VII. Преодоление расстояний и препятствий / Краткий курс по снижению рисков в ЧС / Чигаров Станислав
 

VII. Преодоление расстояний и препятствий

0.00
 
VII. Преодоление расстояний и препятствий

Дальние расстояния и пересечённая местность. «Тише едешь — дальше будешь», на дальних дистанциях следует помнить, что повышенный темп движения изматывает человека быстрее, чем комфортный при преодолении одного и того же расстояния.

Ночные переходы зачастую способствуют большему утомлению, кроме того, они являются более рискованными, поэтому в большинстве ситуаций двигаться пешком лучше днём. На темноту глаз человека настраивается около получаса, при этом только красный свет не заставляет глаз настраиваться на хорошее освещение. Таким образом при недостатке освещения и необходимости вглядываться в темноту надёжнее пользоваться красным светом (например, пропуская свет фонарика через полупрозрачную красную плёнку).

При передвижении группой для повышения скорости и безопасности следует организовать порядок движения (например колонной по два), известить всех о маршруте, выставить спереди и сзади колонны наиболее опытных и выносливых людей, при остановке одного — останавливаться всем. Двигаясь по опасной территории или в случае, когда группа ищет выход к людям — идти следует в режиме полной тишины, распределив между участниками секторы наблюдения.

Передвижение по пересечённой местности упрощается если пользоваться туристическими палками (трекинговые палки). Они производятся заводским методом, но можно соорудить их аналог из прямых прочных жердей. Посох, представляющий собой прямую крепкую палку достаточной длинны, тоже может облегчить нагрузку в пути.

Важно следить за состоянием ног, поэтому следует своевременно мыть, сушить, согревать их и не допускать появления мозолей. Вопрос утепления ног разобран в главе II. Одежда и обувь для ЧС. Ноги лучше отдыхают, когда человек лежит, с приподнятыми ногами. Такое же положение способствует скорейшему восстановлению давления при сильных физических перегрузках.

Усложнять маршрут неоправданными преодолениями трудных препятствий для экономии небольшого количества времени не только энергозатратно, но и порой рискованно, поэтому зачастую справедливой оказывается поговорка: «умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт».

2. Переход в холодное время. Некоторые тёплые вещи лучше надевать при бездействии (на привалах) и снимать, когда организм нагревается от движения (во время ходьбы, рубки дров).

Согреться без дополнительных предметов можно при помощи махов руками или ногами, бега, прыжков. Согревающие прыжки делаются в два поочерёдно повторяющиеся действия, первое — ноги в стороны, руки над головой (иногда с хлопком), второе — ноги вместе, руки опущены вдоль туловища (по швам).

Во время движении группы по глубокому снегу при отсутствии снегоступов и лыж эффективнее осуществлять переход цепочкой след в след с регулярной сменой ведущего.

При движении по льду, прочность которого сомнительна, следует сохранять дистанцию между людьми в 5 метров, страховаться верёвкой, обвязанной вокруг груди и натянутой между членами группы. Кроме того, страховкой на льду являются висящие на отдельной верёвке на шее шипы или находящиеся в быстром доступе ножи, которые в случае проваливания под лёд можно взять в руки и выбраться из полыньи. Следует помнить, что лёд над водоёмами неоднороден и более тонок у берегов. Обычно пролому льда предшествует треск. При проваливании в полынью следует избавиться от тяжёлых вещей, раскинуть руки, лечь на живот и выползти из опасной зоны. Если товарищи берутся за спасение провалившегося под лёд человека — им следует в первую очередь следить за тем, чтобы не провалиться вслед за ним. Помогать провалившемуся под лёд в непосредственной близости от него должны не более двух человек, поскольку скопление людей может привести к повторению трагедии.

О том как оказать помощь при утоплении и переохлаждении рассказано в п. 3. главы XIV и п. 9.8. главы XIV соответственно.

3. Преодоление водных преград и сплав по реке. При отсутствии мостов и других переправ, реки следует преодолевать вброд. Признаки брода: колеи/тропы, уходящие в реку; расширения рек. Водные преграды безопаснее преодолевать в обуви для обеспечения более высокого сцепления с дном и защиты ног от порезов и проколов. Одежду при этом обычно снимают и держат высоко, чтобы не намочить. Переход водной преграды следует осуществлять наискось по направлению потока, держась боком к течению. Длинная палка, упёртая против течения, также может помочь преодолеть быстрые реки. Кроме того, при преодолении реки группой эффективно держать друг друга за плечи, встав плечо к плечу или лицом к лицу, например встав в квадрат. Также длинная верёвка, привязанная к дереву или удерживаемая товарищами, может подстраховать первого переходящего через реку человека и стать направляющей для последующих. Недопустимо совершать переход сплошной колонной/цепочкой, вытянутой поперёк реки, поскольку такой способ создаёт запруду и увеличивает силу потока воды.

Когда нет возможности преодолеть реку вброд, а необходимость в этом есть — препятствие преодолевается вплавь. При этом выбирается наиболее узкий участок реки и замеряется скорость движения для определения места, в котором пловец планирует добраться до противоположного берега. При преодолении вплавь также, как при переходе вброд, может пригодиться верёвка, которая будет закреплена на одном краю для страховки первого пловца, а потом и на другом краю для помощи в переправлении последующим. Помочь в переправлении может плот, или иное плавсредство, их можно соорудить из брёвен, связанных верёвкой; сухих жердин; надутых шаров/презервативов; пластиковых бутылок; штанов, набитых сухим камышом и других предметов, хорошо держащихся на воде.

В некоторых случаях требуется не преодоление реки, а движение по течению. Например, когда группа ищет выход к людям — одним из способов обнаружения заселённой местности или мест промысла может являться сплав, поскольку ниже по течению реки более полноводны, что в свою очередь повышает вероятность использования их другими людьми. Когда планируется сплав, плоты оборудуются вёслами, шестами и якорями. Вёсла/подгребцы (самодельные вёсла, представляющие из себя небольшие поленья с лопастями на тонком конце) и шесты (длинные жерди для отталкивания от дна) позволяют контролировать направление движения плота. Самодельные якоря, представляют из себя привязанные к плоту длинными верёвками камни, мешки с песком, утяжелённые коряги. Якоря находятся на плоту до момента, когда потребуется остановка, например при обнаружении опасной части реки по курсу, после чего якорь сбрасывается в воду, натягивает верёвку и останавливает плот. Кроме того, к плоту, на случай если кто-то выпадет за борт, стоит примотать верёвкой импровизированный спасательный круг (не обязательно в форме круга), например из надутых предметов.

В группе должен быть определён человек/группа людей, занятая направлением плота, а также человек/группа людей, занятая наблюдением за рекой. Во время сплава на самодельном плоту недопустимо спать, преодолевать участки с сильным течением и/или сложным рельефом (пороги, водопады), раскачивать плавсредство. Крайне желательно во время сплава по реке иметь на теле спасательный жилет, даже импровизированный, который можно создать из надувных предметов. Опасные части реки следует обходить по суше, разбирая плот, ловя его ниже по течению или удерживая его со стороны суши на верёвке.

Вещи на средстве для сплава должны быть защищены не только от намокания (например помещением в герметичный полиэтиленовый пакет, но и от утопления, что достигается, например, связыванием такого пакета с предметом с положительной плавучестью. (надутой медицинской перчаткой).

4. Преодоление болот. Переход через болота является весьма рискованным мероприятием и должен предприниматься только в случаях, когда обход болота, находящегося на маршруте, не представляется возможным. Болота делятся на проходимые, и непроходимые, преодоление последних человеком, не оснащённым специальными средствами, исключительно опасен. Об изображении болот на картах местности указано в п.1.4 главы VI. Ориентирование на местности.

Идти по болоту следует с шестами длинной 2-3 метра в руках, цепочкой, страхуясь верёвкой между членами группы. Шест нужен для измерения глубины и ощупывания тропы, а также балансирования (для этого шест держится горизонтально серединой на уровне груди), кроме того, он может стать опорой при попадании в трясину.

Двигаться следует по возвышенностям (кочки, корни деревьев). Для упрощения движения по болоту можно изготовить болотоступы, особенностями которых должны являться увеличение площади опоры ноги на землю и возможность быстро их снять.

Провалившемуся в болото человеку следует сбросить рюкзак, болотоступы и медленно, с опорой на шест выбраться из трясины.

  • Никто не знает что у  ангелов от слез темнеют крылья / Волк Олег
  • Наступает зима. Ощущения / Снегами чистыми укрылись / Хрипков Николай Иванович
  • МОНАШЕСКИЙ ПЛАТОК НАКИНУВ / Ибрагимов Камал
  • Афоризм 633. Зачем? / Фурсин Олег
  • Крохи Или / Олива Ильяна
  • Баллада / Стиходром 2012-2013 / Анна Пан
  • Бесценный / В ста словах / StranniK9000
  • *пусть будущее просто подождет* / О том что нас разбудит на рассвете... / Soul Anna
  • 4 / Рука герцога и другие истории / Останин Виталий
  • Высказывания / Стихотворения и высказывания на разную тему / Бенске Кристина
  • Прощание / Стихи / Капустина Юлия

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль