Я в ступоре. Хотелось бы, конечно, думать, что это не ступор, а то, что называется «замереть перед рывком», но… Кстати, этот топик — в сущности 1)нытье, 2) попытка привести мысли в порядок, 3) дневниковые записи и 4) составление плана прорыва из ситуации. Так что реагировать на него необязательно. Хотя если хотите похихикать над автором и дать дельный совет — всегда буду рада услышать.
Когда Олди говорили, что большинство современных романов — это повести-переростки в силу наличия одной сюжетной линии, я к этому отнеслась с интересом, но не более того. Ну да, с этой точки зрения мой «Хранитель Равновесия», например, — безусловная повесть. Большая просто…
А теперь все началось всерьез. Салфетка-внеконкурс о некроманте была славным рассказиком сама по себе, но дернули же меня шуты написать продолжение. Так герой получил право на жизнь и зацепку для дальнейших приключений. Так у самого занавеса, на заднем-презаднем плане замаячила фигура Керена, сначала простым упоминанием в качестве Эврисфея, толкающего Геракла на очередной подвиг. Но с развитием образа Греля оказалось, что Керен для него слишком важен и надо, как минимум, дать ему высказаться. Так текст стал двухголосым. По наивности своей я думала, что этим все ограничится и можно выстроить историю как две сплетающиеся ветви. Но истории героев не могут висеть в пространстве, и вокруг них стал нарастать мир с другими героями, политикой, географией, религией, мифологией и бытом. Начиная от структуры общества у сидхе и заканчивая меню в трактире.
И вот тут меня накрыло. В полной мере проявилась моя феноменальная, на грани гениальности, тормознутость, ибо я поняла, что ничего, в сущности, не знаю о столь самонадеянно заявленном, как альтернативный, мире. Ну да, условное Средневековье. Ну да, кельтика. А дальше-то что? Средневековье, как не устает повторять Вагант, занимало тысячу лет, вообще-то, сильно отличаясь на своем протяжении, а в описанных условиях должно было вообще измениться до неузнаваемости, просто в силу наличия Церкви, использующей магию. От Средневековья у меня остались только самые структурообразующие признаки: феодальная раздробленность, роль церкви, некоторые культурно-бытовые аспекты из самых узнаваемых. Но я ведь даже с местом действия определиться не могу! Все по умолчанию думают, что это Британские острова, а я вот скорее ориентируюсь на Европу, где-то в районе Бретани.
В общем, с этим надо что-то делать. Я в курсе, что Ноев ковчег был построен любителем, а профессионалы построили «Титаник», но даже у Ноя был четкий план постройки, переданный Архитектором сверху.
Итак… Проблема в двух глобальных вещах. Композиция произведения и описание мира. Эти проблемы, конечно, разделяются на кучу помельче.
Мир. Где и когда? За Бретань — близость к Европе, наличие тех же сидов, собственный глубокий пласт оригинальной культуры, тесно связанной с кельтами. Британские острова тоже имеют свои плюсы-минусы.) В сущности, выбор между островами и материком. Когда? Тут сложнее. Надо думать об альтернативной исторической эпохе, где уже сильно влияние христианской церкви на общую политику, но еще нет крестовых походов, например. Здесь исторические книги и Гугл мне в помощь. Быт — тоже самое, это решаемо. На самом деле, это вопрос времени и упорного изучения источников.
Теперь композиция. Единственным приличным словом, что возникает у меня в сознании при виде этого бардака (да, я знаю этимологию этого слова и считаю, что оно еще и не отражает всего положения вещей) является «фуга». Многоголосое повторение одной и той же темы в разных вариациях, если я правильно помню. Но я, конечно, себе льщу. Я точно знаю, действие укладывается примерно в год. От Самайна до Самайна, не считая пролога и эпилога. Самое забавное, что я знаю сюжет! Во всяком случае, финал — уж точно. И примерные пути движения к нему. Я уже понимаю, что основными линиями должны быть линия Греля, линия Керена, линия инквизитора Игнация, линия епископа и иже с ним и линия сидхе. Итого примерно пять. Плюс куча второстепенных, но сюжетообразующих персонажей, которых никак не выкинешь. Что мне с ними делать? Я не могу определиться со стилем и языком из-за этого. Куски от фокала Греля и Керена написаны мало того, что в настоящем времени, так еще и от первого лица. И потому — как мне говорили — эти герои сливаются! Инквизитор и епископ пишутся в нормальном прошедшем от третьего. Сидхе — в настоящем, но тоже от третьего. И от этого возникает дикой цветовой гаммы лоскутное одеяло, сбивающее читателя с толку разной динамикой. Может, кто-то наподобие Умберто Эко или Джеймса Джойса справился бы с этим одной левой, но я совершенно потерялась. И я реально не знаю, что с этим делать, напоминая себе человека, взявшегося за строительство огромного готического собора, ни черта не понимая в архитектуре. Ну, разве что видевшего другие соборы. Композиция, динамика сцен, параллельные линии и точки их схождения… Я хочу назад, к повестям! Когда герой идет, например, из точки А в точку Б, попутно чего-то совершая. У меня четкое ощущение, что я пытаюсь поднять неподъемный вес, причем штанга еще вдобавок скользкая и извивается! Я пишу планы частей и глав, придумываю заплатки и заплатки на эти заплатки, пришиваю их и думаю, как сверху налепить ту самую тесьму, что объединит кучу заплаток в единое целое. И чувствую себя не то что бездарью, но жутким махровым МТА, дилетантом, взявшимся совершенно не за свое дело. Или взявшимся за него слишком рано. Наверное, мне стоило взяться за этот конкретный роман лет через десять? Ну куда уж дальше тянуть! И так тормоз в литературе, начинаю довольно поздно. Учиться надо на ходу.((((
Вот, поплакала — даже чуть легче стало. Я не хочу запороть этот текст. Но если обоснуй и мир постепенно нарастут, то композицию надо либо упрощать, тупо сводя все к одному времени-стилю-типу текста, либо продумать общую концепцию текста и четкую композицию. А соборы стоят!((( И на голову никому не валятся! И фуги на то и фуги, что в них не путается тема с темой. Но это же как вырастет текст!((((( И какова останется в нем часть Греля и Керена, среди такого количества персонажей? Может, и правда пойти пока пописать чего-то попроще? Но боюсь, текст за десять лет совсем протухнет.((((
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.