Задание #4: Структура и план
 

Задание #4: Структура и план

1 декабря 2015, 09:30 /
+26

Это страшное слово «структура» — без нее никуда. В каждой сцене, в каждой главе и во всем произведении должна быть структура. Ни одного лишнего слова, ни одного лишнего описания или героя — все должно двигать сюжет, раскрывать идеи, максимально полно создавать картинку в голове читателя.

Многие не любят работать по плану — скучно, убивает творчество. Но что если сам процесс планирования сделать процессом творческим? Пусть меняется план, пусть сцены переходят из главы в главу, а мы будем за этим удобно следить. С такой штукой всегда можно легко вернуться в процесс или взглянуть на произведение целиком.

 

Это задание на весь декабрь — не спешим и помогаем друг другу.

 

Список заданий на сессию

Список заданий на сессию

Полный список заданий на весь год. Этот блок будет в каждом задании, в него будут добавляться ссылки, а активное задание (на текущий месяц) выделяется жирным.

1. Задумка

2. Мир и матчасть

3. Герои

4. Структура и план

5. Конфликты и перспектива (точка зрения)

6. Язык и стиль, описания

7. Диалоги

8. Синопсис, аннотация

 

Правила выполнения заданий

Правила выполнения заданий

1. Участники публикуют работы по заданиям отдельными темами в блоге "Упражнения".

Оффтопик

Рекомендовано (но не обязательно):

Название темы = <Имя автора>. РАБОТА ПО ЗАДАНИЮ #<Номер задания>: "<Название задания>"

Метки= клуб романистов, сессия 2, работа по заданию <Номер задания>

 

Обязательно (!) ставим галочку «топик на главной странице НЕ ВЫВОДИТЬ»

 

2. Рекомендуемый объем задания не больше 6 000 знаков с пробелами. При необходимости объем можно превысить, но помните о том, что длинные задания участникам читать будет затруднительно.

 

3. Дополнительные рассуждения по теме, рисунки, материалы работы так же хорошо включать в работу — все то, что не вписывается в обязательные формы заданий.

4. В основной теме задания участники добавляют комментарии со ссылкой на тему в блоге.

5. Обсуждение работ других участников, голосование плюсами/минусами и помощь приветствуются.

6. Обсуждаем задания по ссылкам (т.е. в отдельных топиках), тему с заданием неперегружаем.

7. Соблюдаем «тишину» — флуд сводим к минимуму.

 

Оценка заданий

 

1. За выполнение упражнения участник получает несколько баллов. Точное количество указывается рядом с заданием.

2. За комментарий к чужому заданию длинной от 300 знаков с пробелами добавляется 1 балл.

3. Ответственный за задания собирает ссылки в тексте топика и подсчитывает набранные участниками баллы. По итогам месяца объявляет топ участников, набравших наибольшее количество баллов.

 

Построение сюжета

Человеческая жизнь — это цепь событий, в которой причины и следствия не всегда ясны. В литературном произведении все логически связано: одно вытекает из другого; все лишнее, не имеющее отношения к действию, отсекается.

Логическая последовательность действий героев — это и есть сюжет произведения.

Событие — изменение внешней или внутренней среды, которое приводит к переоценке ценностей и изменению мотивации.

Т.е. не каждая сцена в произведении — событие. Но если сцена не событие, то скорее всего ее стоит выкинуть.

В каждой ситуации выбора необходимо внешнее давление.

Событие меняет вектор движения, и в итоге финал не равен исходной цели.

Свойства события:

• неотменяемость

• непредсказуемость

• уникальность

Ссылка

Элементы сюжета

1. Экспозиция — время, место действия, состав и взаимоотношения персонажей.

Экспозиция — в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющей начало развертывания фабульного действия. Располагается в начале, реже в середине или конце произведения. Если экспозиция помещается в начале произведения, она называется прямой, если в середине — задержанной.

Элементы экспозиции — частые гости в камерных детективах. Действительно, начало произведения — самое удачное место для экспозиции, но если она по воле автора располагается в другом месте, это вызывает повышенный интерес у читающего, потому что, как правило, автор должен разумно объяснить, насколько это важно.

2. Завязка — событие, которое провоцирует развитие конфликта.

Является началом (завязыванием) действия (развития фабулы).

3. Нарастающее действие (развитие) — череда событий, которая берет начало от конфликта. Действие нарастает и достигает пика в точке кульминации.

4. Кризис — конфликт достигает пика. Противоборствующие стороны встречаются лицом к лицу. Кризис имеет место либо непосредственно перед кульминацией, либо одновременно с ней.

5. Кульминация является результатом кризиса. Зачастую это самый интересный и значительный момент в произведении. Герой либо ломается, либо сжимает зубы и готовится идти до конца.

Кульминация — момент наивысшего напряжения в развитии действия, максимально обостряющий художественный конфликт. В кульминации происходит или намечается перелом, подготавливающий развязку.

Кульминация с развязкой ходят, крепко держась за руку, и чтобы грамотно разорвать их, требуется сюжет не дюжинной мощи.

6. Нисходящее действие — череда событий или действий героев, ведущая к развязке.

7. Развязка — конфликт разрешается: герой либо добивается поставленной цели, либо остается ни с чем, либо гибнет.

Развязка — это результат действий персонажей и никак иначе. В античных пьесах все проблемы могло разрешить божество, спущенное на сцену на веревочках. С тех пор нелепый финал, когда все конфликты устраняются мановением жезла колдуна, ангела или начальника, называется бог из машины. То, что подходило древним, только раздражает современников.

Ссылка

1.Составляем план — стоимость задания 2 балла

Составляем план нашего произведения. По нему очень удобно будет проверять, нет ли в уже написанном черновике провисов сюжета и незавершенных сюжетных линий, так что не ленитесь его сделать.

Форма для выполнения задания (часть 1)

Форма для выполнения задания (часть 1)

<b>Работа по заданию, часть #1. План </b>
<b><u>Экспозиция</u></b>
<b>Глава </b><Название главы>
<b>Событие 1</b>
<b>Событие 2</b>
…
<b><u>Завязка</u></b>
<b>Глава </b><Название главы>
<b>Событие 1</b>
<b>Событие 2</b>
…
<b><u>Развитие</u></b>
<b>Глава </b><Название главы>
<b>Событие 1</b>
<b>Событие 2</b>
…
<b><u>Кризис</u></b>
<b>Глава </b><Название главы>
<b>Событие 1</b>
<b>Событие 2</b>
…
<b><u>Кульминация</u></b>
<b>Глава </b><Название главы>
<b>Событие 1</b>
<b>Событие 2</b>
…
<b><u>Развязка</u></b>
<b>Глава </b><Название главы>
<b>Событие 1</b>
<b>Событие 2</b>
…
<i>Все ли линии завершены? </i>
<i>Можно ли удалить какие-то из событий, не изменив при этом сюжет?</i>

2. Составляем график напряженности сюжета — стоимость задания 2 балла

Композиция обусловливает формирование интереса читателя. Интересная завязка заинтересовывает человека, побуждает его читать дальше. Перипетии, каждая из которых увеличивает напряжённость конфликта, усиливает интерес, который достигает максимума в момент кульминации. Развязка разрешает конфликт и понижает напряжённость сюжета. Интерес читателя удовлетворён и снижается.

Если композиция будет нарушена, то интерес читателя, скорее всего, снизится. Человек закроет книгу и забудет о ней.

Для примерной оценки напряжённости сюжета условимся, что каждая перипетия будет добавлять сюжету 2 балла напряжённости, каждая разрешённая перипетия станет отнимать 2 балла, а каждая частично разрешённая – отнимать 1 балл.

Ссылка

3. Анализ сцены — стоимость задания 2 балла

Проанализируйте любую, можно самую проблемную, сцену из своего романа (можно заодно проанализировать сцену из романа соседа для тренировки).

Форма для выполнения задания (часть 3)

Форма для выполнения задания (часть 3)

<u><b>Работа по заданию, часть #3. Анализ сцены </b></u>
<b>Время и место действия, продолжительность</b>
<b>Участники</b>
<b>Конфликты</b>
<b>События</b> (Все ли важны и нужны? Или что-то можно выкинуть? Например, переходы из одного крыла здания в другое, если они не содержат ценной характеризующей или сюжетной информации).
<b>Цели персонажей и достигнутый результат</b>
<b>Изменение эмоционального настроения</b>
<b>Изменение мотивации</b> (вывод)

 

Что почитать?

Что почитать?

 

1. Юрген Вольф. Школа литературного мастерства

Глава 5. Волшебный вопрос «Почему»

 

Применение техники «Почему?» для создания сюжета
Другой полезный вопрос «Что может произойти потом?»

Глава 7. Секреты захватывающей истории

 

2. Найджел Ватс. Как написать повесть

 

Глава 3. ФАБУЛА

Глава 4. ВОСЬМИПУНКТОВАЯ ДУГА

Глава 5. ВТОРОСТЕПЕННЫЙ СЮЖЕТ И СИМВОЛИЧНОСТЬ

 

3. Джеймс Фрэй. Как написать гениальный роман

 

II. Три золотых правила писателя: конфликт! конфликт! конфликт! (53 — 76 страница)

IV. Принципы построения сюжета (109 — 126 страница)

 

4. Роберт Макки. История на миллион долларов.

 

Часть 3. СТРУКТУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИСТОРИИ

 

5. Как написать идеальную сцену

 

6. Блэк Снайдер. Спасите котика

Глава «Разбор полетов»

 

 

обсуждения приветствуются в темах по ссылкам

Удачи! Спрашивайте, помогайте друг другу, предлагайте — будем менять или расширять задание, если нужно.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль