avatar
74.91

Школа Начинающего Автора

Здесь размещаются материалы, связанные с проектом «Школа Начинающего Автора»

Собрано много полезных материалов для начинающих авторов — советы по стилистике, построению диалогов, литературные приемы, как обращаться с вашими героями и многое другое — то, что поможет вам отточить авторское мастерство.

Куратор — Ольга Ворон.

Подробней ↓

О диалогах

+14

Диалоги — это одно из самых проблемных мест в рукописях начинающих писателей. Как всегда, наиболее распространенная ошибка — это избыточность: ненужные описания, ненужные реплики, ненужные «украшательства». В диалогах особенно важно соблюдать принцип «Краткость — сестра таланта». Помните, что несколько лишних слов могут сделать разговор героев вялым или смехотворно вычурным.

Рассмотрим типичные ошибки:

ЗАТЯНУТОСТЬ

Непрерывный диалог не должен быть слишком длинным, иначе это замедляет динамику произведения. Разговор героев подразумевает реальное течение времени, тогда как в целом сюжет развивается намного быстрее.

Если продолжительный диалог все же необходим, то его следует разбавлять — например, описанием действий, эмоций героя и т.п. Блестящий пример хорошо выписанного диалога — сцена обеда профессора Преображенского и доктора Борменталя в «Собачьем сердце» Булгакова.

Еще один способ скрасить длинный диалог — пересказать его отдельные части:

 

Герой плохой, герой хороший. О мотивации.

Следующий из распространенных авторских грехов – недостаточная мотивация героев, причем речь не идет о героях второго или третьего плана, зачастую появляющихся лишь потому, что они нужны автору, и исчезающих после того, как эта необходимость отпадает. Речь о героях первого плана, о тех, кто творит добро, и о тех, кто мешает творить добро. Введем условные обозначения: первый – Герой, второй – Злодей.

Начнем с Героя.

Итак, как правило это обычный человек, без серьезных психических отклонений, мешающих наслаждаться жизнью. Отсюда вопрос, что может заставить такого вот обычного человека бросить свою обычную жизнь с обычным домом и обычной работой и отправиться спасать мир, который, весьма вероятно, в спасении не нуждается, зато в процессе оного Герой рискует обзавестись комплектом шрамов разной степени давности, списком совершенный подвигов, десятком-другим убитых чудовищ, и одним-двумя геройски погибшими друзьями. Так вот, возникает

Итак, у вас в голове есть замечательная история: главный герой, основной сюжет, готовый мир, а может вы даже успели набросать пару сцен. Но чего-то все равно не хватает. То ли диалоги не выглядят убедительными, то ли сценам не хватает реалистичности. Так вот, эта статья для тех из вас, кто увяз в своей истории и нуждается в парочке коротких и действенных советов. Надеюсь, вам это поможет. В целом, можно назвать это литературными приемами.

Описания

Если у вас возникли проблемы с описанием, постарайтесь зафиксировать в своей голове место действия в самых общих чертах. Что вы пытаетесь описать? Какая стоит погода? Сколько людей находятся в этом месте? Какая обстановка? Вам не нужно особо вдаваться в детали, но ваши читатели должны получить мысленную картину происходящего. Я обычно делаю упор на три главных характеристики: место действия, общее расположение людей или предметов и чем занимается главный герой или как он/она выглядит.

«Город был ярким и суетливым; даже слабого дуновения ветерка не пробегало по

Краткость – сестра таланта
(А.П.Чехов)

Написать длинно – не составляет труда. Написать кратко – требует необычайных усилий. В кратком произведении сразу видны все его достоинства и недостатки, оно, как генеральный срез с пласта вашего умения оперировать словом, вашего видения мира, вашей способности удержать читателя и донести до него свою идею, структурированную, логически обоснованную и… интересную не только вам одному. Даже если вы твердо решили стать писателем-романистом, попробовать себя в жанре рассказа необходимо. Малая форма коварна, капризна и требует он автора максимальной отдачи. Не секрет, что многие знаменитые авторы открыто признают, что создание хорошего, законченного по смыслу и содержанию рассказа порой отнимает у них больше сил, чем работа над большой книгой.

«Конечно, вы потратите на рассказ не так уж много времени, но не забывайте: он должен быть настолько продуман, завершен и оригинален по своей сути, чтобы его можно было сравнить с

Стилистика начинающего автора

Вечный ученик (предисловие)

Так получилось, что за последний год я принял активное участие в нескольких сетевых конкурсах; какие-то из них я отсудил в качестве жюри, в иных участвовал как рядовой конкурсант. Мне пришлось прочесть несколько сотен произведений начинающих авторов; прочесть внимательно, вникнуть в них, разобраться в сюжете и стиле. Это оказалось неожиданно увлекательным делом: разбирая чужие ошибки, пытаясь их осознать, исправить, я задумался: «А что же я? Как же пишу я сам?» Выяснилось, что безобразно. Это откровение меня поразило до глубины души, поразило и заставило призадуматься.

Пришла пора взяться за учебники, за критические статьи опытных литераторов; я отказался от бессистемного чтения и принялся штудировать классиков, разбирая их творчество, особенности стиля. Очень скоро стало очевидно, что большинство начинающих авторов (и я в том числе) допускают одни и те же ошибки. Эти ошибки механистичны; чтобы

О герое

+3

Размышлял на животрепещущую тему – почему мне так сложно себя заставить читать русскоязычных серийных авторов? Вроде и идеи есть толковые, сюжет динамичный – бегают, стреляют, кричат, плюс мир яркий и детальный, но что-то отвращает. Ведь не русский же язык? Нет! Внезапно меня осенило – главные герои какие-то аморфные, вроде общепитовских тефтелек – без вкуса, цвета и запаха. Негодяи еще туда-сюда, персонажи второго плана очень даже, а с положительными героями просто беда. Даже на пресловутых мери-cью не тянут…

Вроде все авторы не дураки, понимают, что герой должен быть благородный, честный, отважный, оч.умный, сильный, шутить смешные шутки, лицо иметь «такое… бабам нравится» © и вообще быть мускулистым брюнетом, но…. С одной стороны его десять лет учили в школе, что герой — «типичный представитель», а с другой – пугали на форумах и конвентах – никаких супер-героев из комиксов, они все — инфантильные мери-сью! В итоге автор оставляет из геройского образа только брюнета,

Идея написать про точку зрения возникла так.

Римма Малова в одном из топиков «Мастерской форума ЭКСМО» сказала: «Действительно, по-моему весьма интересно, когда повествование ведется глазами какого-то персонажа.»

Меня в тот момент это поразило чрезвычайно. Я за годы писания на английском языке привыкла к тому, что вопрос «чьими глазами» — это привычный, ежедневно необходимый выбор каждого автора. Знание и применение POV (point of view, то есть дословно «точки зрения» литературного персонажа) на Западе считается самым главным навыком будущего писателя. Это — первое, чему он учится в любом любительском литературном кружке. И когда я решила «подчитать литературку» на этот предмет на русском языке, я ужаснулась — у нас материалов об этом практически нет!

Действительно, в русскоязычной писательской среде вопрос «точки зрения» (то есть чьими глазами мы «смотрим» на происходящее в книге), похоже, считается сугубо теоретическим — литературоведческим. Мол,

КАК ПИСАТЬ ЭКШН

Итак, если Вы читаете эту статью, Вы, вероятно, кое-что знаете о том, как нужно хорошо писать. Возможно, у Вас есть сюжет. У вас в голове есть готовые сцены. Быть может, у вас вообще уже все готово и вы просматриваете свою работу. Но все еще что-то не так с динамическими сценами. Они перенесены на бумагу в точности так, как сложились у вас в голове, во всех деталях. И все же – до слез обидно – вместо экшна Вы имеете сцену, не производящую иного впечатления, кроме ощущения мирного восхода солнца.

Экшн состоит из быстрой смены действий, нечто прямо противоположное медленному восходу. Конечно, каждый знает это. Но всегда остается вопрос, как же описать эти действия правильно. Каждый из нас с этим когда-нибудь сталкивался, и некоторым людям может потребоваться много времени, чтобы понять, что нужно делать. А что происходит, как только они понимают? Решение кажется настолько очевидным, что они поражаются, как не видели его раньше.

