58-65 / Игра как (Перво)принцип / Тэнзо Данар
 

58-65

0.00
 
58-65

 

 

  • Цели и преимущества игротерапии

 

 

Цели игротерапии охватывают область от выражения и осознания своих чувств до улучшения социальных навыков и повышения уровня самооценки. Она также служит инструментом для обработки травматических событий, давая возможность детям и взрослым безопасно переживать и понимать свои эмоции.

Преимущества игровой психотерапии заключаются в ее универсальности и доступности. Игра является понятным и привлекательным языком для людей всех возрастов. Игротерапия создает безопасное и непринужденное пространство для терапии, обеспечивая эффективность в обработке различных психологических проблем и расстройств.

Основные цели игротерапии:

1. Понимание и выражение чувств. Игротерапия позволяет детям (и взрослым) выражать свои чувства в безопасной и контролируемой среде.

2. Решение проблем. Игротерапия помогает участникам освоить навыки решения проблем и конфликтов.

3. Обработка травм. Особенно для детей, игротерапия может быть инструментом, который помогает обработать травматические события и страхи.

4. Улучшение социальных навыков. Игры учат детей кооперации, справедливости, соблюдению правил и эмпатии.

5. Улучшение самооценки и самоуверенности. Игротерапия помогает участникам ощущать себя важными, ценными и способными преодолевать проблемы.

 

Игровая терапия полезна во многих случаях и ситуациях, включая:

1. Детские травмы. Игровая терапия может помочь детям и взрослым с тревожностью, нарушениями поведения, агрессией, страхами, травмами. Например, игровая терапия помогает тем, кто оказался в сложных семейных ситуациях.

2. Проблемы в отношениях. Игровая терапия может помочь людям, у которых наблюдаются проблемы в отношениях, в том числе если они находятся в конфликте, столкнулись с изменой, пребывают на грани развода. Игры могут помочь выразить эмоции и чувства, а также научиться лучше понимать и уважать чужую точку зрения.

3. Проблемы со здоровьем. Игровая терапия полезна для людей, которые страдают от болезней, таких как диабет, ожирение и другие. Игры могут помочь привить здоровые привычки, изменить образ жизни, улучшить структуру тела и справиться со стрессом.

4. Эмоциональные проблемы. Игровая терапия может помочь в работе с эмоциями, предоставляя безопасное пространство для их выражения и контроля. Например, действенны игры, которые помогают научиться расслабляться и справляться со стрессом, контролировать эмоции и поведение в жизни.

5. Развитие социальных навыков. Игровая терапия полезна для взрослых и детей, которые испытывают трудности в общении с другими людьми или в решении конфликтов. Такой метод помогает в развитии социальных навыков за счет практики общения, сотрудничества и взаимодействия с другими людьми в ходе игры. Кроме того, игры, которые имитируют реальные ситуации, помогают научиться адаптироваться к новым событиям.

 

 

 

  • Основные преимущества игротерапии:

 

 

1. Универсальность. Игры понятны и привлекательны для людей всех возрастов, и они являются универсальным инструментом самовыражения.

2. Безопасность. Игры предоставляют безопасное пространство для выражения и исследования чувств, страхов и переживаний.

3. Непринужденность. Игры снижают уровень тревоги и напряжения, обеспечивая более непринужденную среду для терапии.

4. Обучение через опыт. Игры предоставляют возможность для обучения через практический опыт и отражение этого опыта на реальных ситуациях.

5. Эффективность. Исследования показывают, что игротерапия весьма эффективна в устранении различных психологических проблем и расстройств.

6. Результативность. Игровая терапия доказала свою эффективность в работе с психологическими проблемами.

7. Высокий уровень мотивации. Игры и творческие упражнения, как правило, более привлекательны, чем традиционные методы психотерапии, такие как разговорная терапия. Это способно повысить уровень мотивации и улучшить результаты терапии.

8. Развитие социальных навыков. Игровая терапия может помочь клиентам развить социальные навыки, такие как общение, сотрудничество и конструктивное решение конфликтов.

9. Персональный подход. Игровая терапия адаптирована к персональным потребностям клиента, что помогает создать персонализированный план лечения.

 

 

 

  • Игротерапия: теоретические основы

 

 

Теоретические основы игротерапии в значительной степени опираются на психоанализ и психодинамическую теорию. Понимание того, что игра детей отражает их внутренний мир, вытекает из работ Зигмунда Фрейда и его дочери Анны Фрейд. Мелани Клейн, другой важный психоаналитик, развила концепцию свободной игры в качестве терапевтического средства, где игрушки и игры служат своеобразными символами внутренних переживаний ребенка.

Кроме того, игротерапия основывается на концепциях гуманистической психологии и клиент-центрированного подхода Карла Роджерса, а также на теории привязанности Джона Боулби. Эти теории подчеркивают важность эмпатии, уважения и безусловного принятия терапевтом всех эмоций, переживаний и мыслей клиента в процессе терапии.

 

 

 

  • Психологические концепции игротерапии

 

 

Игровая психотерапия основана на ряде ключевых психологических концепций и теорий:

• Психоанализ. Работы Фрейда и Мелани Клейн указывают на то, что игра является естественным средством выражения эмоций для детей, которое можно использовать для исследования их бессознательных мыслей и чувств.

• Теория Привязанности. Джон Боулби предположил, что качество взаимоотношений ребенка с родителями (опекунами) в раннем возрасте оказывает глубокое влияние на его психологическое развитие.

• Гуманистическая психология. Такие подходы, как клиент-центрированная терапия Карла Роджерса, акцентируют внимание на индивидуальности, самоактуализации и позитивном человеческом потенциале. В игротерапии это выражается через уважение к ребенку и его игре.

• Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). В некоторых формах игротерапии используются элементы КПТ, которые направлены на изменение деструктивных мыслей и поведения через игровую практику.

• Психология развития. Игротерапия также основывается на понимании этапов развития ребенка. Игры и методы, используемые в терапии, должны соответствовать детскому возрасту и уровню развития.

Вместе эти концепции формируют теоретическую основу игротерапии, помогающую терапевту создать безопасную, понимающую и творческую среду, в которой дети могут исследовать и выражать свои чувства, проблемы и переживания.

 

 

 

  • Процесс игротерапии и его ключевые элементы

 

 

1. Начальная оценка. Это первый шаг в процессе игротерапии, где терапевт собирает информацию о ребенке и его семье, а также об истории его развития и текущих проблемах.

2. Определение целей. На основе информации, собранной на этапе оценки, терапевт определяет цели игротерапии, которые могут включать развитие навыков борьбы со стрессом, улучшение социальных навыков или помощь в обработке травматических переживаний.

3. Терапевтическая игра. Это сердце игротерапии, где ребенок и терапевт играют вместе. Терапевт может использовать различные методы, включая свободные игры, направленные игры, ролевые игры, настольные и т.д. В этом контексте игры служат средством выражения и исследования детских чувств, идей и проблем.

4. Рефлексия и обсуждение. После игры терапевт обсуждает с ребенком его чувства и мысли, которые возникли в процессе. Этот этап помогает ребенку осмыслить свои переживания и получить новые уроки и инсайты.

5. Работа с родителями или опекунами. Терапевт регулярно консультирует родителей или опекунов, обсуждая прогресс ребенка и давая рекомендации для его дальнейшего поддержания развития и благополучия.

6. Завершение терапии. Когда цели достигнуты, психолог и ребенок вместе готовятся к завершению терапии, обсуждая прогресс и работу, которая была проделана.

Этот процесс может изменяться в зависимости от конкретного подхода к игротерапии и индивидуальных потребностей каждого ребенка.

 

 

 

  • Что нужно знать родителям, собирающимся привести ребенка на игровую терапию.

 

 

 

Недирективная игровая терапия не является симптоматическим лечением, так что ход занятий не предусматривает прямых «атак» на проблемы ребенка. Целью работы является гармонизация всей эмоционально-волевой сферы ребёнка. Коррекция же нарушений в поведении и самоощущении ребёнка является следствием и как бы побочным эффектом занятий. Поэтому я прошу родителей не связывать занятия игровой терапией с теми или иными проблемами в поведении сына или дочери. Лучше сказать ребёнку, что ему предстоят занятия с психологом по развитию творческих способностей.

При регулярной работе с психологом поведение ребёнка может существенно меняться. Родителям необходимо быть готовым к этим изменениям. Поэтому в ряде случаев параллельно с занятиями игровой терапией необходимо консультирование родителей, а также совместные занятия с ребенком и родителями.

 

 

 

  • Виды игровой психотерапии

 

 

Существуют различные виды игротерапии, каждый из которых предлагает свою особенную перспективу и методику. Например, психодинамическая игротерапия основана на психоаналитических идеях и использует игру в качестве средства доступа к бессознательным мыслям и чувствам ребенка, которому терапевт в процессе игры помогает понять и обработать свои эмоции и переживания.

С другой стороны, в когнитивно-поведенческой игротерапии игра используется в качестве инструмента для обучения новым навыкам и изменения негативных мыслительных паттернов. Такой подход может включать в себя использование ролевых игр, настольных игр или терапевтических карт для обучения детей навыкам управления гневом, социальным навыкам или навыкам борьбы со стрессом.

 

Индивидуальная игротерапия

 

Индивидуальная игротерапия — это форма психотерапии, в которой дети используют игру для выражения своих чувств и переживаний в безопасной и поддерживающей среде. Это процесс взаимодействия между ребенком и терапевтом, предоставляющий детям пространство для обсуждения своих проблем, опасений и эмоций.

В контексте индивидуальной игротерапии, игра может быть свободной, когда ребенок сам выбирает, с чем и как играть, или направленной, когда терапевт предлагает конкретные игры или активности, чтобы помочь ребенку обсудить или обработать определенные вопросы или проблемы. С помощью игры психолог помогает ребенку развивать социальные навыки, справляться со стрессом или травмой, понимать и контролировать эмоции и поднимать самооценку.

Индивидуальная игровая психотерапия подходит для детей с различными проблемами, включая тревогу, депрессию, поведенческие проблемы, проблемы социального взаимодействия, травмы и многие другие.

 

Групповая игротерапия

 

Групповая игротерапия — это форма терапии, где дети вместе участвуют в терапевтической игре под руководством профессионального психолога. Она позволяет детям взаимодействовать со сверстниками в контролируемой среде, обучаясь социальным навыкам, эмоциональному развитию и решению проблем.

В процессе групповой игротерапии дети могут участвовать в различных игровых активностях, таких как ролевые игры, настольные или творческие игры. Важным аспектом является то, что дети получают возможность обсуждать свои мысли, чувства и проблемы со сверстниками, учиться разрешать конфликты, работать в команде и развивать эмпатию.

Групповая игротерапия особенно полезна для детей с проблемами в общении, страдающих от социофобии, или тех, кому просто трудно коммуницировать со сверстниками. Она также помогает детям, которые переживают семейные трудности, такие как развод родителей или потеря близкого человека.

Отметим, что проведению групповой игротерапии должна предшествовать ее индивидуальная форма, обеспечивающая снятие острой симптоматики и подготовку ребенка к работе в группе.

Потому что в отличие от индивидуальной игротерапии (противопоказанием может выступать сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка), для групповой игротерапии круг противопоказаний значительно шире и включает ярко выраженные детскую ревность, агрессивность, асоциальное поведение, а также, ускоренное сексуальное развитие и актуальное стрессовое состояние.

Важно держать во внимании, что деятельность терапевта направлена на каждого члена группы в отдельности, а не на группу в целом, так как коррекция группы как социальной единицы не является задачей.

 

 

 

  • Виды игротерапии (в случае если критерий — теоретический подход):

 

 

 

1.1) Игротерапия в психоанализе;

Игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическая деятельность, в которой ребенок, находясь в среде без внешнего давления и запретов со стороны социального окружения с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей, выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения. Среди основных целей:

установление аналитической связи, эмоционально позитивного контакта между ребенком и взрослым, позволяющего игротерапевту осуществлять функции интерпретаций и трансляций ребенку символического значения детской игры; принимать участие в игре ребенка иорганизовывать в игре актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов.

1.2) Игротерапия, центрированная на клиенте;

Данная терапия преследует цель предоставить ребенку возможность быть самим собой, не переделывать его, тем более, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам.

Основная задача — создание или восстановление значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации личностного роста и развития.

1.3) Игротерапия отреагирования;

Представляет собой структурированную игровую терапию для работы с детьми, переживающими травмирующее событие. Основатель данного направления американский психолог Морено Джекоб Леви, исходил из того, что игра предоставляет детям возможность отреагирования.

В рамках этого подхода игротерапевт воссоздает соответствующую обстановку, чтобы специально подобранные игрушки помогли ребенку восстановить опыт, вызвавший у него реакцию тревоги.

1.4) Игротерапия построения отношений;

В этом виде терапии взгляд сконцентрирован на лечебной силе эмоциональных отношений между терапевтом и клиентом. В данном случае не предпринимается никаких усилий для того, чтобы объяснить или интерпретировать прошлый опыт, все базируется на чувствах и реакции «сию минуту». Гипотеза состояла в том, что дети постепенно приходят к пониманию того, что они являются отдельными личностями со своими желаниями и могут существовать в системе отношений с другими людьми, обладающими своими специфическими качествами. То есть коррекция заключается в помощи ребенку утвердить свое "Я", чувство собственной

ценности.

1.5) Примитивная игротерапия;

Метод данной терапии находит свое применение в работе школьного психолога для того, чтобы удовлетворить потребности, возникающие в жизни любого ребенка, а не только ребенка с дефектом психического развития. Главная задача использования игровой терапии с детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом.

 

 

 

  • Виды игротерапии, если в основе функции взрослого (терапевта):

 

 

 

2.1) директивная игротерапия;

Директивная/направленная игротерапия предполагает выполнение игротерапевтом функций интерпретации и трансляции ребенку символического значения детской игры, другими словами, взрослый является ключевым в игре с функциями организатора этой игры. Характерными особенностями такого подхода являются заранее подготовленные планы игры, четкое распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций. Ребенку предлагается в готовом виде несколько возможных вариантов решения проблемы, в результате имеет место осознание ребенком себя и своих конфликтов.

2.2) недирективная игротерапия;

Недирективная/ненаправленная игротерапия, будучи для детей с невротическими расстройствами, эмоционально напряженных и подавляющих свои чувства, акцентирует ударение на свободной игре как на средстве самовыражения ребенка. Что позволяет одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи: а) расширение репертуара самовыражения ребенка; б) достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, в) коррекция отношений в системе «ребенок — взрослый». Психотерапевт не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств клиента.

Основная идея коррекции личности ребенка в формировании адекватной системы отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстником, системы конгруэнтной коммуникации.

 

3. Виды игротерапии, базируясь на используемом материале:

3.1) Игротерапия с неструктурированным материалом;

К ней относятся двигательные игры и упражнения (прыганье, лазание), игры с водой, песком, глиной, группа игр, принадлежащих к сфере арт-терапии (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами). Занятия с неструктурированным материалом особенно важны на ранних фазах игротерапии, когда чувства ребенка еще не выделены и не осознаны им.

В частности, игры с водой, красками, глиной дают возможность выразить свои чувства в ненаправленной форме и испытать чувство достижения.

3.2) Игротерапия со структурированным материалом;

Сюда входят игры в семью (людей и животных), агрессивные, кукольный театр, строительные, выражающие конструктивные и деструктивные намерения. Структурированный материал провоцирует выражение агрессии (огнестрельное, холодное оружие), прямое выражение желаний (человеческие фигуры), а также коммуникативных действий (игры в телефон, телеграф, поезда, машины).

Поднимая тему об основных видах и формах игротерапии, также важно помнить различие между понятиями «обучающая функция игры» и «обучающие/развивающие игры». Ребенка не следует заставлять играть. Спонтанность игры детей обеспечивает приобретение разнообразного

опыта, который отлично усваивается постепенно и незаметно в процессе игры. В другом случае, стремление ускорить повышение эрудированности ребенка путем специальных методик, которые также называют играми, может сказать негативно. Посредством такого воздействия на ребенка с целью его обучения и воспитания, в итоге мы блокируем его эмоциональность, то есть из сферы внимания выпадают душевное состояние, психическое развитие, самооценка и формирование системы взаимоотношений.

 

 

 

 

  • Игротерапия для детей, подростков и взрослых

 

 

 

Игротерапия применяется в работе с людьми различных возрастных групп, каждая из которых имеет свои уникальные особенности и потребности.

1. Для детей. Игротерапия часто применяется в работе с детьми, поскольку игра для них является естественным средством выражения. В игре дети показывают свои настоящие чувства и делятся сокровенными мыслями и переживаниями. Игротерапия помогает им справиться с различными проблемами, включая тревогу, депрессию, поведенческие проблемы, травмы и проблемы социального взаимодействия.

2. Для подростков. Игротерапия также доказала свою эффективность в работе с подростками. Она предоставляет им безопасное пространство для исследования своих чувств, вопросов идентичности и проблем социального давления. С помощью творческих и интерактивных игр подростки учатся управлять стрессом, решать проблемы и развивать эмоциональный интеллект.

3. Для взрослых. Несмотря на то, что игротерапия чаще ассоциируется с детьми, она также используется в работе с взрослыми. Игры и творческие методы помогают взрослым выражать и обрабатывать сложные чувства, преодолевать стресс и психологические травмы, улучшать отношения и справляться с тревожностью. Игротерапия особенно полезна для тех взрослых, которым трудно объяснить свои чувства или переживания словами.

  • Загадочный чай / Путевые заметки - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Ульяна Гринь
  • 7 / Рука герцога и другие истории / Останин Виталий
  • Круговорот морали в природе / Аносова Екатерина
  • Котомикс "Что не так?" / Котомиксы-3 / Армант, Илинар
  • Осень / Лещинский Леонид
  • Мой мир скоро рухнет к чертям / 2018 / Soul Anna
  • Афоризм 284. Уход в себя. / Фурсин Олег
  • Вьюжен / Оглянись! / Фэнтези Лара
  • Свидание / Павел Snowdog / Лонгмоб "Бестиарий. Избранное" / Cris Tina
  • Невинные и невиновные / Оскарова Надежда
  • Очаровашка / Рикардия

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль