Журналюга, как его назвал старший из сыновей первого Вожака, зашёл во двор, огляделся как-то настороженно и забрался в дальний конец лавки у стола под виноградом. Вообще, журналюги и другие чужаки часто приходили во двор – поговорить о собаках. Иногда с блокнотами, иногда с видеокамерами. Вожак не уставал терпеливо рассказывать всё, что знал о собаках. А знал он много, поэтому рассказывал долго и охотно.
– Интересно, они могут на меня наброситься? ¬– кивнул чужак в сторону четырёх собак во дворе.
– Могут, конечно, – улыбнулся Вожак. – Но только если ты меня атакуешь или если получат команду. А так боятся нечего. Они же видели наше рукопожатие, значит ты свой. Играются теперь спокойно.
– Насколько они надёжны? Могут случайно сорваться?
– Они очень надёжные. Думаю, как автомат Калашникова, – опять улыбнулся Вожак.
– Именно эти собаки или ротвейлеры вообще?
¬– У-у-у-у, батенька… Вопрос философский. Эти уж точно. Да и ротвейлеры вообще. Хотя нужно сделать поправку на генетику и воспитание.
– Как это?
– Попытаюсь объяснить. Знаешь такую машину – «Ауди ТТ»? Или «Субару Импреза»? Надёжные машины? Надёжные. Мощные, быстрые, красивые. А сколько людей на таких разбилось? Много. Я видел, как парень снёс забор через минуту после покупки «Форда» с косвордовским движком, за территорию салона не успел выехать. Машина сорвалась в юз. Вопрос – кто виноват? Машина? А может, она ненадёжная?
– Машина, пожалуй, не виновата.
– Точно, не виновата и надёжна. А такую ситуацию представь: хозяин той же «Импрезы» взял и по совету прохожего смазал тормозные колодки смазкой. Что смеёшься? Слишком дико звучит? А я знаю кучу примеров, когда по рекомендации «знающих людей» хозяева четырёхмесячного ротвейлера начинали его отрабатывать на рукав, злобить, другими словами. В итоге к двум годам получали безмозглого терминатора. Самое непонятное и неприятное для меня – то, что в итоге оставалась виноватой собака. Был случай, когда купленный у нас щенок в возрасте полутора лет сильно покусал хозяйского сына. Пришлось забрать в питомник. Так вот, пёс у нас провёл год, мы ни разу не слышали от него даже рыка. До сих пор уверен: собака с абсолютно нормальной психикой. Хотя факт есть факт – хозяйского сына он всё же покусал. Так что «делайте выводы, господа присяжные».
– Другими словами, собака как машина?
– Ну почему сразу машина? Собака, конечно же, не машина. Собака – это собака. Просто пример привёл такой. Купив компьютер, человек учится на нём работать. Купив машину, сдаёт на права. Но часто бывает так, что, купив собаку, начинающие вдруг решают, что они специалисты, и начинают воспитывать ротвейлера ПО СОБСТВЕННОЙ МЕТОДИКЕ. Или ещё хуже – вообще не воспитывают.
– Какой выход? Идти в клубы собаководства? Учиться? Обращаться к специалистам?
– Учиться, конечно. К сожалению, не факт, что клуб в этом поможет. Надо книги читать, с «бывалыми» разговаривать, в интернет чаще заходить, со специалистами общаться. Только не надо их путать с псевдоспециалистами.
– И все же, ротвейлер – жестокая охранная собака, чисто армейский пёс. Кто он – пастух, сторож, компаньон, нянька, спасатель? Почему его так любят и почему об этой породе пишут столько страшного?
– Сложно ответить одним словом. Ротвейлер – это… Читал Бушкова что-нибудь? У него есть герой – Мазур, спецназовец, побывал где только можно, из кучи сложных ситуаций вышел живым. Он образован, в меру циничен, бывает ворчлив, но всегда деятелен и силён. А если дело доходит до драки, ему нет равных. Наверное, кобель ротвейлер – вот такой. Суки обычно другие. Представь себе старого вояку – это и есть ротвейлер. Да, он ворчлив, но есть поговорка «Чем хуже характер, тем лучше работник». Нельзя сказать, что он очень пластичен и деликатен. Многие хозяева от радостного приветствия своих питомцев с ног валятся. Он не любит фамильярности, не любит, когда его попусту тревожат. Подача его лапы часто напоминает удар. Если коротко – то он, конечно же, «гипер», он НАСТОЯЩИЙ. А при этом в общении с ротвейлерами я никогда не сталкивался с подлостью, не встречался с ложью и лестью – они не заискивают, никогда не врут. Ротвейлер уверен в себе и знает, чего он стоит. А если доходит до дела, то шутить и пугать не будет, он будет убивать. Вообще, ротвейлеры-кобели – серьёзные ребята. Суки другие. Они очень любят своих хозяев-мужчин, очень им преданны, ласковы с ними. Они их ревнуют к посторонним, не любят с ними расставаться. Но при всём этом в деле они тоже очень хороши. Если обученная ротвейлерша охраняет территорию или хозяина, то, не побоюсь сказать, у обычного мужчины без спецподготовки нет шансов победить в единоборстве.
– Я ещё больше запутался, – признался чужак. – И всё же, эта порода – для города, для семьи или узкоспециализированная служебная?
– Если коротко, то порода хорошо впишется в обычную семью, если хозяева ПРАВИЛЬНО поймут эту породу, разберутся в ней и не будут делать ошибок.
– Какая главная ошибка?
– Если говорить о воспитании, то раннее озлобление. Дело в том, что они до года-полутора в большинстве случаев очень добрые и мягкие, а после полового созревания сильно меняются – становятся жёстче. Если начать злобить в юности, то, сами понимаете, пойдёт накладка, в итоге можно получить необузданного зверя. Мать-природа очень редко даёт в руки самодуру такую махину как ротвейлер. Он не любит фамильярности, он требует уважения. Подлец или негодяй не добьётся взаимопонимания, стопроцентного контакта. В жизни ведь ничего не бывает просто так, ко всему нужно идти, стремиться, а это сложно, это требует усилий. Закомплексованный, злой, слабый человек не может себя заставлять на протяжении многих лет прислушиваться, напрягаться, утруждаться! Поэтому его ротвейлер рано или поздно даст сбой, сорвётся. Если не ошибаюсь, в 94-м году в Киеве на серьёзной выставке я видел, как за неподчинение и последующую дисквалификацию хозяин стал пинать своего пса. Так вот, сотню против рубля ставлю, что у них совместная жизнь не сложилась, потому что он СЛАБАК и ПСИХОПАТ, а мать-природа ТАКИМ в руки ротвейлеров надолго не доверяет.
– Какой-то экстремизм слышится… Ротвейлеристы – это супернация что ли?
– Да какая супернация… Это закон сохранения энергии. Ничего не даётся просто так. Если хочешь добиться подчинения ротвейлера, нужно для начала научиться контролировать и понимать себя. Вот это я и хотел сказать, всего лишь. Всё просто.
– Вопрос с подвохом… Как вы относитесь к собачьим боям? И к участию в них ротвейлеров?
– Крайне отрицательно. Даже обсуждать не хочу эту тему.
– А какую роль в поведении собаки играет генетика?
– Здесь тоже всё просто. Речь идет о наследственности. Дефекты нервной системы предков, как известно, передаются по наследству. При выборе щенка нужно искать такого, который происходит от надёжных собак. Вот и всё…
– То есть нужно искать собаку с родословной?
– Родословная – это клубный документ, который подтверждает право собаки на племенное использование, в котором прописаны её предки до четвёртого поколения. Если речь идёт о покупке друга, без перспектив племенного разведения, то он вполне может быть без родословной. Например, щенок неплановой вязки или щенок с незначительным дефектом… А почему бы и нет?.. Главное, чтобы вы знали: в роду у него не было собак с неустойчивой психикой. А если продолжать эту тему, то даже наличие родословной не исключает наличие психических дефектов у предков.
– Примерно понял. Так где же лучше приобретать щенка?
– Идеальный вариант – племенной питомник. Даже в самом хорошем питомнике всегда есть щенки разной ценовой категории, от очень дешёвых до дорогих и очень дорогих. Неплохой вариант – купить в клубе. Можно купить и по объявлению. Хотя всё же лучше в питомнике, ведь хозяева питомников заботятся о добром имени, поэтому меньше обманывают клиентов. Да и претензии им легче предъявить.
– А что говорят о слабом здоровье?
– Действительно, в возрасте до года потерять рота легко. Успокаивает то, что сейчас появилось много качественных вакцин и иммуностимуляторов. Здесь опять повторюсь: нужно наблюдать за собакой. Не лениться заниматься её здоровьем, вовремя прививать, гонять глистов. В хорошем смысле БОЯТЬСЯ за её здоровье. Если появляются признаки нездоровья, нужно поднимать тревогу!
– Вам часто приходилось хоронить собак?
– К сожалению, да.
– Это страшно?
– Очень. Дико ощущать свою беспомощность. Ты – взрослый сильный мужчина, а сделать ничего зачастую не можешь… Они просят помощи, ты пытаешься помочь… А они всё равно уходят. Я схожу за вином. Возражений нет?
Возражений не прозвучало, Вожак псарни ушёл. Танк, ещё молодой, из тех, кого старшие со скидкой на возраст ещё не бьют и терпят, выбрался из ямы под ёлкой, в которой лениво прятался от жары, и пошёл прокачивать гостя. Любил он прокачивать чужаков на вшивость и пакостность. Прежде чем пойти прокачивать, шкрябнул уже сильной лапой по земле и выковырял косточку с мясом, вчерашнюю… Дальше – просто. Положить её на чужака. Если начнёт махать руками, его пустят на фишбармак старшие, а если не начнёт… Тогда, пожалуй, можно с ним ничего не делать. Что, собственно, он и сделал с интересом и удовольствием. Вонючая грязная косточка уютно легла на белые льняные штаны чужака. У журналюги выражение морды лица стало одно загляденье, и пахнуло от него страхом и ещё черти чем. Руками махать не стал, косточку с себя не сбросил… Неинтересный типаж. Пожалуй, можно его и в покое оставить. Не самое худшее поведение, на самом-то деле…
Вожак появился быстро и тихо.
– Не бойся! – он забрал косточку и отдал Танку, который, не скрывая удовольствия, плотно взял её всеми зубами. – Он тебя сейчас на вшивость проверял. Ему было интересно, что станешь делать.
– Я прошёл проверку?
– Балла на 4. Если бы согласился погрызть кость, стал бы совсем своим. А так – почти свой.
– Забавно. Я принят в клуб ротвейлеров… Круто. Вот о чём хотел спросить… Что такое выставка? Почему на неё едет дикое количество людей, тратят деньги, портят себе и друг другу нервы?
– Выставка – очень многогранное мероприятие. Во-первых, это очень увлекательный и интересный спорт. Там много спортивных элементов, много адреналина, высокий накал страстей. Во-вторых, это возможность пообщаться с такими же фанатами породы, как и ты. Ещё это возможность показать результаты своих трудов, свои достижения, получить вязки и покупателей щенков. К выставочным сезонам профи готовятся долго и упорно. Отрабатывают элементы дрессировки, готовят собак физически и психологически.
– Что для выставки главное? Какие факторы ключевые?
– Факторов много. Если игра идет честная (в смысле судейства и соперничества), то, естественно, это – экстерьер, подготовка собаки, профессионализм хозяина, состояние собаки на момент выхода на ринг, покрытие ринга, «плотность собак в ринге», погода.
