Визит Джейка в комиссию по расследованию катастрофы на «Султане» ни для кого сенсацией не стал: об обстоятельствах взрыва он ничего не знал, капитан, что естественно, с ним по вопросам судоходства не советовался, около машинного отделения Джейк не терся и с судовыми механиками за несколько минут до взрыва не общался. Да, на судне было слишком много пассажиров, но это и без Джейка уже выяснили. Правда, комиссия захотела узнать, не участвовал ли Джейк в погрузке угля, когда пароход зашел в Хоупфилд (нет, не участвовал), в этот момент в зале произошло некоторое замешательство, и зычный голос проорал: «А при чем здесь уголь?»
Перед суровыми очами комиссии встал человек и резонно спросил:
— Если есть претензии к углю, почему никто не задает вопрос поставщикам угля?
Один из офицеров заглянул в свои бумаги:
— Вы представляете фирму Гутвиков?
— Я Маркус Гутвик, — представился углеторговец. Он был заметно младше вчерашнего мистера Гутвика и, возможно, приходился ему сыном.
— Вам было послано приглашение, — сообщил офицер. — Вероятно, вы с ним разминулись. Собственно, нам бы хотелось поговорить с человеком, который присутствовал при отгрузке угля «Султане».
— Я присутствовал, сэр, — уведомил Маркус Гутвик.
— Отлично. — Офицер перевел взгляд на Джейка: — К вам вопросов больше нет, можете удалиться.
Джейк удалился, но не слишком далеко, сел послушать, о чем будут спрашивать молодого Гутвика. Собственно, ничего такого интересного Маркус не сообщил, но вот вопросы ему комиссия задавала любопытные. У Джейка, во всяком случае, создалось впечатление, что комиссия рассматривает возможность диверсии. А что? Так ли уж трудно подкинуть в уголь адскую машинку? Такие случаи на Миссисипи уже бывали. Десять фунтов взрывчатки, замаскированной под кусок угля, в топку — и парохода нет.
Маркус заверил, что никого постороннего на угольном причале в ночь отгрузки угля не было. Кроме, разумеется, прибывших на «Султане», но они с «Султаной» и отбыли. Маркус специально за этим следил, а то последнее время повадились некоторые темные личности под шумок отгрузить немного угля в какую-нибудь постороннюю лодку, пока угольщики заняты пароходом. Так что если что не так с углем — это только на самом пароходе могли учудить. А с пристани им отгрузили качественное топливо.
Офицер помянул капитана Мэйсона как имеющего репутацию осторожного и осмотрительного судоводителя.
— Вы его ни с кем не путаете? — поинтересовался Маркус. — У него же два года назад конфисковали «Ровену» за контрабанду, а судно принадлежало его тестю, так они и по сию пору с тестем не разговаривают. Я, конечно, могу поверить, что он стал достаточно осмотрительным, чтобы не попадаться на контрабанде, но вот чтобы он превратился в осторожного судоводителя… Осторожный капитан не нагрузит свое судно по самые борта. Глазам на пароход смотреть было страшно: прям тебе Ноев ковчег, как его в детских книжках рисуют!
капитан мейсон
— Вот насчет Ноева ковчега — в точку! — крикнул кто-то из зрителей. — И свиньи, и овцы, и лошади, и мулы, и даже живой крокодил!
— Крокодил?
— Десяти футов длины! — очевидец воздвигся над рядами зрителей. Об обстоятельствах катастрофы его расспросили, а вот о том, как он спасся — нет, и желание поделиться приключением в нем прямо бурлило. — Я его собственноручно штыком заколол, и потом спасался на его клетке, как на плоту!
После непродолжительного обсуждения собравшиеся пришли к двум выводам: что крокодил был на самом деле молодым аллигатором (в низовьях Миссисипи их много), и что капитана Мэйсона осторожным назвать нельзя: он знал, что будет брать в Виксбурге пассажиров, и даже наверняка полагал, что их будет много больше, чем 350 человек (на такое число пассажиров пароход был рассчитан), но все равно брал в Новом Орлеане на борт и сахар, и разный скот, и этого самого аллигатора — ну вот зачем ему аллигатор? Как талисман? Да просто, наверное, решил в Сент-Луисе продать его какому-нибудь железнодорожному магнату. У тех денег много, нахапали, пока люди воевали!
Когда стало слишком шумно, комиссия велела очистить зал, и Джейк вышел на улицу.