Я приведу

Архитектоника — внешнее оформление текста. То есть, у Пушкина это, например, Онегинская строка.

Композиция — это сочетание, соотношение частей текста. Композиция помогает выразить содержание и показать авторское отношение к нему.

Сюжет — это система событий, которая служит для реализации конфликта и раскрытия характера персонажа. Его элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог (постпозиция)

Чем сюжет отличается от композиции? Композиция включает в себя еще и ряд внесюжетных элементов. Например: пейзаж, портрет, лирические отступления, интерьер, авторские описания.

Фабула — это материал, положенный в основу произведения. То есть, события в той последовательности, в которой они происходили бы в жизни.

Тема — жизненный материал, положенный в основу художественного текста.

Проблема — вопрос, который волнует художника и который он пытается разрешить художественными методами.

Идея же художественного произведения

Уважаемые «школьники»!

Вторая сессия будет проходить в ноябре.

 

Жанр: «боевая» направленность (военная хроника, история, боевик, приключения, боевая фантастика, боевое фентези и пр.)

Задача: пока не известна

Мастер: Игорь Перепелица

Самоопределение: последний самурай

Определение: Издающийся автор. Публикации в современных журналах. Лауреат премии «Серебряное перо Руси -2010». Лонг-лист Астафьевской премии-2011.

 

Гость: пока не известен

 

В этой теме ждём откликов — кто участвует.

Уважаемые коллеги!

Внимание!

Первая сессия.

 

Время проведения сессии.

Начало: 25 сентября 2011 года.

Выкладка произведений: 30 сентября 2011 года

Начало перекрёстной критики: 30 сентября 2011 года.

Окончание (предположительно): 7 октября 2011 года

Работа над ошибками: с 30 сентября по 14 октября 2011 года.

 

Задача сессии.

Жанр: фант-допущение (фентези, фантастика, мистика, сказка и пр.)

Сюжетная задача: Новая любовь.

Подробнее: Он/она — человек, она/он — нечеловек. Авторский взгляд на проблему взаимоотношений между представителями разных «рас»

 

Эксперты сессии.

Мастер сессии: Екатерина Лесина

Самоопределение: автор детективов/мистики

О мастере: fantlab.ru/autor11710

 

Гость сессии: Мааэринн

Самоопределение: дуэльный эксперт портала Эксмо-форум

 

В этой теме можно задавать вопросы по первой сессии.

Удачи всем

Уважаемые коллеги!

Предположительно 25 сентября 2011 года будет объявлена задача первой сессии.

Жанр: фантдопущение (т.е. фантастика, фентези, мистика, сказка — все подразделы)

Мастер: Екатерина Лесина

Самопредставление: автор детективов.

 

Желающих участвовать прошу записываться здесь.

Вопросы по задаче и прочему ТУТ прошу не задавать — для этого будет отдельная тема. Тут только анонс и запись!

Правила Школы

0

ШКОЛА НАЧИНАЮЩЕГО АВТОРА

1. Что такое Школа Начинающего Автора

a. Школа – блог закрытого типа. Но всем-всем рады! Для приёма в Школу достаточно регистрации и уведомления куратора ЛС о желании присоединиться.

b. Школа направлена на развитие способностей Авторов, обучение и воспитание качества написания, критики и восприятия критики.

c. Школа существует, пока есть ученики. Учителя найдутся.

d. Школа принимает в свои ряды законченных и только начинающих графоманов. Учиться тут можно до полного обМЭТРивания, после чего неизбежно будешь отчислен.

2. Общие моменты

a. Учёба производится по методу «ты – мне, я — тебе» и идёт в перекрёстной форме. Помните: ни одно графоманское творение ваших товарищей не должно уйти безнаказанным! Каждый должен прочитать каждого и дать свою оценку его работе. (при большом количестве учащихся в сессии «школьники» расходятся на круги, где и проводят критику друг друга)

b. Сессия – тур проведения Школы, ограниченный задачей и временем. Каждая сессия посвящается чему-то особенному – жанру, стилю, миру, целевой аудитории или конкретному Мастеру, который ведёт

 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль