UPD. Четвертым пунктом добавлена карта-схема связей между персонажами.
Задание в этот раз одно из самых интересных — мы будем с любовью прорисовывать наших дорогих героев.
Любая история создается героями и ради героев. Они раскрывают наши цели и идеи, они захватывают читателей, они рождаются, и умирают, и проживают наши сюжеты.
Без качественных «многомерных» героев произведение обречено.
Но что делать, если герой разваливается на кусочки?
Или бледный, не цепляет? Или стандартный?
Или противоречивый через край?
Есть очень много методов проработки героев.
Это задание на весь ноябрь — не спешим и помогаем друг другу.
Список заданий на сессию
Полный список заданий на весь год. Этот блок будет в каждом задании, в него будут добавляться ссылки, а активное задание (на текущий месяц) выделяется жирным.
1. Задумка
3. Герои
4. Структура и план
5. Конфликты и перспектива (точка зрения)
6. Язык и стиль, описания
7. Диалоги
8. Синопсис, аннотация
Правила выполнения заданий
1. Участники публикуют работы по заданиям отдельными темами в блоге "Упражнения".
Рекомендовано (но не обязательно):
Название темы = <Имя автора>. РАБОТА ПО ЗАДАНИЮ #<Номер задания>: "<Название задания>"
Метки= клуб романистов, сессия 2, работа по заданию <Номер задания>
Обязательно (!) ставим галочку «топик на главной странице НЕ ВЫВОДИТЬ»
2. Рекомендуемый объем задания не больше 6 000 знаков с пробелами. При необходимости объем можно превысить, но помните о том, что длинные задания участникам читать будет затруднительно.
3. Дополнительные рассуждения по теме, рисунки, материалы работы так же хорошо включать в работу — все то, что не вписывается в обязательные формы заданий.
4. В основной теме задания участники добавляют комментарии со ссылкой на тему в блоге.
5. Обсуждение работ других участников, голосование плюсами/минусами и помощь приветствуются.
6. Обсуждаем задания по ссылкам (т.е. в отдельных топиках), тему с заданием не
7. Соблюдаем «тишину» — флуд сводим к минимуму.
Оценка заданий
1. За выполнение упражнения участник получает несколько баллов. Точное количество указывается рядом с заданием.
2. За комментарий к чужому заданию длинной от 300 знаков с пробелами добавляется 1 балл.
3. Ответственный за задания собирает ссылки в тексте топика и подсчитывает набранные участниками баллы. По итогам месяца объявляет топ участников, набравших наибольшее количество баллов.
О героях
Здесь я собрала короткий конспект на тему «герой», кому интересно подробнее — см. секцию «Что почитать?»
Хороший Герой Это
— неотъемлемая часть фабулы
— вызывает симпатию или эмпатию, но главное — интерес
— обязательно «настоящий»
— внешность — строится яркими штрихами, подается в действии лишние детали лучше опустить
— характер проявляется во время принятия критических решений
— изменяется от начала до конца произведения
— четкая мотивация (что хочет? что не хочет?) и определенная непредсказуемость
— внутренний конфликт (иначе плоский герой)
— цельность: герой ярче, определеннее, интереснее живого человека
Архетипами нужно пользоваться осознанно, а стереотипов — избегать.
Плоские герои могут сгодиться для второго/третьего плана.
Каждый герой — часть писателя.
Героев нужно любить, а историю нужно проживать вместе с героями.
Заимствовать из реальности героев можно, но лучше давать их определенную свободу развиваться самостоятельно.
Семь техник создания героя
1. Описание внешности.
2. Мнение рассказчика.
3. Действие.
4. Ассоциации.
5. Представление мыслей героя.
6. Речь.
7. Мысли и мнение других героев
При этом описание лучше давать через действие, авторским мнением не давить, ассоциациями пользоваться с оглядкой.
Проработка героев
А теперь упражнения. Упражняться тут можно до бесконечности, а потому даже и не пытайтесь сделать все — только то, в чем чувствуете потребность.
1. Анкета — стоимость задания 2 балла
Метод трудоемкий и для любителей систематизации. Составить полноценную анкету на каждого героя — практически нереально, но для основных героев — вполне.
Варианты выполнения:
<i>Анкета персонажа</i>
<b>Имя:</b>
<b><i>Внешность:</i></b>
<b>Объективное описание внешности:</b>
<b>Предпочитаемая одежда:</b>
<b>Каким герой видит себя и каким его видят окружающие:</b>
<b>Описания из текста:</b>
<b><u>Характер:</u></b>
<b>Сильные стороны:</b>
<b>Слабые стороны:</b>
<b>Внутренние конфликты:</b>
<b>Внешние конфликты:</b>
<b>Цели и мотивация для их достижения:</b>
<b>Конфликт желаний (чего хочет герой) / потребностей (что ему на самом деле нужно): </b>
<b>Чего удалось достигнуть:</b>
<b>В чем герой потерпел поражение:</b>
<b><u>Биография:</u></b>
<b>Ключевые истории жизни: </b><i>родился, учился, вырос, детство, родители, воспитание, друзья, приключения, работа, карьера, влюбился, женился, дети, внуки и т.д., желательно в хронологическом порядке с датами.</i>
<b><u>Другое:</u></b>
<b>Личные вещи:</b>
<b>Дом / комната:</b>
<b>Привычки и хобби:</b>
<b>Речевые особенности:</b>
<b>Прочее:</b>
<b><u>Характеризующий эпизод:</u></b>
<b><u>Идея, которую несет герой в рамках произведения:</u></b>
Удалите любой пункт или добавьте сколько угодно новых пунктов. Можете скопировать карточку в ворд или в эксель. Организуйте ее так, чтобы было понятно, просто и удобно именно вам.
II. Полная анкета из книжки
При желании можете взять анкету из любого источника, например, книжка Юргена Вольфа, страница 114 — 116
III. Свободная форма
Придумайте свою анкету, свою форму и поделитесь с нами.
2. Визуализация — стоимость задания 2 балла
Если вы не любите систематизацию, но склонны к работе с интуицией и подсознанием, то попробуйте технику, описанную на страницах 117 — 119 книжки Юргена Вольфа.
Лучше почитайте там, но если в двух словах, то:
1. Закрываете глаза
2. Представляете, что приходите к герою домой (или где он живет)
3. Изучаете обстановку, запоминаете мелочи и детали
4. Ваша задача — найти фото, на котором изображен важный момент из жизни героя
Где вы нашли фото?
Что там изображено?
Если «фото» выпадает из вашего мира, то пусть это будет рисунок, дневник, заметка, голограмма — все, что угодно.
О результатах расскажите нам — любопытно же!
3. Сцена не из романа — стоимость задания 2 балла
Если у вас проблемный герой — не фокальный, не главный, то напишите сцену его глазами. Пусть это не войдет в роман, но это очень сблизит вас с героем.
Или напишите сцену из далекого прошлого героя — проживите важный для него момент вместе с ним.
Или опишите рассказ от первого лица о том, как живется герою на страницах вашего романа.
Или как жилось до того, как началось действие.
Используйте разные техники подачи героя (описание, действие, мысли, речь и т.д.)
В общем — никаких ограничений. Просто пообщайтесь с вашими не-главными героями и поделитесь.
4. Карта-схема взаимоотношений персонажей
Sv. I. поделилась с нами картой-схемой взаимоотношений между персонажами. Из новеллизации сериала «Твин Пикс» Д. Линча:
Наглядно показывает кто есть кто в вашем романе. Предлагаю не полениться и сделать. Можно в фотошопе, а можно и в ворде с использованием автофигур.
Что почитать?
Все еще рекомендую все-таки читать теорию, особенно тем, кто не доволен своими текстами — учиться никогда никому не поздно. Поэтому я специально потратила время, подобрала разные варианты, указала конкретные страницы и даже не поленилась выложить все ссылки, чтобы вам не нужно было ничего искать — просто кликаешь ссылку, вводишь пароль, открываешь нужную страницу и читаешь.
1. Юрген Вольф. Школа литературного мастерства Глава 6. Создание ярких образов (109 — 138 страница)
2. Найджел Ватс. Как написать повесть
Дополнительно
3. Джеймс Фрэй. Как написать гениальный роман I. Поговорим о персонажах (7 — 21 страница)
4. Роберт Макки. История на миллион долларов. Глава 17. Персонаж (252 — 275 страницы)
Обсуждения приветствуются в темах по ссылкам.
Удачи! Читайте дидактическую литературу, спрашивайте, помогайте друг другу, предлагайте — будем менять или расширять задание, если нужно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.