Шёпот Осириса / Скрипка на снегу / П. Фрагорийский (Птицелов)
 

Шёпот Осириса

0.00
 
Шёпот Осириса
Поэма-мистерия

 

 

Сколько божественного — в человеке? Сколько человеческого — в Боге? Змея, пожирающая свой хвост или непостижимая лента Мёбиуса — бесконечность пути в лабиринтах времени и пространства, где человек существует в человеческих и божественных измерениях одновременно, в ипостасях твари и творца, где бы ни родился он — в Древнем Египте или в средней полосе России двадцать первого века.

Может быть, поэтому, сначала ощущая, а затем осознавая свою двойственную природу, люди с древних времён пишут стихи о жизни и смерти, о двух полюсах бытия, которые прорастают в нас, живых и мёртвых, постоянно совершая в человеческом существовании трагический круг своих превращений друг в друга.

 

 

П. Фрагорийский. Сад камней

 

 

ШЁПОТ ОСИРИСА

Поэма-мистерия

..........................................

 

«Себе кажусь владычицей Египта,

Когда сжимаешь ты меня в объятьях...»

(О силе любви)

 

«Любимая разгневана донельзя.

Взяла бы хоть в привратники меня!

Ее бы выводил я из терпенья,

Чтоб чаще слышать этот голос гневный,

Робея, как мальчишка, перед ней...»

(О силе любви)

 

«Приходит ветер — и слетает к сикомору,

Приходишь ты — спешишь ко мне...»

(Ветер)

............................... Древнеегипетская любовная поэзия

 

СФИНКСЫ

 

У тебя язык змеиный,

и за пазухою тяжесть —

и слова как серый щебень,

глухо падают на землю.

Я курю, и в огороде

собираю злые камни:

молча складываю сфинксов —

скоро будет здесь Египет.

 

 

СОН ОСИРИСА

 

«… Я пришёл к тебе, я сияющий, я чист… Подари мне уста, чтобы я мог говорить ими… »

… Древнеегипетская книга мёртвых. Дарование уст умершему

 

Зрачки сужает хищный Сет,

сжимая смерти тонкий кнут,

и звёзды ест нагая Нут,

и чудится, что жизни всей

остановилось колесо.

В ознобе коченеет мир,

темнеет солнечный надир...

Но длится бесконечный сон —

 

где рыбой Нут во мгле плывёт,

икрой мерцая и пыльцой,

и облаком её лицо

качается над бездной вод,

где звёзд пугливые мальки

как золотые угольки,

в неё глядят из пустоты.

 

Где вечен,

пока светел — ты...

 

ТОТ КТО ИГРАЕТ НА АРФЕ

 

«…Следуй сердцу, пока дышишь!.. Совершай дела земные по велению души, давай хлеб неимущему, гони печаль, пока не наступил день, когда тебя станут оплакивать. Не слышит рыданий тот, чье сердце успокоилось, и слёзы живых никого не вернули назад из подземного мира. Цени каждый день, не унывай, радуйся! Ибо никому не унести своего добра с собой туда, откуда никто ещё не вернулся...»

… Песнь Арфиста. Египет. Эпоха Среднего Царства

 

… Черный жемчуг разлук растворился в вине,

Для любви предназначена тысяча дней,

И душа как цветок прорастает вовне

Сквозь змеиные кольца.

Видишь юных наложниц с глазами старух?

Твое тело в плену их эбеновых рук…

Мотыльком подлетел к молодому костру

Бог вечернего солнца.

 

На пустынной дороге стоит землемер,

И уже все равно — это жизнь или смерть,

Ты себя отдаешь самой страшной из вер —

Ты Омега и Альфа.

Заполняет пространство серебряный звон,

И танцует звезда над твоей головой,

Замирает от счастья твое естество —

Ты играешь на арфе…

 

Стынет праздничный ужин на гладком столе,

Искры света блуждают в горячей золе,

И в тяжелых колосьях вечерних полей

Запах горького хлеба.

Твоя тень навсегда покидает страну,

Ей простили измены, долги и вину,

Ей из тьмы усмехается черная Нут —

И уносит на небо…

 

НА ПАПИРУСНОЙ ЛАДЬЕ...

 

«… Исида, Нефтида, Селкет и Нут защищали покойного перед судьями.

После этого боги приступали к взвешиванию сердца на Весах Истины:

на одну чашу клали сердце, на другую — перо богини Маат...»

 

«…О прибытии умершего объявлял божественный писец Тот:

— Входи, — говорил он. — Зачем ты прибыл?

— Я пришел, дабы возвестили обо мне, — отвечал покойный.

— В каком состоянии ты пребываешь?

— Я очищен от грехов.

— Кому я должен возвестить о тебе?

— Возвести обо мне Тому, Чей свод из огня, Чьи стены из змей живых и Чей пол — водный поток.

— Скажи, кто это? — спрашивал Тот.

— Это Осирис...»

 

«…На этом Суд заканчивался, и египтянин отправлялся к месту вечного блаженства —

в Поля Иалу, куда его сопровождал ангел-хранитель Шаи...»

… Египетская мифология. Книга Мёртвых

 

… На папирусной ладье

Мой двойник плывёт ко мне,

Ходит тихо по воде,

Горько плачет у камней…

Он из ледяной слюды.

Мы уходим налегке.

Тают узкие следы

На полуденном песке.

 

Птица, крокодил, змея,

И кузнечик, и цветок,

Тень его и тень моя —

Улетают на восток.

Медный сокол, тонкий свист,

Чёрный лотос в волосах.

Сердце, полное любви —

На космических весах…

 

Вздрогнет в чашечке весов

Страусиное перо,

Жёлтыми глазами сов

Поглядит на нас Добро,

Вспыхнет огонёк свечи…

— Чистый… — мне шепнёт душа.

Твёрдо повторю: я чист —

Ни греха и ни гроша.

 

Лодочник внушает страх —

Не взглянуть в его глаза:

Голова на позвонках

Перевёрнута назад…

В океане тёмных вод

Ни причала, ни моста.

Надо мной хрустальный свод,

Подо мною пустота.

В опрокинутой воде

Вижу камешки на дне.

На папирусной ладье

Мой двойник спешит ко мне…

 

ТЫ УЖЕ БЕЗЫМЯННЫЙ

 

«… После взвешивания сердца боги приступят к допросу умершего:

— Кто ты? Назови своё имя.

— Я нижний побег папируса. Тот, кто в своей Оливе. Вот моё имя...»

… Египетская мифология. Книга Мёртвых

 

… Ветер пахнет полынью, землёй, резедой.

Ты наверно родился под горькой звездой —

Кто тебя напоил неживою водой?

Ты уже безымянный…

 

Ты фигурка из глины в священной игре.

Посмотри, как в тебе растворяется грех,

И твоя голова пустотелый орех —

Ты уже безымянный…

 

Запах яблок и солнца в твоих волосах,

И на смуглом плече умерла стрекоза…

Шелестят как колосья в тебе голоса —

Ты уже безымянный…

 

Покажи мне, где Бог — ты не помнишь Его,

Твою память накрыло холодной травой,

Ты в дорогу c собой не берёшь ничего —

Ты уже безымянный…

 

ОСЕНЬ ИЗИДЫ

 

«Я — женщина, <…> жена твоя, сестра твоя… <…>

Небо смешалось с землей. Тень легла на землю.

Сердце мое горит от злой разлуки <…>,

потому что стеною отгородился ты от меня,

хотя не было зла во мне… »

… Плач Исиды по Осирису

 

«Воистину, кто перейдет в загробное царство —

будет живым божеством, творящим возмездие за зло…»

… Спор разочарованного со своей душой. 4я жалоба

 

Убит Осирис и разорван в клочья,

Косматым Сетом по земле разбросан.

Хранят Изиду ледяные ночи,

плодов тяжёлых медленная осень.

Обрубки бога, страшные находки,

Пророчества в корзины собирая,

Она гадает, сидя в утлой лодке:

Какою будет жизнь его вторая?

 

И вот он весь, пронизан тьмой и светом —

Скульптура из светящегося камня.

Она, согласно внутренним заветам,

Узоры из магических предметов

Выкладывает теплыми руками —

Янтарь, бальзамы, ягоды омелы,

фигурки кошек, алые кораллы —

вокруг его божественного тела.

Она его веками собирала...

 

На полотне мерцают скарабеи,

На царственных устах дрожит улыбка.

Изида, перед будущим робея,

сжимается испуганной улиткой.

Ковчег из драгоценного ореха

Осириса несёт по небосводу,

Его душой светясь в прозрачных реках,

Как эмбрион в околоплодных водах.

 

Вселенная звенит в преддверье лета.

Рвёт ветер горький прошлое на части.

Все манускрипты мира в бликах света.

Изида грезит о грядущем счастье —

Ловить слова и быть ему покорной,

Угадывая мысли с полуслова…

Бог оживает, как деревья — с корня.

Воскреснет Он —

И всё начнётся снова.

 

К ТОТУ

 

Знаешь ты

язык нетленных.

Режет маятник Фуко

в глубине твоей вселенной снов парное молоко.

Помнишь вкус небесной манны, знаешь тайну Рождества...

В лунном облаке туманном никнет птичья голова.

В подземелий руслах тонких, в недрах мёртвых городов —

древних жизней многотомник, свитки вымерших родов.

Двух миров посередине за времён глухой стеной

замираешь на витрине статуэткой костяной.

 

Глу́хи по́лки, будто варны, мир вещественный деля —

в старой лавке антикварной, где на книгах вензеля,

где застыл священный ибис среди чучел редких птиц,

между гипсовых амфибий и дагерротипов лиц,

где фигурки на шарнирах, где хранятся взаперти

блеск стеклянных сувениров, глянец масляных картин...

В неподвижных архетипах спит невидимый магнит,

и реликтовая рыба

тайну Логоса

хранит.

 

 

 

 

Примечания и комментарии к тексту:

 

*Осирис (Озирис), в древнеегипетской мифологии бог умирающей и воскресающей природы, брат и супруг Исиды, отец Гора; покровитель и судья мертвых.

 

*Сет, также Сетх, Сутех (егип.), — в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти, входящий в гелиопольскую Эннеаду. Первоначально почитался как «защитник солнца-Ра», покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов.

 

*Надир — точка движения небесной сферы, находящаяся под горизонтом, противоположная зениту.

 

«Ты — Омега и Альфа…» — ты конец и начало.

 

*Альфа и Омега — сочетание первой и последней букв классического (ионического) греческого алфавита, которое является наименованием Бога-Логоса в Книге Откровения Иоанна Богослова, символами Бога как начала и конца всего сущего, в христианстве символом Альфа и Омега становится Христос.

 

«… Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. (Откр.22:12-13)

«И сказал мне: свершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр.21:6-7)

 

«Самая страшная из вер» — христианство — как уподобление Богу через Сына Бога. Власть как огромная прижизненная ответственность. Быть Сыном человеку всегда страшно, если понимать, что обладать божественной властью — это не означает быть волшебником с чародейской палочкой (когда — раз, и тут всё появится). Это значит обрести полноту жизни, но вначале — потерять всё. Отдать всего себя. Пока ты не отдал всего себя до последней личной частицы, не умер при жизни для мира — нет шансов быть святым, чистым. А каково быть Богом, Сыном человеческим? "Истина страшна" для человеческого сознания, восприятия.

Быть Богом — страшно. Даже в христианстве это одна из самых страшных историй — о человеке, который совершил переход из статуса человека в статус Бога. Бог всегда себя отдает. Полностью, без полумер. И тем самым проявляет себя в других формах.

 

«…из тьмы усмехается черная Нут…»

 

*Нут — «Великая мать», «Огромная мать звезд» — отсылка к египетскому мифу о богине Неба, каждый вечер рождающей и на рассвете поедающей звёзды — своих детей. Нут, дочь бога воздуха Шy и богини влаги Тефнут, сестра-близнец бога земли Геба. Ее изображали как гигантскую женщину, опирающуюся руками и ногами о землю. Для египтян Нут была олицетворением Млечного пути. Древние египтяне считали, что солнце (Солнечная ладья Ра) плыло по небу вдоль ее тела от кончиков пальцев ног до ее головы, после чего Нут проглатывала Солнце, чтобы на рассвете родить его заново на востоке. Египтяне верили в то, что могут рождаться после смерти так же, как и солнце, подобно богу Ра, и жить среди звезд. Нут стала погребальной богиней, которая хранила умерших, чтобы возродить их снова.

 

«На папирусной ладье...»

 

*Папирусная лодка — египетский корабль из папируса, один из самых древних в мире. Поначалу он представлял собой всего лишь папирусный плот, а приблизительно к 3500-му году до н. э. это уже был корабль, ладья. На папирусной ладье бога Ра умерших доставляли в загробный мир, где происходил суд над душой-двойником умершего. Папирусом также являлся древнейший информационный носитель, на который наносились тексты, позже папирусы заменила бумага.

 

«Голова на позвонках перевёрнута назад…» — буквальный образ, связанный с культом Загробного Существования. Египетский перевозчик через реку в Царство Мертвых имеет специфический облик. Его голова перевернута назад, на 180 градусов, так он выглядит на египетских фресках.

 

«Плач Исиды по Осирису», «Спор разочарованного со своей душой», «Древнеегипетская любовная поэзия» — древнеегипетские тексты из кн. Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Том 1 «Поэзия и проза Древнего Востока» / Ред. В. Санович. — М.: «Художественная литература», 1973. Перевод Анны Ахматовой и Веры Потаповой

*Тот — древнеегипетский бог Луны, связанный с миром живых и с загробным миром, покровитель мудрости и искусств, создатель иероглифического письма, хранитель библиотек и знаний, защитник правосудия, покровитель учёных, чиновников, государственного и мирового порядка. Тот считался богом Слова («могущественный в речах») и хранителем Логоса, а его слова чудесным образом превращались в действие. Бог Тот почитался как первый летописец, «владыка времени», ведущий счёт месяцев и лет. Популярность Тота позволила некоторое время приписывать ему роль Создателя, Демиурга.

Правая рука бога Ра, его писец и ближайший заместитель, Тот занимал важное место и в мире мёртвых — был писцом богини истины и справедливости Маат, составлял протоколы суда над умершими и был заместителем Осириса в роли судьи — что отражено в «Книге мёртвых».

 

Символ бога Тота — Ибис, птица, почитавшаяся священной в Древнем Египте. Тота изображали в виде человека с головой ибиса, в руках он держал посох и анкх (египетский или коптский крест, символ бессмертия, трансформации, «ключ к вечной жизни»). Ибис также был иероглифическим знаком имени Тота. Ещё один символ Тота — обезьяна (павиан), Тота иногда изображали в облике этого животного. Тот — одно из самых древних божеств Древнего Египта, принадлежал к группе лунных богов, которые считались покровителями людей.

 

*Анх (анкх) — древнеегипетский (или коптский) крест. Несмотря на внешнее сходство с христианским иконографическим символом, и даже временно принятым в 4 веке как христианский символ вместо знака «альфа», напоминающего рыбу, анкх — с точки зрения христианства — является языческим символом, связанным с гностической (оккультной) практикой.

 

*Варны — касты, древний принцип деления человечества на касты.

*Рыба — символ христианства и христианской цивилизации.

 

* Ло́гос (от др. — греч. λόγος — слово, мысль, смысл, понятие, причина, число) — «Слово» как творческое начало Бога. Л. — понятие античной философии, означающее одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). Впервые было использовано Гераклитом, который отождествлял Логос/Слово с огнём, как первооснову мира (архэ) и его основной элемент. Гераклит определял логосом «вечную и всеобщую необходимость». наиболее глубинную, устойчивую и существенную структуру бытия, наиболее существенные закономерности мира. Логос — фундамент цивилизации.

 

Тексты-эпиграфы «Египетской книги мёртвых» взяты из книги — И. В. Рак «Египетская мифология»

 

 

 

Птицелов Фрагорийский. Шёпот Осириса. 2013 — 2020

 

  • Письмо учителю / Последнее слово будет за мной / Лера Литвин
  • Ваши стандарты / Рыбаков Александр
  • "Незнакомка" - для журнала Writercenter.ru #10 / "Несколько слов о Незнакомке" и другие статьи / Пышкин Евгений
  • Электричка везла маэстро / Позапрошлое / Тебелева Наталия
  • Салфетка 393. Аполлинария заблудшая / Без прочтения сжечь / Непутова Непутёна
  • Аскетизм / Чугунная лира / П. Фрагорийский (Птицелов)
  • Орден Добропорядочных Гениев. Май / Тринадцать месяцев / Бука
  • Полкоролевства за ведро загадок / Ласковое сердце / Блинцов Денис
  • 23 августа 1942 года. Город Сталинград. / Саркисов Александр
  • Приглашение в людепарк / Домашние питомцы / Волохина Наталья
  • Нежная песня смерти. / Старый Ирвин Эллисон

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль