килограмм, и летели они на триста пятьдесят метров.
Самые мощные орудия, — требушеты, басилевс с собой не привез, надеясь на блицкриг, о чем сильно жалел.
Когда часть машин была собрана, под покровом ночи, их подтянули к русскому редуту. Но с утра греки обнаружили, лишь срытые и сожженные укрепления. Исчезло и войско руссов, ушедшее за прочные стены.
За то время, пока греки топтались на месте, ожидая обоза, руссы успели закончить ров, поэтому подтянуть орудия к стенам ромеи не смогли.
Последующие несколько дней противники вели ожесточенную перестрелку. Впрочем, без особых успехов с обеих сторон.
Сидеть за стенами было скучно, поэтому Олег, уговорил Святослава на небольшую вылазку. Стояла темная ночь. Тучи полностью закрыли небо. Пользуясь темнотой, триста скифов, во главе с Найденовым, спустили на воду ушкуи. Легкие, стремительные суденышки легко прошли по мелководью. Миновав топляки, диверсанты неожиданно напали на ромейский обоз, перебив всех фуражиров. Нагрузив ушкуи продовольствием, на обратном пути еще атаковали стоящие недалеко от воды осадные машины, порубили или разогнали всю прислугу и сожгли две катапульты.
Осада крепости затягивалась.
* * * * *
Император Цимисхий, расположился в просторном шатре, установленном в самом центре походного лагеря. В полдень к ставке главнокомандующего стали подтягиваться его военачальники. Им пришлось ожидать начала совещания. Басилевс изволил принимать водные процедуры. Специально для него к берегу, где была устроена купальня, сделали лестницу. В земле выкопали ступени, укрепив их досками. А чтобы, повелитель, не дай бог ни поскользнулся, по всей длине протянули ковровую дорожку.
Вдоволь, наплескавшись на мелководье, император в сопровождении шести, вооруженных копьями, воинов неспеша поднялся в свою резиденцию. Еще через некоторое время, вышел слуга.
— Великий басилевс, правитель всех правоверных, — поклонился он, — просит его верных подданных пройти в шатер.
Изнывавшие от жары военачальники поспешили скрыться под пологом.
Император, величаво восседал в резном кресле. По правую руку от него, на небольшом столике, стояло блюдо с восточными сладостями, ваза с виноградом и фруктами. Центральное место занимала амфора. Цимисхий сжимал в руке серебряный кубок. Судя по покрасневшим щекам, он уже успел приложиться к вину.
Прибывшие на совет военачальники расселись вдоль стен. Басилевс обвел всех недовольным взглядом. Довольно резко поставил бокал, от чего золотистая жидкость расплескалась. Император, недовольно, стряхнул капли с рук, вытер их об одежду и вновь устремил суровый взгляд на своих подданных.
— Что происходит?! — рявкнул он, — почему мои славные войска еще не вошли в эту деревню!
— Да позволит мне сказать, о мудрейший из мудрейших, — поднялся командующий пехотой Абеляр Критс.
— Говори! — требовательно сказал басилевс.
— «Скифские варвары». Оказались очень хитры. Они перегородили реку, затопив там бревна. Нашим судам не подойти к городу. Они выкопали вдоль стен ров, заполнив его водой из Дуная. Мы не можем подтянуть к крепости тараны или сделать подкопы. Штурм, грозит большими потерями. Руссы беспокоят нас постоянными вылазками и не принимают открытого сражения. Прошло уже больше двух месяцев. За своими стенами они могут сидеть еще очень долго. Если бы мы не подкупили печенегов и не убедили венгров, что мы ведем освободительную войну против захватчиков, то «варвары» уже давно бы получили помощь. А между тем, на востоке активизировались арабы и сельджуки. Сейчас твои войска нужны там.
— И что ты предлагаешь? — сморщил лоб император.
— Направь к Святославу послов. Обещай, что выпустишь его воинов с оружием и всей добычей. Пусть убираются. А там…— Абеляр, развел в стороны руки, — дорога длинная и опасная. Всякое может случиться. А мы и поможем недругам князя руссов, узнать каким путем он пойдет.
Губы Цимисхия растянулись в самодовольной улыбке.
— Да будет так, — поднял он кубок, залпом осушив его содержимое.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.