Первоначально старые знакомые, теперь находящиеся в принципиально разном статусе и в разных мирах, стали расспрашивать друг друга про их жизнь после Катастрофы. Но разговор получился несимметричным.
— Был ли ты в Мире после полного отката и восстановления? — спросил Юрий.
— Разок посещал. Неплохо. Но вообще-то предпочитаю являться в Мир Админов. Здесь всё как-то привычней.
— А до отката?
— Бывал несколько раз, когда в Мир Админов не пускали. Ужас и баг на баге. Тогда у меня гораздо более случайным было назначение при посещении. И ведь этой дурацкой Системе не прикажешь, кроме самых грубых админских команд, с которыми лучше не соваться. Поэтому высказываю пожелание, правда, в последнее время она чаще всего его удовлетворяет. Но, как я уже сказал, не всегда.
— Тогда ты видишь, как принципиально изменился основной Мир, и как практически полностью статичен Мир Админов. Система параноидальна на конфиденциальности.
— На это я уже напарывался, — вздохнул Саша.
— Так что ты понимаешь, я могу лишь сказать, что в конструировании нового Мира помогали и мы, особенно те, кто получил ныне ранг Системы, но говорить более конкретное поостерегусь. Могу лишь посоветовать. Если тебе кажется нечто разумным, но упущенным или искажённо воплощённым, не стесняйся советовать Системе. Не бойся отказов и порою даже штрафов. Если твои советы чаще будут разумными, то вознаграждения за них намного превзойдут наказания за неизбежные глупости.
— Весьма «оптимистичный» совет, — сыронизировал Саша. — Кое-что из этого мы уже сами поняли.
— А теперь скажу, что могу. Модель мира и существ невообразимо сложна. Система перешла на новый этап, до которого мы даже в экспериментах не дотягивались. Кто позволил бы задействовать в длительном или даже коротком опыте суперсеть целиком и практически на полные ресурсы? А учитывая, что предел Мура уже шесть лет назад достигнут, даже с учётом принципиально новых устройств, использованных в Суперсети, ждать открытия этого уровня сложности пришлось бы ещё долго, не будь Катастрофы.
Предел Мура — название отрицательного явления, первоначально бывшего оптимистичным законом Мура, что мощности вычислительных комплексов удваиваются каждые два года или даже быстрее. Но уже к 2012 году был достигнут теоретический предел для традиционных кремниевых элементов, принципиально новые элементы и принципы вычислений не смогли полностью заменить прекрасно отработанные бинарные и остались в областях специализированных вычислений, но позволили оттянуть достижение предела ещё на дюжину лет.
Юрий, никогда не бывавший в сверхсекретном подземелье, начал расспрашивать про жизнь в бункере и его устройство, саркастически предупредив Сашу, что ныне и в этом мире данная информация абсолютно не конфиденциальна и Система за разглашение не накажет. Система сразу подтвердила это своим сообщением. Была бы она живой, можно было бы прокомментировать: «Очень любопытно было попытаться выжать из Живого новую информацию, чтобы уменьшить непредсказуемость этих реликтов». А точнее сформулировать: просто сработали приоритеты мета-нейронных сетей на получение новой внешней информации всеми подвернувшимися под руку средствами.
— Значит, запасы ЗиПов и иммерсионной жидкости большие, ремонтные роботы работают практически без вашего вмешательства, и есть некоторые запасы для систем жизнеобеспечения, но поправлять неполадки вы должны сами. Продуктов хватит лет на десять, если раньше система жизнеобеспечения не сдохнет. Кстати, она управляется супером? — спросил Юрий.
— Из соображений надёжности и безопасности при возможных электронных атаках она включает полностью автономный контроллер и никакой связи с супером нет. Более того, я лично пересобирал этот контроллер из отечественных элементов. Суперпроизводительность и суперкомпактность здесь не нужна. А зато от закладок лучших друзей гарантированы и надёжность с живучестью в плохих условиях значительно выше. Так что лет двадцать он проработает, этого с избытком хватит. Запасов продуктов у нас не более чем на десять лет, и то потому, что нас двое вместо положенных восьми, — ответил Саша.
— А как с системой энергоснабжения?
— Она тоже полностью автономна по управлению и пересобрана на отечественных элементах. Сколько я знаю, там четыре дублирующих источника: на подземных потоках, на химии пластов, генератор Теслы и ещё какая-то непонятка. Все не используют запасов горючего. И ремонтные роботы с ЗиПами там свои.
— Проверял ты энергосистему?
— Я же не электрик, а электронщик. А на двери энергоотсека грозное предупреждение, что большая опасность для жизни, вход лишь в защитной одежде и для сертифицированного персонала.
— Тем не менее, если есть возможность, открой дверь и глянь внутрь. Вот лезть внутрь действительно не стоит.
— И здесь пытаешься играть роль советника? Нет у нас в бункере такой официальной должности и вводить не собираемся. Но подумаю, — недовольно отреагировал Саша на попытку «учить учёного». — Кстати, что у тебя за девятый младший ранг?
— Система содрала иерархию с хэйанских японских придворных. Ниже всего младший советник без рангов, это как кандидат в номенклатуру. Дальше идёт уже номенклатура и есть принципиальная возможность стать тайным советником вне рангов, если доживу и не разгневаю Систему.
— А старение у вас в Мире есть?
— Пока не ясно. Но даже если есть, уже имеется принципиальное решение, как его как минимум замедлить.
— Это твои ауры? Не ожидал что ты в мистику ударишься и даже внедришь её. Я не слышал упоминания о магии в большом Мире. Вот в Мире Админов стандартная магия РПГ есть.
— Зато многого другого нет, в частности, аур. В них никакой мистики. Любой организм испускает целую систему излучений чуть ли не на всех длинах электромагнитных волн, на разных частотах звуковых колебаний, и ещё химические сигналы. Совокупность их всех, если её удается обработать как единое целое, И назвали мы ещё в том мире аурой. А затем наши работы грубо прикрыли, заплатив нам отступное.
— Тогда понятно. Значит, поскольку аура больного отличается от ауры здорового, воздействуя на неё, можно лечить даже в нашем мире, не только в информационном, где это может стать чуть ли не панацеей.
— Лечить во внешнем мире не удастся. Можно лишь облегчить некоторые факторы болезни и открыть тем самым дорогу к самоизлечению либо настоящему лечению. А насчёт нашего Мира ты почти прав.
— Чувствуется, что сообщение об эффектах исправления аур Система создавала в значительной мере по твоему совету. Но ты, профессор, сильно ошибаешься. На самом деле вы создали способ полноценного лечения. Ведь и обычное врачевание что делает? Подлечивает острые симптомы. А там либо исправляйся сам, либо, что чаще всего, через некоторое время повторяй курс. И на лекарства подсели почти все люди, так что возможностью привыкания нас не запугаешь.
— Более того, современная медицина стремилась не лечить, а подлечивать, и заодно по возможности подсаживать на постоянное применение дорогостоящих препаратов и процедур. Ведь так выгоднее и привычнее всего сообществу (точнее, общаку) медиков и фармацевтов. Я уверен, что они лапу приложили к закрытию наших работ.
Система, следившая за диалогом, выдала подтверждение и ссылку на ранее бывшие конфиденциальными документы из архива.
— Представь себе, какую возможность спастись ты нам дал. Теперь это лечение стало исключительно ценным, особенно по причине, что навредить оно может лишь по собственному раздолбайству пациента. И если выдать информацию об этом наверх, до нас дороются и спасут. А вот если бы Вы, уважаемый профессор и советник, лично согласились бы пройти тест обратного хода, то эффективность корректировки аур наверняка повысилась бы в разы.
Система подтвердила этот прогноз.
— А какой толк мне идти на жесточайшие пытки, чтобы дать вам призрачную возможность спастись? Ведь капсулы такого качества и такой комплектации теперь практически невероятно производить. И добавлю ещё несколько гвоздей в гроб. Внимательно ли вы анализировали логи неудачных попыток настройки драйвера?
— Причём тут логи? Там были сплошные несоответствия данных. А разбираться в структурах данных, порождённых метасетями нейронов, как давно уже установлено, почти всегда бессмысленно. Теперь уж я отомщу, поучу ученого. Вы, уважаемый, ведь прекрасно знаете, что после нескольких шагов самонастройки метасеть приобретает непереносимую структуру, в которой невозможно разобраться, так что украсть её нельзя. На новом компе она будет развиваться самого начала и, вероятнее всего, совершенно по-другому. А метасети начали ещё создавать структуры данных и программные модули, в которых тоже разобраться невозможно. Работают, вот и всё. Или не работают, как в нашем случае. Правда, их порою перенести можно и обучить на них другую метасеть.
— Если ты самый умный и шибко учёный, то должен понять, что разные структуры данных относятся к разным объектам. И важно диагностировать, какие объекты вызвали бесконечные откаты? Структуры наших суперов, другие драйверы старых и нестандартных капсул или модели мира и персонажей. Судя по всему, капсулы были настроены на модели мира и персонажей суперов «Хуанхэ» и китайского проекта в области трансгуманизма. Думаю, что эти модели исключительно отстали по сравнению с большим Миром и персонажами в нём. Вот с этим мирком и со здешними аватарчиками они, наверно сравнимы. Эти модели настолько примитивны, что у них даже аур нетривиальных нет. Описаний данных, к которым пришла «Хуанхэ», и порождённых ею процедур в принципе нет и быть не может, кроме самых примитивных общих обзоров, которые ни вам, ни Системе не помогут
— Теперь понятно, почему ты так резко отказался даже говорить о лечении местных. Но всё-таки, ты не поможешь нам диагностировать ситуацию? А то ведь, как ты правильно показал, мы могли бы наобещать и наболтать, а потом в такую помойную лужу сесть, что отдали бы лучшим друзьям для казни по китайскому обычаю, — снизил тон и вновь перешёл на неофициальный режим Саша.
— Возьмите как подопытную лягушку китайца. Они тысячелетиями тренировались переносить пытки и зверские казни.
— Но ведь ты, вдобавок с твоим опытом в недоделанном Мире и в проекте «Трансгуманизм» мог бы произвести такие наблюдения, что десять тысяч откатов не понадобилось бы. Стало бы намного быстрее ясно, исправима ли ситуация в принципе.
— Уверен, что в принципе неисправима. Так что проблема старения почти неактуальна. Лет через пятнадцать метасеть всё равно разрушится. А возможностей восстановить или поддержать её нет.
— Но есть хотя бы маленький шанс спастись, и, более того, вернуться в настоящий мир. Ведь Россия относительно меньше пострадала от Катастрофы, чем другие высокотехнологичные страны. А вдобавок спецкапсулы последнего поколения для проекта «Трансгуманизм» мы делали на отечественных элементах. Я побывал в такой капсуле во время тестирования. Могу заверить тебя, что по качеству, мощностям и возможностям она принципиально лучше китайской навороченной древности, которая завалялась в бункерах.
— Сомневаюсь, что мне дадут шанс вернуться в якобы «настоящий» мир. Даже если удастся наладить штучное производство капсул с обратным ходом, найдутся тысячи «более достойных». Вдобавок претит мне оказаться ради своего спасения убийцей другого человека. И как последний аргумент. Если даже разрешат восстановление и подсунут как материал для возвращения какого-нибудь подлеца Шарикова, могу ли я быть уверенным, что его личность не исказит мою? А если меня увидят на свободе и процветающим пострадавшие от этого Шарикова?
— Но даже если тебе не захочется возвращаться из этого Мира, где ты, кажется, нашёл себя, удачный исход эксперимента с капсулами лечения и спасения заставит людей внешнего мира беречь Суперсеть и Систему как зеницу ока.
Саша застыл, увидев кучу поощрений от Системы и присвоение звания младшего советника.
— Поздравляю тебя с приходом в наш круг, — улыбнулся Юрий. — Выпьем вина, отметим.
Разговор прервался на полчаса. За это время Саше пришли поздравления ещё от двенадцати советников. Старшим было звание среднего 9-го ранга у Джорджа Нг.
— Теперь нас не чёртова дюжина, — улыбнулся Юрий.
И вдруг Саша осознал ещё один аргумент.
— Юрий, ведь теперь ты, если не пойдёшь на тест, очень сильно подведёшь Систему. И сомневаюсь, что она тебе спустит. Рейтинг доверия снизится колоссально, и она, уж поверь мне, сделает так, что все твои плюшки превратятся в яд. Советы твои будут отвергаться, любая ошибочка безжалостно штрафоваться. Ты быстро потеряешь свои звания и окажешься парией в Мире.
Саша вздрогнул: за такую характеристику он потерял все полученные плюшки, кроме ранга, и получил издевательски выглядящее дополнительное сообщение:
Поощрение. Совет принят Системой. Осталось 140 очков советника до следующего звания.
— Подобное я практически инициировал однажды. Система обещала, когда Мир был ещё не отлажен, выполнить просьбы, которые несчастные потерявшиеся персонажи высказали мне, как админу, таким образом, чтобы у других не было соблазна пытаться склонить админов к коррупции. Так что мне будет всего лишь кара Судьбы за содеянное, — стоически ответил Юрий.
— Не геройствуй глупо. Там ты минимальным злом исправил большее и весьма ядовитое, которое проникало во все виртуальные миры. Тем более что большинство просьб были наверняка глупыми или недобрыми.
Юрий задумался.
— Вы с Системой загнали меня в тупик. Пойду на пытку.
Саша получил обратно все плюшки, а Юрию обещали внеочередное звание старшего 9-го ранга после завершения теста и дополнительные вознаграждения по его итогам.
— Тест я буду проходить в большом Мире. Оба прежних были в мирке и представлены достаточно примитивной моделью персонажа, видимо, только разум и интуиция остались почти целыми. А на мне придётся проверить всё и по максимуму, — ныряя с головой в ледяную воду будущего, добавил Юрий.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.