– Что значит «состояние на момент выхода на ринг»?
– Дело в том, что даже хорошо подготовленную собаку можно «перегреть» перед рингом: перекормить или недокормить, собака может быть взволнованной, напуганной… Много составляющих… В идеале собака должна быть а б с о л ю т н о уверенной в себе, в своём хозяине. Должна быть бодрой и свежей.
– Не слишком ли сложно? Сколько я бывал на выставках, там всё просто: пришёл, походил, постоял.
– Глядя на соревнования по конкуру, тоже кажется, что бегает себе лошадка, и ничего сложного. Ринг – это место, где проявляются сильные и слабые стороны в общении и понимании собаки и человека. Это красивое, азартное спортивное мероприятие. Для успеха необходимо полное взаимопонимание. В хорошей связке хозяин подаёт собаке команду о повороте, развороте или необходимости стать в «выставочную» стойку путём натяжения поводка на 5 миллиметров в нужном направлении…
– Не совсем, но понятно. С выставками разберёмся попозже. Интересно понять следующее: ротвейлер – очень популярная в мире порода. На территории СНГ она стала популярной в середине перестройки как хорошая охранная собака. Если говорить о сегодняшних временах, то кто может быть «идеальным» хозяином? Для кого она предназначена? Что ждать от этой породы, например, обычной семье?
– Давай разберёмся вместе. Мы прекрасно знаем, что у этой породы – длинная «трудовая» история. Ротвейлер стал интересен человеку именно как функциональная собака – собака, которая выполняла определённую работу. Естественный отбор был очень жёстким. Заставить идти куда нужно быка – работка не из простых. Давайте представим, какая в процессе такой работы была смертность? Думаю, высокая. Слабые погибали. Дальше… Ротвейлер был не пастухом, а перегонщиком. У этих «профессий» разные физические нагрузки и разные психонагрузки. Пастух работает импульсивно: откололся кто-то от стада – его нужно догнать и сгуртовать. Остальное время собака находится в возбуждённом наблюдении. Типичный представитель собаки-пастуха – шотландская овчарка – возбудимая, очень подвижная. Ротвейлер, как перегонщик, должен был держать постоянный темп движения, при этом оттирая отбившихся коров. Он должен был работать в стабильном режиме. Поэтому сформировался стабильный психотип. В ходе движения стада ротвейлер должен был обеспечивать безопасность – отражать возможные нападения хищников и людей, при этом, опять же в рамках своих обязанностей, работать на строптивую корову – заставлять её идти в нужном направлении. Корова, в общем-то, животное неагрессивное, но чтобы заставить её идти куда требуется, нужны веские аргументы. В итоге на анатомию собаки, позволяющую долго двигаться в среднем темпе, наложились физическая мощь и решительный характер.
Если брать в качестве примера ОБЫЧНОГО ротвейлера, то это пёс, который уважает себя, уважает порядок, уважает «законы стаи». Он не очень любит фамильярность, не хочет, чтобы его воспринимали как игрушку. Например, он не каждому и не всегда позволит трепать себя за ухо или за холку. Он может быть строг с детьми или с другими членами стаи, которые ниже его по рангу. Но, несмотря на внешнюю строгость, ротвейлер – достаточно тонкая собака. Он очень хорошо чувствует состояние хозяина, настрой посторонних по отношению к нему и своему хозяину. Этот пёс очень трепетно относится к обидам. Он даже умеет плакать, по-настоящему плакать, большими слезами. Серьёзно! Я не шучу. Сам видел много раз, причём у разных собак. Незаслуженно наказанный или обиженный, он может заплакать – отвернувшись, тихо, горько. Можно сказать, что ротвейлер даже лиричен – наш Флойд в молодости мог часами разглядывать полевые цветы и небо (тут Вожак улыбнулся), хотя именно этот пёс был большим забиякой, бесстрашным азартным бойцом. А при этом с кем-нибудь из близких он мог поделиться, например, чем-то вкусным. Мне не раз на колени клал кусок мяса или косточку. Многие люди, видя ротвейлера, пугаются его потенциальной силы и весьма мрачного вида. Внешне эта порода выглядит грубым воплощением природной мощи и бешенного физического потенциала. Зачастую проявления ласки у них тоже грубые, увесистые. Радуясь появлению хозяина, он может с разбега, «похрюкивая», запрыгнуть на грудь или просто сильно толкнуть. Иногда даже создаётся впечатление, что он, в порыве нежности не осознавая свою силу, может поранить близкого человека. Он вообще живёт на все сто процентов: радуясь – радуется на всю катушку, играя – играет очень азартно, сражаясь – идёт до конца. Это пёс не только больших размеров и крупной конституции, это вообще – ПЁС с большой буквы. У него всё большое – большое сердце, большая душа, большое чувство долга, чувство собственника. Он не коварен, а скорее прямолинеен – он никогда не будет мстить потом, а даст понять, что ему что-то не нравится прямо сейчас. Если он что-то любит делать, то делает с большим энтузиазмом и тоже на сто процентов. Одним словом, ротвейлер – это собака, которой МНОГО. Если заострять внимание на физических особенностях, то это большая прямолинейная собака. Зачастую ему лень обходить стоящий на дороге стул или стол, проще пройти насквозь. В принципе он так же может пройти и сквозь забор или нескольких человек, преградивших дорогу. При этом он очень деликатен: ротвейлер не любит причинять хлопоты домочадцам, он может часами спать, контролируя обстановку одним глазом, и не требовать к себе внимания. Если говорить о роли ротвейлера в обычной семье, то, скорее всего, это собака-партнёр. Но с учётом того, что мы уже обсудили. Это собака больших размеров, с недюжинной физической силой, открытая, честная, но при этом тоже БОЛЬШАЯ. Прежде чем заводить такого пса, нужно понять, зачем она вам нужна, понять, насколько вы БОЛЬШОЙ человек для того, чтобы стать богом для БОЛЬШОЙ собаки. И нужно помнить, что этот пёс может быть очень серьёзным противником. Он может попытаться стать вожаком стаи.
Если говорить о желании подчиняться, то, в отличие от многих служебных собак, он не «очень прост». Ротвейлер не будет работать со «всякими, кто держит другой конец поводка». Чтобы он полностью раскрыл свой потенциал служебной собаки, нужно завоевать его сердце. Именно по этой причине ротвейлеры не слишком распространены именно как «государственные служебные» собаки. Представьте себе ситуацию: кинолог демобилизовался из армии, вместо него появился другой – молодой, зелёный. Он берёт поводок и ведёт свою новую собаку на службу. Если он слаб душой и характером, то пёс может не пойти и не захочет работать – он моментально разберётся в том, «достойный новый хозяин» попался или нет. Если же «отношения сложились», то он будет отрабатывать свой хлеб на все сто. Хорошая служебная собака чувствует, что от неё хочет её ХОЗЯИН, зачастую псу даже говорить ничего не приходится – он всё поймёт по выражению лица хозяина, а команду можно отдавать и глазами.
Ещё раз сравню с дорогой спортивной машиной. Если научился ей управлять, становишься счастливым обладателем чего-то прекрасного. Если нет – запасайся терпением для решения бесконечных проблем. Если говорить о том, в какой семье должен жить ротвейлер, то это, скорее всего, семья, в которой царит любовь и понимание, в которой есть человек, готовый тратить время и силы на собаку, и в которой собака нужна всем членам семьи. Я считаю, что хозяином ротвейлера должен быть взрослый, разумный человек, понимающий, что имеет дело с очень сильным животным, которое может стать очень верным и преданным другом, но для этого нужно быть достойным этой дружбы и преданности.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.