джон симпсон, один из выживших пассажиров султаны
***
Автор решил просмотреть свои конспекты и закладки, подвести итог и все их выкинуть: с рассказом о «Султане» пора завязывать.
Сейчас, полтора века спустя, можно признать, что история парохода «Sultana» так и осталась полной загадок. При желании даже можно создать целую конспирологическую теорию. И, наверное, можно было бы написать целый конспирологический роман под названием «Пароход мертвецов», но, к сожалению, это не тот жанр, который объявлен в тэгах к этому роману. Да и Дэн вместо того чтобы увлечься расследованием катастрофы вдруг ни с того ни с сего влился в славные ряды телеграфистов. А может быть, Автор как-нибудь и сподвигнется написать роман о том «Что на Самом Деле произошло с Султаной», и героем этого вбоквела будет кузен Арчи, которые не просто так прибыл в Мемфис и не просто так рядится под индейца, но об этом тссс!
Пока же попробуем обойтись без конспироложества.
Итак, почему «Султана» отошла от пристани в Виксберге нагруженная по самое не могу?
Не только потому, что в порту царил бардак. Да, бардак таки царил, как всегда бывает, когда в каком-то месте вдруг скапливается слишком много совершенно не нужных в этом месте людей. На этих людей не хватало палаток, одежды и одеял, многие были истощены как скелеты, и лучшее, что можно было придумать — это отправить их по домам. И господа капитаны Уильямс и Спид, когда пытались разрулить ситуацию и разгрузить лагеря вокруг города, куда с половины Юга стекались бывшие военнопленные, никак не могли избежать накладок и недоразумений. То, что между ними отсутствовала координация, и привело к тому, что на пароходе оказалось больше людей, чем они рассчитывали. А ведь не только Уильямс и Спид направляли людей на «Султану», и эти люди тоже не брались в расчет замотанными работой капитанами, на которых давило начальство: «Ну когда же вы разгребете весь этот бардак!»
капитан спид
Капитаны Уильямс и Спид знали, что на «Султане» перегруз, но полагали, что перегруз не такой уж и критичный. И когда к ним пришел санитарный врач Виксберга с сообщением о том, что «Султана» перегружена, они проигнорировали предупреждение.
Почему?
Некуда было перераспределить людей? Не хватало пароходов? В русских версиях статей о «Султане» так и пишут: пароходов, мол, не было, пароходы на Миссисипи из-за войны резко закончились. На самом деле, пароходы на Реке, конечно, были, хотя по сравнению с золотыми деньками, описанными Марком Твеном в «Жизни на Миссисипи», их количество заметно приуменьшилось. Более того, в момент погрузки на «Султану» у пристаней Виксберга стояли еще два парохода, и они были готовы взять пассажиров. Но грузить на них бывших военнопленных капитаны Уильямс и Спид отказались наотрез.
Почему???
Автор подозревает: потому что не хотели, чтобы интендант Хэтч получил взятки еще и от капитанов этих пароходов. По воспоминаниям очевидцев, в Виксберге был настоящий гадюшник.
Итог: Хэтча на комиссию по расследованию вызывали, но он быстренько уволился из армии и стал неподотчетен военному суду. Уильямса (вы еще помните, что он учился в Вест-Пойнте?) практически сразу отмазали влиятельные друзья. Попробовали нагрузить ответственность на одного Спида и даже вынесли обвинительный приговор, но генеральный судья армии приговор отменил: Спид все время погрузки провел во временных лагерях, составляя списки убывающих, и «Султану» в глаза не видал.
За катастрофу на «Султане» никто не понес наказания.
Даже капитан Мэйсон. В последний раз его видели, когда он отламывал от своего парохода все, что могло плавать, и кидал это тонущим людям.
Что же стало причиной взрыва?
Если отбросить конспирологическую версию о мине, замаскированной под кусок угля, то причина взрыва так и осталась невыясненной. Могла, конечно, не выдержать заплатка, наложенная котельным мастером Тэйлором в Новом Орлеане. Однако старший механик Нэйт Уинтрингер, который единственный из офицеров корабля остался в живых, уверял, что заплатка держалась на совесть.
Официальное заключение возложило вину за взрыв на комплекс причин. Прежде всего, неудачная конструкция котлов: туда должна была подаваться чистая вода, а насосы то и дело засорялись, потому что во время паводка вода была более мутная, чем обычно. Кроме того, и течение реки во время паводка заметно сильнее, а потому «Султане» пришлось идти на пределе возможностей. И вот тут могла подкачать уже известная нам заплатка, а могло разорвать котел и в другом месте. В общем, бац!
Интересно, что воспоминания очевидцев о взрыве расходятся. Те, что наблюдали со стороны, говорят об очень громком взрыве. Однако спасшиеся пассажиры порой говорят о том, что звук больше напоминал выхлоп. Взрыв и падение труб разрушили большую часть парохода, разом погибли сотни людей — а на незатронутых взрывом и пожаром палубах люди продолжали спать, в дамской каюте с негодованием окликнули зашедшего мужчину: «Что вам здесь надо, сударь?». Да и увидев огонь, люди плохо воспринимали действительность. Половины судна нет, а слышны крики: «Погасите огонь!» Ну что ж, на случай пожара на судне должны были быть аж три помпы, сто ярдов пожарного шланга, пять пожарных топоров и тридцать ведер — ищите, где они!
Я уж помалкиваю про количество спасательных плавсредств. Положение, что мест в спасательных шлюпках должно хватать на всех пассажиров, было введено только полвека спустя, после гибели «Титаника». Речному судну, возможно, такое количество шлюпок и не нужно, но спасательных кругов на всю «Султану» было аж семьдесят шесть штук! Не хватило бы даже на команду.
Ну и печальный итог.
Точное количество погибших при катастрофе так и осталось неизвестным. Приводимые разными авторами цифры колеблются. Официально признано, что погибло 1547 человек, однако разными авторами называются и 1700, и 1800 жертв — кто больше? Количество гражданских пассажиров тоже известно ориентировочно — от семидесяти до ста. Количество женщин на борту — от 12 до 40. Количество спасенных женщин — одна, две или три. Количество спасшихся пассажиров — семьсот или немного больше. Из них какое-то количество погибло в госпиталях Мемфиса от ожогов или переохлаждения — цифры тоже называются разные, от семидесяти до двухсот, хотя уж этих-то можно было легко пересчитать. Но показания очевидцев, всякого рода статистика и газетные статьи — сейчас, спустя полтора века, уже хрен разберешь, откуда у каждой названной цифры растут ноги.
энн эннис, единственная женщина, о которой достоверно известно, что она спаслась с султаны. в катастрофе погибли ее муж и семилетняя дочь
Одно лишь ясно: на «Султане», скромном по сравнению с «Титаником» судне, народу погибло больше. И этот пожар остается самой большой катастрофой на речном транспорте и по настоящее время — наверное, главным образом потому, что никому с той поры в голову не приходило напихать на речное судно столько пассажиров.
Однако «Титаник» известен всем, а «Султана» — редко кому.
Почему?
Прежде всего потому, вероятно, что как раз в то время в Штатах происходило зараз слишком много событий: война закончилась, убили Линкольна, поймали Бута, то-сё, пятое, десятое, — на фоне такого обилия событий взрыв котла на каком-то речном пароходе сенсацией не выглядел: это не первый взорвавшийся пароход и не последний. Да, народу погибло много. Но люди уже как-то привыкли к тому, что на войне много убивают, так что это тоже не было такой уж чрезвычайной историей на фоне прочих новостей.
К тому же авария произошла в глухой провинции, около небольшого ничем не примечательного южного города, а не в десяти шагах от Нью-Йорка. Пострадавших с «Титаника» доставили в Нью-Йорк на вторые сутки, пострадавших с «Султаны» доставили всего лишь в Мемфис.
И, наверное, самое важное: на «Титанике» ехали большие шишки, светские львы и львицы, миллионеры, аристократы… Пассажиры «Султаны» не были никому не известны. Так, солдаты, офицеры, десяток дам из какого-то благотворительного комитета, кто-то еще… Ни громких имен, ни громких титулов.
«Султану» забыли настолько прочно, что это стало напоминать любимый конспирологами «заговор молчания».
Шестнадцать лет спустя Марк Твен написал книгу о жизни на Миссисипи. Упоминал ли он там «Султану»? Да, упоминал. Но это была не наша «Султана», а одна из ее предшественниц, рекордсменка довоенных пароходных гонок. Упоминал ли он страшный взрыв парохода около Мемфиса? Да, упоминал. Но это был другой пароход, при взрыве которого погиб его брат.
Заговор! — можем орать мы вместе с конспиролухами.
Кажется, и в самом деле пора обдумывать идею романа про кузена Арчи.
И, размышляя о том, в каких целях можно конспирологически использовать перевозимого капитаном Мэйсоном юного аллигатора, Автор удаляется, разрешив пока действовать майору Драйдену.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.