— Я бард, — в который раз повторил Полталисмана.
— А то я не вижу! — сказал трактирщик, оглядывая гостя с каким-то совершенно неописуемым чувством.
— Имя как? — спросил он, наконец.
— Канье, — ответил Полталисмана.
— Канье? Что это за имя?
Бард разозлился:
— Имя как имя!
— Да, — трактирщик, наконец, перестал его разглядывать. — Бард говоришь? Таких тут еще не бывало. Какие песни ты поешь, и много ли они стоят?
— Мои песни стоят больше, чем за них обычно платят. Уж во всяком случае, больше чем та одежда, которую вы мне дадите, чтобы я смог развлекать гостей в зале вашего трактира!
От такой наглости трактирщик должен был немедленно выставить Канье вон, но почему-то не сделал этого.
— Ладно, — сказал он. — Сегодня вечером поешь для моих гостей, а там посмотрим. Небось, еще и голоден?
Полталисмана, почти уже веря в удачу, кивнул.
— Ладно, — повторил трактирщик, — раз уж я сказал «да», значит «да».
Народу в зале собралось не очень много. Канье начал с «Песенки про старого охотника», потом спел «Пять веселых кружек» и совершенно неожиданно для себя перешел к «Истине шута». Это была не та песня, которую поют в трактире, каким бы он ни был… но так уж спелось.
— Печальный шут смеется над собой:
«Вчера опять не угодил вельможе!
Он без улыбки бросил золотой,
И этим он не угодил мне тоже.
Он думает я зол пока я беден,
Но наша разве в золоте цена?
А злость-медяшка чаще нам нужна,
Чем золотая фальшь друзей и сплетен».
И так и эдак нынче рассуди —
Пусть золото тебе не застит солнца.
Улыбкой за улыбку заплати,
Посмейся с тем, кто над тобой смеется.
А истина шута… с улыбкой вместе
Придет, и так ее узнаешь ты:
Что все мы здесь немножечко шуты,
А королями быть — немного чести.
После ему заказывали петь — много и разное, и за все платили щедро. Но Канье по прозвищу Полталисмана был недоволен собой. Во-первых, из-за «Истины шута», никому здесь не нужной, и еще из-за нахлынувшего вдруг острого нежелания петь. Он с трудом заставлял себя произносить слова и касаться струн; имей он чуть поменьше опыта — а барду приходилось петь и вдребезги пьяным, и больным, и даже с петлей на шее — то не справился бы. Наступать на горло самому себе, заставлять работать — это ли не ад для творческого человека? Но Полталисмана не позволил себе замолчать, пока гости трактира требовали песен.
Вечером, принимая от барда оговоренную часть выручки, трактирщик сказал ему:
— Ты мог бы остаться и на завтра. В городе праздник… Ну, сам понимаешь.
— Понимаю, — кивнул Канье.
И остался.
На следующий день зал оказался полон. Канье знал — это не ради него, и все равно ему было приятно. Пока веселье набирало силу, он наигрывал простые мелодийки и пел песни, к которым никто никогда не прислушивается. Потом стали заказывать — «Двух простушек», «Дубовые пятки», и того же «Старого охотника».
Он выступал с легким сердцем. Ничего, подобного вчерашнему острому отвращению к песням, не ощущалось, и Полталисмана был рад этому. Вспомнив об «Истине шута» бард поморщился; когда он написал эту песню, то считал ее хорошей, но сейчас баллада раздражала автора. Люди не хотят слушать такое в трактире; они приходят сюда, чтобы повеселиться и отдохнуть… А в жизни подобные песни не нужны им тем более.
… Трактирщик не уговаривал его остаться еще на день, и не потребовал назад одежду, которую дал Канье — пару крепких штанов, серую от частых стирок, но добротную рубаху, куртку и плащ с капюшоном. Бард заработал вполне прилично, и решил дать себе отдых, а заодно осмотреть город, в котором оказался.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.