https://rutube.ru/video/0464e6b9bf60ee33b2f0d7c427e00863/
Вас когда-нибудь наказывали за то, что произошло с другими людьми, и к вам лично не имело никакого отношения? Вы не совершали ошибку лично, не были в шкуре пострадавшего человека, — или же виновного в его страданиях. Просто кто-то, взглянув на всю эту ситуацию со стороны, вдруг решил зачем-то примерить ее на вас и почему-то пришел к совершенно необоснованному выводу, что и вы непременно совершили бы ту же самую ошибку, которая привела бы в итоге к тем же самым плачевным событиям…
Олесе было тогда, наверное, лет тринадцать — четырнадцать. И она была, по сути, обычным подростком. Не совсем беззаботным, в силу некоторых обстоятельств, но и не шибко проблемным. Она жила обычной жизнью ребенка такого возраста, надеялась на счастливое будущее и, в принципе, не помышляла ни о чем плохом.
У нее была полная семья. Вполне здоровые родители, которые имели все предпосылки дожить до глубокой старости, — как, в принципе, в дальнейшем и вышло. У нее имелся младший брат, который на тот момент учился в младших классах, был очень тихим, воспитанным, с намеком на будущую интеллигентность, — надежда и опора счастливых родителей в будущем, — и, слава Богу, не давал пока никаких оснований предполагать, что его ждет некое уголовное будущее.
К счастью, оно его и не ждало. Во взрослой жизни Олесин брат стал вполне законопослушным человеком, ни на шаг не сходящим с праведного пути. А тогда, на тот момент, он вообще был еще ребенком. Да и его сестра тоже была еще совсем ребенком, — только, разве что, чуть постарше. И они оба, напомню еще раз, росли в полной и совершенно благополучной, в принципе, семье.
Олеся очень любила читать. В принципе, это передалось ей от мамы. Общие интересы, так сказать… А еще ее мама очень любила обсуждать прочитанное. В принципе, в этом не было ничего плохого, и Олеся тоже с радостью готова была обсудить какую-то интересную тему с любимой мамочкой, чье мнение всегда имело для нее огромное значение, и поделиться впечатлениями.
Вот только ее мама любила обсуждать прочитанное в несколько странном ключе…
Например, однажды в каком-то журнале, — то ли в “Работнице”, то ли в “Крестьянке”; такие тогда были, и мама их выписывала, — напечатали грустную статью.
Жили-были две девочки. Хорошие славные девочки, выросшие в благополучной семье, обожающие своих любящих родителей и друг друга. Но случилась трагедия. Их родители поехали на машине на дачу и разбились. И сестры остались одни.
Старшей было на тот момент уже почти восемнадцать, и она только — только поступила в университет. Младшей было лет десять. Никаких других родственников у них в наличие не имелось. Но старшая не позволила забрать младшую в детский дом. Она перевелась на заочное отделение, устроилась на работу и стала растить горячо любимую сестренку, стараясь заменить ей родителей и делая все для того, чтобы малышка ни в чем не нуждалась.
Прошло несколько лет. Старшая сестра закончила университет; ей было трудно, но она справилась. Теперь у нее была хорошая работа, перспективы карьерного роста… Вот только замуж она так и не вышла, потому что вся ее жизнь, разумеется, была полностью посвящена младшей сестренке. Она очень старалась, чтобы девочка росла счастливой и не чувствовала себя ущемленной из-за отсутствия родителей.
Но только все было напрасно. Младшая девочка выросла избалованной и капризной. Она все время что-то требовала от старшей сестры, — игрушки, одежду, развлечения, — и, несмотря на то, что та ей практически ни в чем не отказывала, никогда не была довольна и требовала все больше и больше. В школе училась плохо и доучиться не смогла. О работе, разумеется, даже и не помышляла. Связалась с плохой компанией, состоящей из какого-то отребья. И, к своему восемнадцатилетию, отправилась в места не столько отдаленные.
За разбой, грабеж и нанесение тяжких телесных повреждений. Их компания избивала людей прямо на улице, отнимала одежду и ценные вещи. Кто-то выжил лишь чудом после побоев… Причем, именно девочки отличались особой жестокостью, — мальчики в их компании были для подстраховки и на вторых ролях…
На суде младшая сестра не выказывала ни малейших признаков раскаяния. Лишь недоумение. Она упорно удивленно повторяла: “За что?.. Мы же просто пошутили!.. Мы больше не будем так делать!..”
Старшая сестра рыдала и корила себя за то, что не смогла правильно воспитать девочку, и теперь она по ее вине отправляется на несколько лет за решетку…
В том самом возрасте, — в неполные восемнадцать, — когда старшая сестра сумела найти возможность и силы жить дальше, учиться, работать и заменить погибших родителей для младшей сестренки, младшая девочка пошла по кривой дорожке и даже не понимала при этом, в чем ее вина, и что она сделала не так?..
Прочитанная статья произвела на Олесину маму очень сильное впечатление. Необычайно сильное. Она восприняла ее очень близко к сердцу, и она оказала на нее странное воздействие. И то, что началось просто как обсуждение прочитанной в журнале статьи, закончилось кошмаром…
Две минуты — ровно две минуты!.. — мама рассуждала о том, какая плохая старшая сестра, — ведь это она не сумела уследить за младшей девочкой, и это по ее вине та попала в тюрьму! Олеся слушала ее с некоторым недоумением. Потому что, на ее неискушенный взгляд, старшая сестра была просто героиней; она не бросила младшую девочку; она нашла в себе силы и учиться, и работать, и заботиться о маленькой сестренке!.. Олесе казалось, что она совершила, в своем роде, подвиг, — ведь она и сама, когда случилась трагедия с родителями, была совсем еще ребенком!.. И, тем не менее, она сумела сделать все, что можно было, для своей сестры.
Ну, а с младшей случилось… то, что случилось. Это была ее жизнь и ее выбор. Она не захотела учиться и хоть чем-то помогать старшей сестре; она стала преступницей, — и виновата в этом была только лишь она…
К счастью, Олеся не успела высказать свое мнение вслух. Иначе, наверное, было бы еще хуже…
Хотя, куда уж хуже!..
Через две минуты мама, пока еще довольно спокойно, заявила Олесе, что даже и не удивляется произошедшему. (Господи!.. Произошедшему с кем?.. Вполне возможно, это был всего лишь вымысел автора, — и даже Олеся в своем подростковом возрасте это прекрасно понимала, — а вовсе не было основано на реальных событиях!..) И, пока Олеся пыталась переварить услышанное, мама совершенно серьезно начала рассуждать о том, что, вот если с Олесиными родителями тоже что-нибудь случится, и она останется одна с младшим братиком, то она, разумеется, тоже не сможет воспитать его нормально, достойно и правильно, и тогда с ним случится то же самое, и он непременно попадет в тюрьму, — как и героиня данной статьи!..
Сказать, что Олеся потеряла дар речи, это было не сказать ничего. Она просто в полном шоке вытаращила на маму глаза. Ей хотелось заверить мамочку в том, что она непременно будет хорошо и правильно воспитывать младшего братика, и он не попадет в тюрьму, но полнейшую абсурдность подобного заявления осознавал даже ее четырнадцатилетний разум…
В чем она, собственно, собирается оправдываться перед своей мамой?.. В том, что, в случае гибели родителей, несмотря на все ее титанические усилия, ее младший брат сядет в тюрьму?..
Поэтому Олеся просто в ужасе смотрела на свою маму, не совсем понимая, как обсуждение прочитанной статьи свелось к обвинению ее в том, что она, подлая и безответственная, не сможет нормально воспитать Сашуленьку, который непременно попадет из-за нее в тюрьму!..
Тем временем градус маминых речей повышался все больше. И вот, — не прошло и еще пары минут, — а она уже практически кричит в лицо старшей дочери, что вообще не понимает, как можно быть такой безответственной, как можно настолько не любить собственного брата, чтобы довести его до тюрьмы!.. (О Боже!.. В статье речь шла о сестре!.. При чем здесь брат-то?..) И вот теперь-то, — запальчиво продолжала обвинять мама, — она точно знает, что, если она умрет, то ее Сашуленька пропадет, потому что бессовестная, подлая и ненавистная старшая сестра никогда не любила его, и из-за нее он попадет в тюрьму!..
Да вот далась ей эта тюрьма!!!
Остановитесь, мгновенья!.. Олеся, тем временем, вообще уже перестала понимать, где она находится, и в чем мама ее обвиняет?.. В конце концов, даже в этой чертовой статье сказано, что старшая девочка любила младшую, заботилась о ней, старалась… Да и при чем здесь вообще ее собственный младший брат, который, с случае гибели родителей, отправится в тюрьму?..
“Смешались в кучу кони, люди…” — так, кажется?..
А мама тем временем вообще разошлась не на шутку, всерьез переживая из-за страшной участи своего дорогого драгоценного сыночка, своей выстраданной и вымоленной у Бога кровиночки, на которую никто пока еще не покушается, но которая непременно отправится в тюрьму по вине проклятой старшей сестры… И она реально рассуждала об этом, как о свершившемся факте, — хотя в данный момент ее солнышко всего лишь смотрело мультики в соседней комнате и ржало на весь дом, еще не зная о том, какая горькая судьба ему уготована… А мама уже не просто обвиняла. С перекошенным от злобы лицом, она уже на всю квартиру вопила о том, что, после такого, Олеся ей больше не дочь; что она ни знать, ни видеть ее больше не желает, и не простит ей загубленную судьбу своего сыночка никогда в жизни!.. И она будет наказана за такое поведение!.. И не людьми, — а Богом, который все видит и тоже не простит ее!..
В свои тринадцать или четырнадцать лет Олеся была беспросветно тупа. Наверное. Потому что она так и не поняла, за что мама ругает ее. Ну, вот хоть убей!..
Их родители, слава Богу, живы и находятся рядом, в этой же квартире. Ее брат еще даже и по возрасту не годится для мест не столь отдаленных, поскольку ему всего еще лет восемь. А сама Олеся… Ну, конечно же, она тоже не бросила бы своего брата, тоже постаралась бы его воспитать… Наверное… Но вот это слово при маме добавлять не стоит…
А вообще, не дай Бог когда-нибудь оказаться в подобной ситуации!.. Но, слава Господу, их всех судьба от этого уберегла!
А еще нельзя честно признаться маме в том, что, в описанной ситуации, Олеся искренне считает виноватой во всем именно младшую сестру. Это не старшая не смогла правильно ее воспитать. Это младшая оказалась неблагодарной дрянью, не захотевшей жить нормально. И странно, что мама этого не понимает…
Так же, как не понимает и того, что будущее ее ненаглядного младшего сына, как бы их жизнь не сложилась в дальнейшем, тоже зависит не от старшей сестры, а от него самого. Конечно, ситуации бывают разные, — и не всегда благоприятные, — но вот вырастет ли он достойным человеком, зависит в первую очередь от того, а является ли он достойным человеком уже сейчас?.. Заложено ли в нем это природой?.. Захочет ли он учиться, работать, стремиться к чему-то, — если мама не будет, как сейчас, стоять над ним и контролировать каждый его шаг?.. Станет ли он добиваться каких-то целей, — да и будут ли они у него?.. Никакая старшая сестра не сможет заставить стать достойным человеком того, кто он рождения им не является!..
Но это все так, всего лишь теория. А правда жизни порой куда более сурова…
Перед нами полностью благополучная семья. Мама и папа матерятся на кухне. Это они не со зла; просто у них такой стиль общения, и они к этому привыкли. Младший братик, за чью печальную судьбу мама так переживает, захлебывается от хохота в соседней комнате.
За старшую сестру никто не переживает. Она, по умолчанию, виновата во всем, что происходит в этом мире. И сейчас она, наказанная за то, чего, дай Бог, никогда даже и не случится в этой жизни, сидит на кровати и с трудом сдерживает слезы, уже даже и не пытаясь понять, за что ее в очередной раз отругали?..
Чьи-то судьбы навсегда ломаются. Люди живут, умирают и даже садятся в тюрьму.
Но вот только при чем здесь она, черт побери?!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.