После того, как мы определились с задумкой и сюжетными линиями нашего будущего произведения, необходимо проработать декорации, в которых он будет происходить.
Список заданий на сессию
Полный список заданий на весь год. Этот блок будет в каждом задании, в него будут добавляться ссылки, а активное задание (на текущий месяц) выделяется жирным.
1. Задумка
2. Мир и матчасть
3. Герои
4. Структура и план
5. Конфликты и перспектива (точка зрения)
6. Язык и стиль, описания
7. Диалоги
8. Синопсис, аннотация
Правила выполнения заданий
1. Участники публикуют работы по заданиям отдельными темами в блоге "Упражнения".
Рекомендовано (но не обязательно):
Название темы = <Имя автора>. РАБОТА ПО ЗАДАНИЮ #<Номер задания>: "<Название задания>"
Метки= клуб романистов, сессия 2, работа по заданию <Номер задания>
Обязательно (!) ставим галочку «топик на главной странице НЕ ВЫВОДИТЬ»
2. Рекомендуемый объем задания не больше 6 000 знаков с пробелами. При необходимости объем можно превысить, но помните о том, что длинные задания участникам читать будет затруднительно.
3. Дополнительные рассуждения по теме, рисунки, материалы работы так же хорошо включать в работу — все то, что не вписывается в обязательные формы заданий.
4. В основной теме задания участники добавляют комментарии со ссылкой на тему в блоге.
5. Обсуждение работ других участников, голосование плюсами/минусами и помощь приветствуются.
6. Обсуждаем задания по ссылкам (т.е. в отдельных топиках), тему с заданием не перегружаем.
7. Соблюдаем «тишину» — флуд сводим к минимуму.
Оценка заданий
1. За выполнение упражнения участник получает несколько баллов. Точное количество указывается рядом с заданием.
2. За комментарий к чужому заданию длинной от 300 знаков с пробелами добавляется 1 балл.
3. Ответственный за задания собирает ссылки в тексте топика и подсчитывает набранные участниками баллы. По итогам месяца объявляет топ участников, набравших наибольшее количество баллов.
Проработка мира (стоимость задания – 2 балла)
Так как декорации разнятся в зависимости от выбранного вами метода (реалистического, фантастического-рационального или фантастического-иррационального), то и описывать их придется по разным схемам. Ниже я предлагаю схемы, составленные мной, но при желании можно придумать что-то свое, что подходит именно вам, потому что вариантов построения мира может быть великое множество. Можете проработать и скрупулезно заполнить все пункты, можете только необходимую вам часть, а можете предложить и свою оригинальную схему выполнения этого задания. Это будет вам только в плюс.
Самое главное в каждой схеме ответить на вопрос, как вся эта информация будет дальше отображена или задействована в сюжете, как будет влиять на конфликты и жизнь персонажей.
Работа на данном этапе не только сэкономит вам кучу времени, но и поможет избежать досадных провалов в логике и матчасти, но и проанализировать, насколько рационально использованы ваши оригинальные наработки.
Для реализма:
Составить эту форму мне было сложнее всего, потому прорабатывать мир для объемных реалистических произведений мне ни разу не приходилось. Поэтому здесь могут попасться нюансы, которые я не учла. Если вы найдете такие и предложите собственный вариант выполнения задания, я буду только рада.
<b>Работа по заданию, часть #1 Проработка мира (реализм)</b>:
<b>Место (Страна, город, улица, двор, дом, квартира)</b>: опишите основные локации
<b>Время</b>: (в какую эпоху происходят события – Великая депрессия в США, Вторая мировая война в Европе, перестройка в СССР, лихие 90ые в России и т.д.)
<b>Социальный статус персонажей и отношение к ним в обществе</b>:
<b>Быт героев:</b> (особенности повседневной жизни персонажей)
<b>Особенности их профессии / занятий</b>:
<b>Все, что нужно проработать для сюжета</b>:
Для фантастики
Основополагающим элементом фантастических жанров, отличающих его от реализма, является фантастическое допущение. Это литературный прием, заключающийся во введении в историю элемента, который не встречается или принципиально невозможен в реальности.
Виды:
1. Научно-фантастическое — добавляет в сюжет некое научное нововведение.
Делится на два подвида:
1.1. Естественнонаучное — разнообразные технические изобретения, либо открытия в области точных и естественных наук. Область распространения – «твердая» научная фантастика.
1.2. Гуманитарно-научное — допущение в области социологии, истории, политики, психологии, религии. Введение новых моделей общества или сознания. Характерно для утопий, антиутопий, социальной фантастики.
2. Футурологическое допущение — или перенесение действия в будущее. Широко распространено в научной фантастике.
3. Фольклорное допущение — введение в произведение существ, предметов, явлений из человеческой мифологии. Характерно для фэнтези и мистики.
4. Миротворческое допущение — перенесение действия в полностью вымышленный мир. Используется в фэнтези.
5. Мистическое допущение — привносит в сюжет фантастический фактор, которому не дается научного или рационального объяснения. Применяется в мистике и в различного рода ужастиках.
6. Фантасмагорическое допущение — введение в историю элемента, противоречащего любому здравому смыслу и не способного в принципе иметь никакого разумного объяснения.
Здесь необходимо описать, как фантдопущение влияет на мир в целом и на жизнь персонажей в частности. Важен системный подход, чтобы фантдоп органично и логично вписался в ваш мир. С другой стороны, часто бывает, что в романе заявлен амбициозный фантдоп, но автор не использует его в полную силу и не раскрывает его. Тогда фантдоп остается чуждым элементом, который легко можно изъять из сюжета. Поэтому после того, как вы опишите ваш фантдоп и его влияние на мир истории, необходимо будет проанализировать свой будущий текст на предмет того, когда и для чего будет использован фантдоп в сюжете. Для романов жанре альтернативной истории фантдоп можно заменить на точку бифуркации (развилки).
<b>Работа по заданию, часть #1 Проработка мира (фантастика)</b>:
<b>Описание фантдопа</b>:
<b>Как он влияет на мир</b>:
<b>Как он раскрыт в тексте / влияет на сюжет, конфликты, персонажей</b>
(можно с указанием сцен, в которых он задействован)
Для фэнтези:
В фэнтези чаще всего фантдопом является сам фэнтезийный мир. Поэтому здесь предлагаю проработать его по сходной схеме:
<b>Работа по заданию, часть #1 Проработка мира (фэнтези)</b>:
<b>1. Космогония</b> (как был сотворен мир)
<b>2. Теогония</b> (как появились боги)
<b>3. Антропогония</b> (как появился человек)
<b>4. Мифы </b> (отголоски событий, происходивших в мире до возникновения письменных исторических хроник)
<b>5. История</b> (хронология ключевых событий, происходивших в мире до начала повествования)
<b>6. Страны</b>
<ul>
<li><b>Сходство с нашим миром </b>(эпоха, этнос, культура)</li>
<li><b>География</b> (климат, рельеф, природные ресурсы, флора и фауна, населенные пункты)</li>
<li><b>Экономика</b> (основные виды хозяйственной деятельности, доход страны, уровень научно-технического развития)</li>
<li><b>Политика (внутренняя и внешняя) и государственный строй</b> </li>
<li><b>Социальное устройство</b> (уровень общественного развития, слои, касты, возможные социальные лифты, социальные институты, семья как ячейка общества, воспитание детей и т.п.)</li>
<li><b>Религия </b>(уровень духовного развития, система духовных и морально-этических взглядов, традиции, обряды, праздники, календарь)</li>
</ul>
<b>7. Магия и сверхъестественные существа</b>
<b>8. Прочее, что кажется важным</b>
<b>9. Как это все задействовано и насколько глубоко отражается в тексте, влияет на сюжет, персонажей, конфликты?</b>
Полезные советы по созданию миров фэнтези:
30 дней создания мира от Stephanie Bryant
Создание миров в фэнтези и фантастике. Перевод (M.Liljenberg)
Рисуем карту (стоимость задания – 2 балла)
При необходимости можно нарисовать карту вашего мира. Конечно, если умеете рисовать — вам несказанно повезло, рисуйте от руки и выкладывайте сканы или фотографии. Для тех, кому повезло меньше, но карту все-таки хочется, рекомендую вот эту статью:
www.drawmaster.ru/248-kak-sozdat-pridumannuyu-geograficheskuyu-kartu.html
Если у вас есть простые, но мощные редакторы карт, поделитесь ссылками!
И, напоследок, для вдохновения на создание карт и миров:
Роберт Луис Стивенсон. Моя первая книга «Остров сокровищ»
Изучаем матчасть (каждая ссылка – 1 балл)
Здесь я хочу попросить каждого из вас поделиться ссылками на материалы по матчасти, которая может понадобиться вам для работы над текстом. К примеру, книги и статьи о какой-либо исторической эпохе, военной тактике, судебной медицине или о выращивании штаммов в пробирке. Материалы по лит. мастерству бы тоже пригодились. Все, что угодно, чем бы вы смогли поделиться с коллегами-авторами. Все будет любопытно и даже полезно, потому что первая заповедь хорошего писателя – это всесторонняя эрудиция!
Также если вы являетесь экспертом в какой-либо области и готовы проконсультировать авторов по поводу отображения этой сферы жизни в их книгах, пожалуйста, сообщите нам об этом.
По завершении месяца мы сделаем общий топик со всеми присланными вами ссылками и информацией, а также с именами экспертов, готовых помочь авторам.
<b>Работа по заданию, часть #3 матчасть</b>:
<u>Книги</u>
<b>Область:</b>
<b>Название материала:</b>
<b>Ссылка:</b>
<b>Ваш краткий комментарий </b>(ваше мнение о книге или статье может быть и отрицательным, как предупреждение для остальных о том, что основываться на этих материалах не стоит):
<u>Эксперт</u>
<b>Область:</b>
<b>Коротко о себе в этой области:</b>
<b>Чем можете помочь:</b>
Дополнительная литература по теме
1. Роберт Макки. История на миллион долларов. Глава 3. Структура и сеттинг
2. Найджел Ватс. Как написать повесть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.