Задание #6: Диалоги
 

Задание #6: Диалоги

+34

Вот примерно такая мешанина из вырванных сцен и реплик варится в голове пишущего автора, когда он пытается удержать в памяти свой роман целиком )))

Знакомая картина? *JOKINGLY*

Думаю, да.

Все упражнения клуба, по большей части, направлены на то, чтобы помочь автору разобраться в себе и привести мысли в порядок. Кому-то это надо в большей степени, кому-то в меньшей, а кто-то вообще может без этого обойтись (потому что у него в голове всё разложено по пронумерованным полочкам и даже тараканы маршируют строем ;) ).

Не буду оригинальна, если скажу: зима конец сессии близко.

Это одновременно и торжественно, и печально. Авторов распирает от радости, потому что до конца осталось несколько глав или алок текста, герои уже мужественно прошли кульминацию и вот он финал, замаячил на горизонте… Но почему-то вслед за радостью приходит грусть, когда понимаешь: эта история прожита. Героев нужно отпустить во внешний мир, отдать их читателям, а самому приступить к новой истории. И даже если эта новая история — продолжение первой, герои не будут такими же, а сюжет неизбежно уйдёт на новый виток, усложнится.

При этой мысли даже у меня на глаза набегают слёзы, хотя мне до финала, как пешком до канадской границы :-D

Но чтобы вы не грустили, я придумала для вас развлечение. И нет, вы не ослышались — можно я подчеркну это ещё раз? — я придумала для вас развлечение. Оно такое же полезное, как обычное задание, только ко всему прочему содержит ещё элемент игры.

Любите играть? Ну ведь лю-ю-юбите? Тогда поехали! *BRAVO*

 

Список заданий на сессию

Список заданий на сессию

Полный список заданий на весь год. Этот блок будет в каждом задании, в него будут добавляться ссылки, а активное задание (на текущий месяц) выделяется жирным.

1. Задумка

2. Мир и матчасть

3. Герои

4. Структура и план

5. Язык и стиль, описания

6. Диалоги

7. Синопсис, аннотация

 

Правила выполнения заданий

Правила выполнения заданий

1. Участники публикуют работы по заданиям отдельными темами в блоге "Упражнения".

Оффтопик

Рекомендовано (но не обязательно):

Название темы = <Имя автора>. РАБОТА ПО ЗАДАНИЮ #<Номер задания>: "<Название задания>"

Метки= клуб романистов, сессия 2, работа по заданию <Номер задания>

 

Обязательно (!) ставим галочку «топик на главной странице НЕ ВЫВОДИТЬ»

 

2. Рекомендуемый объем задания не больше 6 000 знаков с пробелами. При необходимости объем можно превысить, но помните о том, что длинные задания участникам читать будет затруднительно.

 

3. Дополнительные рассуждения по теме, рисунки, материалы работы так же хорошо включать в работу — все то, что не вписывается в обязательные формы заданий.

4. В основной теме задания участники добавляют комментарии со ссылкой на тему в блоге.

5. Обсуждение работ других участников, голосование плюсами/минусами и помощь приветствуются.

6. Обсуждаем задания по ссылкам (т.е. в отдельных топиках), тему с заданием не   перегружаем.

7. Соблюдаем «тишину» — флуд сводим к минимуму.

 

Оценка заданий

 

1. За выполнение упражнения участник получает несколько баллов. Точное количество указывается рядом с заданием.

2. За комментарий к чужому заданию длинной от 300 знаков с пробелами добавляется 1 балл.

3. Ответственный за задания собирает ссылки в тексте топика и подсчитывает набранные участниками баллы. По итогам месяца объявляет топ участников, набравших наибольшее количество баллов.

 

Часть 1. Работа с прямой речью

За выполнение этой части задания вы получите 2 балла.

 

Что нужно сделать? Ниже приведена текстовая игра для авторов, в ней не так много шагов. Поэтому вы легко — буквально в один клик — открываете шаг 1, читаете задание и выполняете его, затем переходите к шагу 2 и т.д. Просто? Просто! :)

 

ВАЖНО! НЕ ПОГЛЯДЫВАЕМ!

Нет, это действительно важно. Загляните сразу в конец — испортите себе сюрприз. Я предупредила! ]:->

 

Шаг 1

Шаг 1

Выберите диалог где-то на 7-10 следующих друг за другом реплик. Атрибуции и отступлений может быть сколько угодно. Сейчас важно именно число реплик. Выбрали?

У меня получился вот такой кусочек текста.

— Она тебе нравилась? — спросил Талиан, переведя взгляд на Демиона.

Вместо ответа тот фыркнул, подтянул колени к груди и уткнулся в них лицом, закрывая затылок руками.

— Спросишь тоже! Я её люблю…

Талиан присел рядом и неловко обнял его за плечи. Они никогда не были близки да и сказать особо было нечего. Но… Талиан чувствовал себя виноватым, что ли? Зюджес заметил эту девчонку после того, как он случайно проболтался, что та приглянулась Демиону. Конечно, друг начал ухлёстывать за ней не из лучших побуждений. Но кто его знает? Вдруг первоначальное желание уязвить соперника прошло и он влюбился? Поэтому Талиан его не осуждал, но и вид несчастного, раздавленного горем Демиона не вызывал радости.

— Послушай меня, — прошептал Талиан Демиону на ухо, обнимая крепче и слегка встряхивая. — Зачем ты здесь сидишь и смотришь на них, ну? Пойдём лучше на урок.

— Да что ты привязался! Хочу и смотрю! — выкрикнул Демион, мотнул головой и повёл плечами, сбрасывая с них его руку.

Их взгляды скрестились. Правда, ненадолго. Вздохнув, Демион отвёл глаза, а затем тихо добавил:

— Это же Катрина. Как я могу не смотреть? Ну вот правда, как?! Скажи!

— Ты даже запомнил её имя…

Талиан закусил губу, обдумывая сложившуюся ситуацию, но ничего толкового так и не придумал.

— Послушай, найди свою Катрину, когда Зюджес с ней наиграется и бросит. Она ему быстро надоест, уверяю тебя!

Вспыхнув от этих слов, Демион резко оттолкнул его, заставив попятиться, и наградил долгим презрительным взглядом.

— Ты всё не так понял! — Талиан поднял открытые ладони вверх. — Ей будет грустно и одиноко. Хорошо, если рядом окажется кто-то неравнодушный, кто поддержал бы её в тяжёлое время.

— Ты что? Смеёшься надо мной?!

Теперь переходим к шагу 2.

Шаг 2

Шаг 2

Выкидываем из него всё, кроме реплик.

У меня получилось так.

— Она тебе нравилась?

— Спросишь тоже! Я её люблю…

— Послушай меня. Зачем ты здесь сидишь и смотришь на них, ну? Пойдём лучше на урок.

— Да что ты привязался! Хочу и смотрю! Это же Катрина. Как я могу не смотреть? Ну вот правда, как?! Скажи!

— Ты даже запомнил её имя… Послушай, найди свою Катрину, когда Зюджес с ней наиграется и бросит. Она ему быстро надоест, уверяю тебя!

— Ты всё не так понял! Ей будет грустно и одиноко. Хорошо, если рядом окажется кто-то неравнодушный, кто поддержал бы её в тяжёлое время.

— Ты что? Смеёшься надо мной?!

Можно переходить к шагу 3 :)

Шаг 3

Шаг 3

А теперь максимально честно, глядя на получившийся в шаге 2 кусочек, отвечаем сами для себя на следующие вопросы:

1. Отличаются ли персонажи способом разговора? Т.е. по-разному строят фразы, используют особенные словечки и т.д. Или за всех с читателем говорит автор?

2. Можно ли понять, кому принадлежит та или иная реплика? Это становится понятным только за счёт чередования реплик или есть другие причины?

3. Соответствуют ли фразы и словарный запас возрасту, полу, характеру персонажа? Или они обезличены?

4. Насколько содержательным получился обмен репликами? Можно ли только по репликам восстановить полную картину происходящих событий?

5. Не находите ли вы количество реплик избыточным? Можно ли их сократить без потери вложенного смысла?

 

Форма с вопросами

<b>1. Отличаются ли персонажи способом разговора? Т.е. по-разному строят фразы, используют особенные словечки и т.д. Или за всех с читателем говорит автор?</b>
<b>2. Можно ли понять, кому принадлежит та или иная реплика? Это становится понятным только за счёт чередования реплик или есть другие причины?</b>
<b>3. Соответствуют ли фразы и словарный запас возрасту, полу, характеру персонажа? Или они обезличены?</b>
<b>4. Насколько содержательным получился обмен репликами? Можно ли только по репликам восстановить полную картину происходящих событий?</b>
<b>5. Не находите ли вы количество реплик избыточным? Можно ли их сократить без потери вложенного смысла?</b>

Шаг 4

Шаг 4

Как всякий уважающий себя фокусник, в конце фокуса я обязана раскрыть карты и объяснить, за счёт чего достигается иллюзия достоверности, когда кругом один сплошной обман.

 

При последовательном выполнении задания, когда вы доходите до шага 3, самого сложного и муторного, вы уже потратили время и усилия на выполнения шагов 1 и 2. Поэтому, если теперь вы откажетесь от дальнейшего выполнения задания, то вам придётся выкинуть потраченные время/усилия в мусорную корзину. Вычеркнуть это время из жизни. Признать, что потраченные усилия были потрачены впустую. Как на это реагирует ваш мозг? Отрицательно! Мозг веками эволюционировал в направлении сохранения и сбережения ресурсов, а тут вдруг надо взять и что-то выбросить?! Не-а *NO* Баба Яга против!

Только сильное волевое усилие поможет вам отказаться от дальнейшего выполнения задания.

И всё равно где-то на подкорке будет свербеть червячок: «Ну ведь немного оставалось… Чего ты не доделал то?»

 

Поэтому должна признаться: я сознательно манипулировала инстинктами, вложенными в вас эволюцией, с целью повысить вашу мотивацию и количество выполненных заданий. Вот же я засранка, правда?)))) :-[ 

 

Часть 2. Работа с атрибуцией

За выполнение этой части задания вы получите 2 балла.

 

Что такое атрибуция?

Определение

Атрибуция — попытка интерпретировать социальный объект, понять его поведение в условиях дефицита информации путем домысливания.

Если в двух словах, то это домысливание эмоций и настроения собеседника в условиях, когда его реальные эмоции и состояние остаются неизвестными. Причём, домысливание — это ключевое слово.

То же самое, но на примерах:

Описание позы

 

«Вместо ответа Демион фыркнул, подтянул колени к груди и уткнулся в них лицом, закрывая затылок руками».

 

Атрибуция (догадка другого персонажа о том, что означала данная поза)

 

«Вид несчастного, раздавленного горем Демиона не вызывал радости».

Поймали идею за хвост?

Персонаж не знает со 100% достоверностью, что чувствует в данный момент другой персонаж, но он по-своему интерпретирует его позу/или выражение лица/или голос и т.д.

Интересно, что в наше время атрибуция стала распространяться не только на людей, но и на неживые объекты, и даже на погоду/природу. Отсюда пошли словосочетания вроде «скучающие серые тучи», «одинокий, жалостливо торчащий из воды остов разрушенного моста», «задорно гудящие автомобили» и т.д. В данном случае атрибуция, приписываемая неживым объектам и природе, напрямую работает на создание атмосферы и на раскрытие внутреннего состояния героя. Ведь это именно его глазами мы смотрим на мир — мир, который каждый домысливает по-своему, в зависимости от темперамента и характера ;)

Почему я вдруг заговорила об атрибуции?

Потому что считаю: атрибуция незаменима при построении диалогов. Очень многое можно вложить в текст, если научиться пользоваться ей осознанно. Уверена, неосознанно вы использовали атрибуцию 100500 раз, особо о ней не задумываясь. Но чтобы понять это, рекомендую вам выполнить приведённые ниже несколько шагов. И нет, в этот раз задание будет без подвоха *JOKINGLY*

 

Шаг 1

Шаг 1

Найдите в своём тексте 3-5 примеров использования атрибуции. Если вдруг вы ей никогда не пользовались и поиск поставил вас в тупик, то можете заглянуть в мой роман Преданность Тёмного тана. Уж чего, а атрибуции там валом))) вагон и три маленьких тележки *JOKINGLY*

Шаг 2

Шаг 2

Проанализируйте выбранные отрывки:

1. По какому признаку персонаж пытается догадаться о настроении собеседника? По его позе? По выражению глаз? По выражению губ? По мимике? По голосу?

2. Насколько верны его догадки? Или даже не так. Во всех случаях его догадки верны?

3. Если теперь убрать всю атрибуцию из диалога, сохранится ли восприятие другого персонажа? Или его мотивация провиснет и потеряется?

 

Форма с вопросами

<b>1. По какому признаку персонаж пытается догадаться о настроении собеседника? По его позе? По выражению глаз? По выражению губ? По мимике? По голосу?</b>
<b>2. Насколько верны его догадки? Или даже не так. Во всех случаях его догадки верны?</b>
<b>3. Если теперь убрать всю атрибуцию из диалога, сохранится ли восприятие другого персонажа? Или его мотивация провиснет и потеряется?</b>

Шаг 3

Шаг 3

А теперь самое сложное. Попробуйте написать небольшой диалог, на 7-10 реплик, используя атрибуцию хотя бы 1 раз.

 

Часть 3. Когда открывается второе дыхание

За выполнение этой части задания вы получите 2 балла.

 

За плечами у нас уже две трети пути, поэтому я предлагаю каждому мысленно перенестись в тот счастливый день, когда он поставит в своём романе последнюю точку. Итак, представьте, что вы закончили работу. У вас на руках готовый, с любовью выпестованный роман. Можно сделать передышку, расслабиться, вытянуть ножки и ответить на вопросы, приведённые ниже, не откладывая в сторону пива (если вы мужчина) и кофе с воздушными сливками, щедро посыпанными шоколадной крошкой (если вы женщина).

 

<b>1. Вы прошли долгий путь: от идеи к готовому роману. Расскажите, отличается ли реализация от первоначальной задумки. Были ли изменения по ходу сюжета?</b>
<b>2. Расскажите, кто главный герой вашего романа. Одинаков ли он в начале и в конце своего пути?</b>
<b>3. Какую сцену в романе вы назвали бы наиболее удачной?</b>
<b>4. Кто из второстепенных героев вам больше всех нравится? Много ли ему уделено внимания на страницах романа?</b>
<b>5. Как вы относитесь к читателям, которые сожалеют, что герой в критической ситуации поступил так, как поступил, или выбрал ту женщину (того мужчину), которого выбрал?  Вас не тяготят их неоправдавшиеся ожидания?</b>
<b>6. Говорят, написать роман тяжело. Но вы с этим справились. Что вас всё время поддерживало в этом нелёгком деле? Или, может быть, кто?</b>
<b>7. Что вы чувствуете, когда видите людей, которым искренне нравится ваш роман? Тех, кто благодарен вам и счастлив, что в тяжёлые минуты, когда вам хотелось всё бросить, вы этого не сделали?</b>
<b>8. Вы написали роман, и это очень круто! Скажите, что это дало вам самим? Как изменились вы, пока его писали?</b>

 

Всё, что нужно сделать в этой части, это ответить на восемь вопросов. Всего-то! При желании вы можете пропустить первые две части задания и выполнить только третью. Разве кто-то в праве запрещать вам мечтать? ;)

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль