95-100 / Игра как (Перво)принцип / Тэнзо Данар
 

95-100

0.00
 
95-100

 

 

  • Индивидуальная и групповая игротерапия

 

 

Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведения групповой терапии, выносится на основании анализа истории каждого случая.

Если для индивидуальной игротерапии противопоказанием может выступать сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка, то для групповой игротерапии круг противопоказаний расширяется. Таковыми могут быть:

— ярко выраженная детская ревность, выступающая в форме конкуренции с сибсами;

— явно выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров по группе;

— ускоренное сексуальное развитие;

— крайняя агрессивность;

— актуальное стрессовое состояние.

Групповая игротерапия — это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. Этот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и является эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилакгики.

Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное "Я", повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.

 

 

  • Игротерапия с различным материалом

 

 

В игротераиии используются как структурированные, так и неструктрированные игры.

К структурированным играм относятся игры в семью (людей и животных), агрессивные, с марионетками (кукольный театр), строительные, выражающие конструктивные и деструктивные намерения. Структурированный материал провоцирует выражение агрессии (огнестрельное, холодное оружие), прямое выражение желаний (человеческие фигуры), а также коммуникативных действий (игры в телефон, телеграф, поезда, машины). Предполагается, что возраст детей от 4 до 12 лет является оптимальным для применения этого метода.

К неструктурированным играм относятся двигательные игры и упражнения (прыганье, лазание), игры с водой, песком, глиной, группа игр. принадлежащих к фонду арт-терапии (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами). К неструктурированному материалу относятся вода, песок, глина, пластилин, с его помощью ребенок может косвенно выражать свои желания. Этот материал способствует также развитию сублимации. В частности, занятия с неструктурированным материалом особенно важны на ранних фазах игротерапии, когда чувства ребенка еще не выделены и не осознаны им. В частности, игры с водой, красками, глиной дают возможность выразить свои чувства в ненаправленной форме и испытать чувство достижения.

Показания и противопоказания

• — Эмоциональные состояния после развода родителей;

• — Снижение тревоги у госпитализированных детей;

• — Облегчение состояния при соматических заболеваниях;

• — Для ослабления агрессивного поведения;

• — Для улучшения успеваемости;

• — Для уменьшения затруднений в общении;

• — Для коррекции эмоциональных состояний детей, подвергшихся насилию или живущих в условиях психической напряженности и др.

 

 

 

  • Противопоказанием может выступать:

 

 

• — глубокая степень умственной отсталости ребенка;

• — крайняя степень аутизма;

• — неконтактная форма шизофрении.

 

 

 

  • Структурированная игровая терапия Д. Леви

 

 

Возникла в 1930-х гг. Ее создателем является Д. Леви.

В основе его лежит психоаналитическая теория, в первую очередь идея о том, что игра создает возможность катарсиса. Таким образом, катарсис является центральным понятием.

Основной принцип организации терапевтического процесса в этом подходе состоит в том, что в игре воссоздается травмировавшая ребенка ситуация.

Терапевт начинает проигрывать эту ситуацию, затем побуждает ребенка продолжить и завершить игру.

Ребенок раз за разом разыгрывает травмирующее событие до тех пор, пока связанные с этой ситуацией негативные чувства не ослабнут, и он не сможет ассимилировать их, принять или освободиться от них.

Курс игровой терапии по Леви строится в три этапа

1 этап — установление контакта: свободная игра ребенка, его знакомство с игровой комнатой и психотерапевтом;

2 этап — введение в игру ребенка какой— либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие;

3 этап — продолжение свободной игры ребенка. Д. Леви рекомендует директивный принцип

• Важна тщательная техническая и методическая подготовка сеансов игротерапии. Заранее составляется план ролевой игры с учетом возраста и особенностей психоэмоционального состояния ее участников, а также конечной цели психотерапии.

Преимущество структурированной игров ой терапии заключается в экономии времени психолога,

который воспроизводит в игровой форме событие, ситуацию или конфликт, предшествующий заболеванию ребенка.

Важно, чтобы психолог не добавил к тревоге ребенка собственные волн ения, поэтому использование данного вида игровой терапии предполагает уверенность терапевта в своей способности справиться с этой формой работы.

Роль терапевта заключается в том, чтобы структурировать игровую ситуацию, провоцирующую тревогу, сделать возможным самовыражение ребенка и эмоциональное отреагирование.

Таким образом, цель терапии отреагирования — помочь ребенку избавиться от эмоционального напряжения и достичь катарсиса. Исцеляющими факторами является игровая ситуация, которая структурируется психотерапевтом, и эмоциональная реакция на нее ребенка.

Леви описал три техники освобождающей игровой терапии, которые имеют место в игровой комнате:

Простые способы освобождения:

— освобождение агрессивного поведения (выражается в бросании предметов, прокалывании воздушных шаров и так далее);

— освобождение от инфантильных форм поведения, инфантильных форм получения удовольствия (выражается в сосании воды из детской бутылочки, выплескивании воды на пол и так далее).

Освобождение чувств в стандартизированной ситуации.

Освобождение чувств путем воссоздания в игре специфического стрессового опыта из жизни ребенка.

Достижение наибольшего положительного терапевтического эффекта, по мнению Леви, возможно при соблюдении следующих требований:

Наличие выраженного симптома, которому предшествовало конкретное событие. Проблема не должна быть слишком запущенной.

Предпочтительный возраст детей не старше 10 лет.

Важно, чтобы ситуация, вызвавшая проблему, была уже в прошлом, а не существовала параллельно с процессом терапии.

Структурирование игровой ситуации способствует выполнению конкретных задач: концентрации внимания, обеспечения поддержки и одобрения, установления границ, стимуляции деятельности, сбора информации или интерпретации.

Данную технику можно использовать выборочно с различными клиентами и в разное время с одним и тем же клиентом

 

 

 

  • Директивная и недирективная игротерапия

 

 

Директивная (направленная) игротерапия предполагает выполнение игротерапевтом функций интерпретации трансляции ребенку символического значения детской игры, активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их проигрывание в направлении социально приемлемых стандартов и норм.

Недирективная (ненаправленная) игротерапия проводит линию на свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющее одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи:

1. Расширение репертуара самовыражения ребенка.

2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

3. Коррекция отношений в системе "ребенок — взрослый".

Цель игры в недирективном подходе — помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи. Существуют следующие принципы такой игротерапии:

— непринужденные дружеские отношения с ребенком;

— игротерапевт принимает ребенка таким, какой он есть:

— игротерапевт добивается того, чтобы ребенок говорил о своих чувствах как можно более открыто и раскованно;

— игротерапевт должен в кратчайшее время понять чувства ребенка и попытаться обратить его внимание на себя самого;

— ребенок — хозяин положения;

— нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

— терапевт вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры с реальной жизнью;

— терапевт — зеркало, в котором ребенок видит самого себя.

Основные функции психологов в ненаправленной игротерапии:

1. Организация эмпатического общения, в котором терапевт создает атмосферу принятия ребенка, эмоциональное сопереживание ему и коммуникация этого отношения ребенку.

2. Обеспечение переживания ребенком чувства собственного достоинства и самоуважения.

3. Установление ограничений в игре.

В ненаправленной игротерапии, особенно в ее индивидуальных формах, участие взрослого представляется целесообразным. Здесь игротерапевт принимает на себя двойную функцию:

1. "Идеального родителя", обеспечивающего ребенку полнокровное переживание чувства его принятия, родительского тепла и восполняющего дефицит позитивных детско-родительских отношений.

2. "Равноправного партнера по игре", регрессирующего до уровня ребенка и пытающегося снять его сопротивление терапии, завоевав доверие ребенка уничтожением традиционной дистанции между ребенком и взрослым.

 

 

 

 

 

  • Подведение итогов: текущее состояние и будущее игротерапии

 

 

Сегодня игротерапия широко признана во всем мире как эффективный метод работы с различными психологическими проблемами. Она стала ценным инструментом для психологов и терапевтов, работающих с детьми, подростками и взрослыми.

Благодаря своей гибкости и подходу «на уровне ребенка», она открыла двери для успешного лечения многих психических состояний, включая тревогу, депрессию, ПТСР, проблемы с поведением и многих других.

Будущее игровой психотерапии обещает быть еще более интересным. С внедрением новых технологий, таких как виртуальная реальность, дополненная реальность и цифровые игры, в этой области появятся уникальные возможности. Вместе с тем, потребуется больше исследований для оценки эффективности этих новых терапевтических форм.

Кроме того, продолжается работа над повышением доступности игротерапии для более широкой аудитории, включая тех людей, которые традиционно испытывают трудности в доступе к специалистам по ментальному здоровью.

Игровая терапия в различных вариантах эффективно применяется в работе с широким спектром проблем. Сюда можно отнести эмоциональные проблемы, низкую самооценку и нарушенную Я-концепцию, проблемы общения, агрессивность, психосоматические заболевания, жестокое обращение с ребенком и заброшенность, переживание горя, нахождение в условиях госпитализации, навязчивые действия, трудности обучения и др.

Современной тенденцией в развитии игровой терапии является интеграция различных подходов. В частности, существует определенная тенденция к сближению психоаналитического и гуманистических подходов в игровой терапии. Выявляется все больше общих факторов воздействия в этих моделях, в психоаналитическом подходе все больший акцент делается на социальные взаимодействия.

В настоящее время игровая терапия в ее различных модификациях является, возможно, одним из наиболее активно развивающихся направлений. В частности, все более популярным становится интеграция игровой и семейной терапии, привлечение детей к семейной терапии, использование игры в семейной терапии. Рассмотрение этих подходов не входит в задачи данной главы, мы ограничились лишь основными моделями.

Способность играть является показателем психического здоровья ребенка. И поэтому можно полностью согласиться со словами К. О’ Коннора: «…лечение завершено успешно, когда ребенок демонстрирует способность играть импульсивно и с радостью»

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль