Курс «Стилистика» - #1: Способы изложения
 

Курс «Стилистика» - #1: Способы изложения

20 сентября 2017, 08:51 /
+22

С вами снова я, Светлана Гольшанская. В этот раз я представлю вам новый как для меня, так и для нашего клуба курс. Он еще не опробован на авторах, поэтому я очень надеюсь на ваш фидбэк, пожелания и предложения. Только в ваших руках сделать этот курс лучше и удобней для себя. Сама же постараюсь в компактом виде передать вам все то, чем меня учили в университете и что я вычитала в других книгах.

Общие принципы курса "Стилистика"

Общие принципы курса:

 

20 число — объявление задания,

20 — 4 число — выполнение задания,

5 число — распределение взаимопроверки, объявление списков в исходном топике,

5 — 20 число следующего месяца — чтение заданий друг друга, обсуждение.

 

Каждое выполнение задания оформляется участником в виде отдельной темы в блоге «Курсы»

 

Заголовок: Курс «Стилистика». Имя Участника — Название задания

Теги: клуб романистов, сессия 4, курс стилистика, имя участника, название задания

 

Последней строкой в тексте должно быть:

Участвую во взаимопроверке

или

Не участвую во взаимопроверке

 

За каждое выполненное задание участник получает баллы, равные стоимости задания.

Обсуждение и помощь по мере поступления работ приветствуются, за комментарии от 300 знаков начисляется дополнительный балл.

Участники взаимопроверки получают четыре задания, которые нужно прокомментировать до 20 числа следующего месяца.

 

Пока обязательства по взаимопроверке не выполнены (если 20 число следующего месяца уже прошло), участник не допускается ни до какой активности в клубе, но не может быть исключён из-за этого из состава сессии.

 

Подробное описание курса.

 

 

Для начала предлагаю прочесть хрестоматийную статью М. Горького, классика русской литературы и уважаемого редактора, "О начинающих писателях". В мое время с этой статьи в университете начинался курс лекций по редакторской правке текста.

Итак, не отвлекаясь на долгие вступления, перейдем сразу к теории.

Стилистика — учение о средствах языковой выразительности и условиях их использования в речи — и культура речи. Авторский стиль (или манера) – это все те особенности, которые отличают произведения одного автора от произведений других, отражают его индивидуальность. Чаще всего это понятие используется применительно к языку, которым написаны произведения – и действительно, именно здесь все особенности проявляются ярче всего. Выдающимися русскоязычными стилистами считаются Бунин, Набоков, Тургенев и др. Очень своеобразный стиль можно встретить в произведениях Платонова, Астафьева и др.  

Для начала перечислим повествовательные приемы. Подробнее мы их рассмотрим в дальнейших темах курса.

Способы изложения

Диалоги — это одно из самых проблемных мест в рукописях начи¬нающих писателей. Наиболее распространенная ошибка — избыточность: ненужная атрибуция, ненужные реплики, ненужные украшательства. В диалогах особенно важно соблюдать принцип: «Краткость — сестра таланта», — несколько лишних слов могут сделать разговор героев вялым или смехотворно вычурным.

 

Перечисление

 

Этот способ повествования не акцентирует внимания на деталях и лишь кратко пересказывает события.

Мы используем перечисление в следующих случаях.

• Для сообщения о событиях, которые нужно описать вкратце.

• Для того чтобы показать, что прошел значительный промежуток времени.

• Для того чтобы подчеркнуть значительность или трагичность события. Например, после детального описания шторма можно вставить отстраненно-нейтральную фразу.

• Для того чтобы описать сильные эмоции.

• Для того чтобы кратко пересказать длинный диалог или монолог.

Как правило, перечисление — самый простой способ изложения для новичков. Единственная проблема — перечислениями нельзя увлекаться. Если текст не будет разбавлен диалогами или описаниями, возникнет ощущение сухости.

 

Описание

 

С помощью описания мы показываем читателю место действия, предметы, людей и т.п. Самое лучшее описание — это то, которое читатель вообще не замечает: оно идет между строк, по ходу дела, но тем не менее создает нужную атмосферу.

 

Действие

 

Описывая действие, мы показываем, что именно делает герой в режиме реального времени. Необходимо придерживаться следующих правил.

1. Герой не должен совершать «лишние телодвижения», если это прямо не требуется по сюжету.

2. Сначала событие — потом реакция или результат. Сначала гремит гром, потом мужик крестится. Иногда, чтобы отобразить шоковое состояние героя, можно сначала дать реакцию героя, а потом описать причину — это придаст сцене больше драматизма. Однако злоупотреблять данным приемом ни в коем случае нельзя.

3. Следите за скоростью развития сюжета. Длинные предложения с обилием прилагательных замедляют ее, короткие, напротив, создают иллюзию быстроты.

Быстрый темп

Предельную скорость необходимо развивать в сценах с драками, погонями и т.п. Писать надо так, как воспринимает действительность фокальный персонаж: его дыхание прерывисто, движения резки, он замечает только самое важное.

Сведите описания к минимуму, используйте перечисление, применяйте сильные глаголы и наречия (например, помчался, рухнул, мгновенно и т.п.). Следите за размером абзацев — они не должны превышать четырех-пяти строк — это помогает создать эффект быстрой перемены.

Медленный темп

Длинные предложения с обилием прилагательных замедляют действие. То же самое касается описания внешности, природы и интерьеров. Темп теряется во время:

• флэш-бэка (рассказа о событиях, которые случились до текущей сцены);

• внутреннего монолога или авторского отступления;

• описания реакции героя на те или иные события. Например, сначала дается картина погони, а потом — мысли героя о случившемся.

Снизить темп повествования помогают слова вроде застыл, задумался, неохотно, с ленцой, сонный и пр.

Проблемы с динамикой возникают в следующих случаях:

• Произведение начинается с описаний или флэш-бэка.

• Флэш-бэк намного превышает по объему соседние сцены.

• Все предложения в тексте примерно одной длины. Это не только убивает мелодику текста, но и тормозит действие.

• В тексте слишком много сцен, вставленных не ради развития сюжета, а ради настроения: аллегории, рассветы-закаты и пр.

• Скомканный конец. Некоторые авторы, чуя приближение финала, невольно убыстряют темп.

 

Мысли и чувства

 

Существуют два способа описания мыслей и чувств героя.

В первом случае мы как бы наблюдаем его со стороны.

Пример

Петя во все глаза смотрел на Машу. «Какая красавица!» — подумал он, улыбаясь. Вдохнув запах ее пьяных духов, он почувствовал, что у него кружится голова.

Во втором случае мы вживаемся в образ героя, поэтому нам не надо пояснять, что он думает и чувствует — мы относимся к нему, как к самому себе.

Пример

Петя во все глаза смотрел на Машу. Какая красавица! И духи у нее пьяныe: вдохнешь — голова кругом.

Источник

 

Задание 1. Самоанализ (стоимость — 2 балла)

Главный принцип нашего курса – выработка индивидуального авторского стиля, а сделать это можно лишь познав себя и свой путь в творчестве. Поэтому предлагаю начать с небольшого самоанализа.

Ответьте на вопросы:

1. Охарактеризуйте свой стиль, когда вы только начинали писать (долевое соотношения описаний, диалогов, рефлексий, действия и т.п., типичные ошибки (канцеляризмы, слова-паразиты, сухость/экзальтированность, телеграфное изложение))

2. Как вы пишете теперь?

3. Чего бы вы хотели добиться после редактуры вашего текст и в идеале?

4. Что вы для этого делаете?

5. Процитируйте несколько текстов, чью стилистику вы могли бы выбрать как пример для подражания и расскажите, что конкретно вам в них нравится.

6. Приведите эпизоды из своего текста, которые вы считаете удачными и неудачными с точки зрения стилистики и объясните почему.

Задание 2. Авторский дневник (стоимость — 2 балла)

Второе задание более сложное и продолжительное, по сути выполнять его можно всю жизнь. Очень важный для писателя навык – это наблюдательность. А чтобы все увиденное, прочитанное и услышанное не забыть, это нужно записывать, записывать сразу, в нескольких словах, как художники делают наброски на бегу.

Каждый раз, когда вам в голову приходит удачная фраза или образ, записывайте их. Взволновало, как полиэтиленовый пакет парил над торговым центром? Услышали удачную шутку или необычное острое выражение? Приснился необычный сон? Встретили неординарного человека? Сосед рассказ интересную историю из жизни? Впечатлил эпизод из фильма или прием в книге? Записывайте!

Перечитав эти записи, вы сможете восстановить в памяти впечатлившие вас эпизоды и использовать их в тексте, сделав его ярче и жизненней. А может даже вам в голову придет идея для нового гениального произведения, как вдохновил гонимый ветром полиэтиленовый пакет Алана Болла на создание сценария для оскароносного фильма «Красота по-американски».

Вы можете начать вести авторский дневник прямо в этом задании либо, потому что дело это довольно интимное и не все готовы делиться своими мыслями с миром, хотя писатели мы или как?, опубликовать здесь только впечатления от этой работы.

 

И не забывайте, что красота ваших текстов — это их индивидуальность и своеобразие! ;)

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль