Тася лежала, не открывая глаз. Александр утром позвонил её шефу, попросил дать ей ещё один день отгула, поэтому на работу сегодня она не пошла. Скоро муж привезёт мальчишек из школы. Паша так ждал этого дня, пригласил своих друзей в «Таинственный остров». Дни рождения сыновей были самыми радостными и весёлыми в их семье.
Надо было вставать, ходить, разговаривать, даже улыбаться в ответ на чьи-то шутки. Но сил на это просто не было.
Она забралась в душевую кабину, долго стояла под горячими струями воды. Протёрев краешком полотенца запотевшее от пара зеркало, взглянула на отражение — на неё смотрела усталыми, пустыми глазами чужая женщина.
«Так нельзя! Пусть душа плачет от боли, но сегодня она будет улыбаться и праздновать. Паша не виноват, что беда постучала в наш дом» — Тася решительно повесила полотенце и отправилась выбирать платье.
*****
Клоун в рыжем парике, с красным пластиковым носом на резинке и нарисованным улыбающимся ртом, весело и громко приветствуя, встретил их в дверях развлекательного центра. Он быстро привлёк внимание ребят смешными шутками. Выяснив, кто сегодня главный герой, предложил Паше прогуляться по сказочному лабиринту, пообещав, что именинник и его друзья отыщут там массу весёлых сюрпризов. Клоун предложил Таисье пойти с ними, но она вежливо отказалась. Поцеловала сына, поторопила:
— Ну что же ты стоишь? Иди, развлекайся, все тебя ждут.
— А ты?
— А я здесь, за столиком посижу, кофе выпью. Иди.
Махнув на прощанье рукой, Паша побежал догонять друзей, которые уже скрылись в искусственной роще, закрывающей вход в лабиринт.
«Как хорошо, что сейчас нет проблем с детскими праздниками. Аниматор всё сделает за меня», — с облегчением подумала она, устраиваясь за столик, стоявший под пластиковой пальмой. Вспомнив, что с утра ничего не ела, заказала официантке кофе и слоёное пирожное.
Чтобы не ввергнутся снова в пучину отчаяния, Тася вспоминала как в прошлом году, по предложению Александра, справляли день рождения младшего сына дома. Нарядившись в костюмы пиратов, они вместе с Максом, разыграли перед Павликом и его друзьями целое представление, а потом устроили настоящий пир. В этом году Паша снова хотел придумать что-нибудь подобное, но папа поговорил с ним, и тот согласился сходить в развлекательный центр.
Воспоминания не помогали. Мир разломился на две половины — до и… после. «До» было солнечным, добрым, пронизанным счастьем, мечтами, «после» — скрывала тьма. Раздумья прервали весёлые голоса и смех ребят. Первыми, на импровизированную поляну выскочили Даша и Катя. Сын дружил с ними ещё с детского сада. Девочки, едва удерживали в руках груду мягких игрушек, воздушных шариков, разноцветные книжек. Следом за ними появился Павлик и три его друга.
— Мама, смотри, сколько я призов выиграл! — он вывалил перед ней на стол разноцветный ворох. — Там так здорово! Зря ты не пошла.
— Вы, наверное, проголодались. Нам уже накрыли стол, идите мыть руки и будем пировать, — улыбаясь, пригласила Тася.
— Ура-а-а! — закричал Димка. — Я так проголодался, пока по лианам на остров перебрался. Всех опередил!
— Зато я из воздушной пушки корабль пиратов с трёх выстрелов потопил! — похвастался Павлик.
— А я быстрее всех по трубе прополз и спас наш лагерь, — вмешался в спор Серёжа.
— Вы все молодцы, и мальчики, и девочки! Только, пока спорите, ваш обед слопают обезьяны! Побежали мыть руки! — клоун схватил за руки Павлика и Дашу, и мелко семеня, заторопился в сторону туалетной комнаты, остальные последовали за ними.
После обеда, Тася хотела отвезти ребят домой. Но детворе так понравилось в развлекательном центре, что они стали уговорили её остаться ещё ненадолго. «Всё равно надо ждать Сашу, пусть веселятся», — уступая просьбе, решила она.
Александр, забрав Максима после школы, приехал через час. Сдав гостей Павлика их родителям, они отправились в «Галактику», где можно было поужинать и дать возможность мальчишкам ещё поиграть на аттракционах, пострелять в тире.
— У тебя такой усталый вид, прости, раньше не мог освободиться, — извинился муж, когда остались вдвоём.
— Не обращай внимания, просто не выспалась.
Разговор не получался. Александр замолчал, отвернулся в сторону зала, где веселились сыновья, Тася тоже смотрела на них. «Где найти ответ на единственный вопрос? Сейчас они беззаботны, ничто не омрачает радость. Если ребёнок родится с патологиями, иначе говоря «овощем» мне надо будет находиться возле него неотрывно. Люди любопытные, будут спрашивать у сыновей «Как ваш братик?», а они будут прятать глаза, стыдится, замкнутся в себе. Мне ли не знать, какую травму получают дети, в семье которых живёт такой ребёнок. Имею ли я право взваливать на них эту ношу?» — думала она, глядя на хохочущих мальчишек, и тоска тисками сжимала сердце.
Домой вернулись поздним вечером. Саша переоделся и ушёл к себе в кабинет, сказал, что надо подготовить документы. Мальчишки, устав от праздника быстро угомонились. А Тася снова села за компьютер. Никто, на всём белом свете кроме неё не мог решить: жить малышу, что рос сейчас у неё в животе, или прервать эту жизнь, чтобы не обрекать на муки ни его, ни самых близких для неё людей. Снова перед глазами сухие строчки исследований, таблицы; снова рассказы женщин об испытаниях, выпавших на их долю во время беременности. Но никто из них не писал о тетраплоидии. Неожиданно она увидела знакомые цифры: 92 хромосомы ХХУУ. Женщина по имени Ирина писала:
«Когда мы столкнулись со столь тяжелой ситуацией, я очень искала подобные случаи, поэтому пишу подробно, может кому-нибудь пригодится мой опыт! Мы приехали в Казань, у меня взяли хорионбиопсию и анализ показал 92 хромосомы ХХУУ. Наш мальчик набрал двойной набор хромосом, это очень редкий случай, врачи толком не могли понять, как это произошло. Генетик принесла книжку, искала информацию для нас, но ее оказалось слишком мало. Она убедила нас прервать беременность, сказав, что это не совместимо с жизнью. Мы пошли собирать подписи консилиума и сдавать анализы, флюорографию в том числе. Как я ревела перед флюорографией! Не хотела заходить, сердечко чувствовало, что не надо, но меня врачи уговорили. Когда пришли подписывать к заведующей отделением, я просила ее быстро подписать заключение, чтобы уйти, сил уже ни на что не было. Но она сказала, что будет ещё смотреть меня на УЗИ сама. Смотрела минут сорок. Очень удивилась, что направили на аборт, потому что мальчик соответствовал всем параметрам данного срока — никакого воротникового пространства, никакого реверса сосудов (хотя он до этого был) и с сердцем все отлично. Заведующая предложила оставить ребёнка до двадцати двух недель, потом сделать еще раз прокол и взять ДНК из пуповины. Генетик на нее наорала, мол, все равно ребёнок не доживет до этого срока, что при такой патологии плод умирает в утробе матери на третьей — четвёртой недели. Бедный мой малыш! Столько уже пережил — и прокол, и такой мамин стресс. Я же рыдала сутками, не ела, не спала. Мы решили послушаться заведующую отделением, написали отказную и поехали домой. Сегодня ходила к своему гинекологу, а она сказала: Я бы сделала аборт, не рискнула, если он все-таки родится, будет либо мутантом, либо сверхчеловеком, у нас такого случая в городе никогда не было, ты очень смелая. В интернете нашла, что пишут ученые: Развитие тетраплоидов человека сопровождается пороками формирования многих органов, и лишь крайне редко такие зародыши вступают в плодный период, обычно они погибают в течение первых двух месяцев беременности. Однако в специальной литературе описаны всего пять живорожденных детей с тетраплоидией. Все дети имели разнообразные пороки строения тела, и срок их жизни не превышал несколько месяцев. А наш развивается согласно сроку… парадокс. Теперь мы ждем, верим и молимся… вот какая штука эта природа»
История, рассказанная Ириной, так была похожа на её случай! Тася листала переписку женщин, искала записи Ирины:
«Мы сделали кордоцентез. Очень долго ждали результата. А теперь хорошие долгожданные новости: КАРИОТИП НАШЕГО МАЛЫША 46ХУ. Долгожданные цифры, наверное, теперь мои самые любимые. Когда мне позвонили и сообщили результат (через три недели), я рыдала от счастья два часа, наверное, не помню точно, потому что время остановилась. Я самая счастливая! Спасибо зав. отделению в городе Казани, которая не подписала консилиум и спасла нашего малыша. Дай Бог ей здоровья и всей ее семье! Благодарю Бога, что услышал наши молитвы и дал нам силы и духа все это пережить. Не спрашивайте, что бы я сделала, если бы результат был иным. НАШ СЫНОК ЗДОРОВ, И НА ЭТОМ ТОЧКА!!!!!!!»
Ниже она нашла ещё одно небольшое сообщение:
«Если кому интересно, 6 февраля 2013 года я родила совершенно здорового малыша, 3850 грамм. Ура-а-а!!! Я теперь мама!!!»
«Он родился того же числа, что и Павлик. Сегодня сыну Ирины исполнился год» — подумала Тася.
Вопросы без ответов кружили в голове. Кто мог дать правильный совет. Родные? Они, как только почувствуют угрозу для её здоровья, единогласно скажут: не рисковать и прервать беременность. Подруги! Она зашла в «Одноклассники». Те, кто был нужен, давно уже спали. Взгляд наткнулся на мигающий огонёк. Отец Виталий, вот с кем можно было поговорить обо всём! Тася вспомнила сон про мужской монастырь, о котором часто вспоминала, а вдруг это какой-то знак свыше? Она написала:
— Отец Виталий, здравствуйте! Кроме Вас не у кого спросить. Недавно мне приснился Нерчинский Успенский мужской монастырь. Ни разу там не была, видела в юности его разрушенные стены, когда проезжала на поезде. Во сне он был восстановленный, чистый, расписанный, но недействующий. Там был человек, который его охранял. Я ходила и рассматривала иконы, написанные на стенах. Утром проснулась и подумала, что нужно туда съездить. Может, вы подскажете, почему он мне снился? Заранее спасибо.
— Тася! Здравствуй! Может, тебе было Божественное Откровение в такой форме. Возможно, будешь помогать восстанавливать монастырь. Я в своё время увидел во сне храм в Сретенске, через год уже работал там, а ещё через год стал священником.
— Тревожу вас ещё по одному, важному для меня вопросу. Я молилась, чтобы Господь дал нам ребенка, сейчас ждем третьего сына. Правда, со вчерашнего дня у нас начались испытания. Генетик предположил, что у него есть хромосомные отклонения — тетраплоидия. Я перечитала все научные статьи, нет не одного подобного случая нормально развивающихся детей. Все беременности не донашивают до двенадцати недель и множество пороков развития. Но у нас по УЗИ все хорошо, и уже пятнадцатая неделя. Генетик говорит в таких случаях надо делать аборт, а я сомневаюсь. Утром я опять вспомнила про этот сон. Может это знак?
— Возможно сон подсказка… Возле города есть женский монастырь. Съезди туда, попроси, чтобы молились за тебя и ребёнка, расскажи свою историю. Тебе помогут.
— Честно скажу, вначале, после вынесенного приговора о тетраплоидии, мысль об аборте была. Но из головы не выходит, как на УЗИ он нам ручкой махал, и сон вспомнила… как-то все к одному. Как будто со мной говорят … Про женский монастырь тоже думала, обязательно поеду.
— Тася, аборт смертный грех. На всё воля Божья! Если будешь верить Господу нашему, то всё будет хорошо.
— Спасибо за совет. Больше вас не беспокою, спокойной ночи.
*****
— Лиза, что ты не спишь и мне не даёшь, ходишь туда, сюда, — сердито проворчал на жену Семён Андреевич.
— Что-то тревожно мне за Тасю. Из головы не выходит её поздняя беременность… Надо или отпуск брать, или вообще уходить на пенсию и побыть это время с ней.
— Давно пора на отдых! Я уже год, как свободный человек, а ты всё со своей больницей расстаться не можешь.
— Было бы кому меня заменить, ушла бы.
— Не придумывай! Это тебе главный врач внушил, какая ты незаменимая. Ему хорошо на тебя все дела сваливать, а ты рада стараться.
— Спи уже, завтра в дорогу! Я Тасе позвонила, что приедем поздравить Павлика на день позже. Они сегодня в развлекательный центр ходили, а я хочу по-семейному, дома отпраздновать. Жаль, что Татьяна не сможет приехать.
*****
В этот день в семье Михайловых больше всех ждал приезда деда и бабушки младший внук. Накинув пуховик, он выбегал из дома, чтобы посмотреть, не едут ли долгожданные гости и встретил их у ворот первым.
— Вот, кажется, такой как ты хотел, — довольно улыбаясь, произнёс дед, вынимая из багажника машины спортивный велосипед, о котором давно мечтал Павлик.
— Спасибо, деда! — сияя глазами, обнял его внук.
— А меня? — делая вид, что обижена, спросила Елизавета Петровна.
— И тебе бабуля спасибо! — освободившись из объятий, кинулся к ней Паша.
— Какой ты у меня стал большой! — целуя, растрогано промолвила она. — Где родители? Что-то не встречают нас?
— Они стол накрывают, а я вас с утра ждал.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.