9. Животное начало человека. / Трактат о счастье. Часть I / Оганезов Армен
 

9. Животное начало человека.

0.00
 
9. Животное начало человека.

— По-моему, уже пора перекусить, — предложил я, когда мы дошли до Владимирского проспекта, — на улице Правды есть кафе-ресторан грузинской кухни «Сабатони». Предлагаю зайти туда, там очень вкусно, по-домашнему готовят. Как Вы относитесь к грузинской кухне?

— Прекрасно, особенно когда блюда такие острые, что пламя из-за рта и дым из ушей валит! — пошутила Лена.

— В смысле «упаси бог», или «это здорово»? — переспросил я, не поняв её шутки.

— Пойдёмте, пойдёмте, немного перца в нашей пресной жизни будет совсем не лишним, — засмеялась Лена.

Минут через 15 мы уже сидели за столиком в уютном кафе. Приветливый официант с улыбкой на лице взял у нас заказ. Из холодных закусок мы выбрали рулетики из баклажанов с орехами и сациви, а из горячего — долма и хинкали.

— Официант уж очень приветливый, это не Вы его, случайно, загипнотизировали? — улыбнулась Лена.

— Нет, — рассмеялся я, — они здесь все такие! Если кто их и загипнотизировал, то, скорее всего, хозяин заведения. Благодаря прекрасной кухне и приветливости официантов, этот ресторан пользуется большой популярностью у посетителей. Здесь в любой день полно народа.

Сациви и хинкали, действительно, оказались очень острыми, хотя кроме восторженных возгласов, никакого пламени изо рта у Лены я не наблюдал. Но, надо признаться, все блюда без исключения были очень вкусными. Сытые и довольные, мы выползли из ресторана.

— Пойдёмте, я провожу Вас домой, — предложил я.

— Я счастливая как слон. Уверена, Вы сейчас будете доказывать мне, что человек не может быть счастлив в неидеальном обществе, — потянулась Лена.

— Вы читаете мои мысли. Я расскажу о выводе, к которому пришёл.

— Попытаетесь испортить мне настроение своими выводами? — засмеялась Лена.

— Почему же? Это довольно занятно. Итак, мы с вами уже выяснили, что счастливая жизнь каждого человека внутри социума достижима только в идеальном обществе. Последнее возможно при отсутствии расслоения, несправедливости, эксплуатации и паразитизма. Человечество на протяжении всего своего существования боролось с этим. Восстания, бунты, революции и перевороты приводили постепенно к расшатыванию существующего строя, ускоряя переход к более прогрессивному. Однако искоренить расслоение, несправедливость, паразитизм и эксплуатацию никому так и не удалось. Проблемы построения идеального общества люди видели в недостаточно верных идеях и учениях, в характере лидеров революций и переворотов, в личностях руководителей или во вмешательстве недружественных, воинственно настроенных государств. Они не догадывались, что проблемы имеют более глубокие корни — в природе самого человека.

— Неожиданный вывод, — удивилась Лена. — Из него следует, что человечество не может быть счастливым по определению и неспособно построить идеальное общество в принципе?

— Я этого не говорил, но решение этой задачи лежит совсем в другой плоскости, впрочем, дослушайте. Человечество недалеко ушло от животного мира, в котором непрерывно идёт борьба между представителями одного и разных видов. Это защита от врагов или самки от посягательств соперников, охота на добычу, соперничество за богатые ресурсами территории, за пищу. Борьба идёт практически всех со всеми. Исключение составляет защита собственной стаи, прайда, стада. И сколько бы ни призывали людей жить и работать во блага всего общества, как бы ни объясняли им, что из процветания всего социума складывается благополучие каждого его члена, человечество продолжает жить по принципу «своя рубашка ближе к телу». И такое поведение, к сожалению, неискоренимо, поскольку зашито в сознание людей на уровне инстинктов. Поэтому, какой бы работой ни занимался человек, какую бы должность ни получил, какой бы власти ни достиг, он прежде всего думает о себе и своей семье, в редких случаях — о ближайших родственниках. И в такой ситуации наивно предполагать, что человек, дорвавшийся до власти, станет думать о счастье и благосостоянии всех своих подчинённых или поданных. Исключения, конечно, бывают, но они очень редки. Следовательно, можно заключить, что равноправие, справедливость, честность, порядочность не присущи человеку от природы. Эти качества пытаются воспитать религия, теоретики коммунизма и другие философы. Но, будучи неестественными для человека, они быстро выветриваются в любой благоприятной ситуации.

— Так что же делать? — не выдержала Лена. — Неужели человечеству нельзя привить необходимые социальные качества?

— Оказывается, можно, если относиться к человеку не как к венцу эволюции, а как к разумному представителю животного мира.

Подойдя к переходу, мы увидели парня и девушку, целующихся взасос, не обращая внимания на прохожих. Кто-то проходил, не обращая на них внимания, другие стыдливо отворачивались, остальные бросали на них осуждающий взгляд.

— Да, да, относиться именно как к представителям животного мира, — повторил я своё заключение.

В субботу мы опять, не договариваясь, встретились с Леной на площади у метро Владимировская. Я заметил её в толпе, обступившей уличного музыканта, напевающего какую-то унылую песню под гитару. «Хорошо, хоть в ноты попадает, — подумал я и вспомнил тех, кто поёт в электричках метро, собирая деньги за дополнительно создаваемый шум».

— Здравствуйте, Лена! — поздоровался я, прикоснувшись к её плечу.

— Ой, а я и не заметила, как Вы подкрались, — приветливо улыбнулась она.

— Не удивительно, качество кошачьих у меня в крови, я ведь Лев по гороскопу.

— А у меня, вероятно, охота на львов в крови, я ведь Стрелец по гороскопу, — парировала Лена.

Мы выбрались из толпы зевак и пошли в сторону Владимирского собора. Возле входа, как всегда, стояло много нищих и попрошаек. Завидев меня издали, они все разом повернулись и, протянув ко мне руки, запричитали:

— О, Магсус! Даруй нам свет! Укажи нам путь!

Мы постарались с Леной скорее преодолеть этих экзальтированных, неадекватных людей, которые ещё долго выкрикивали мне вслед свою странную просьбу.

— Опять они обращаются к Вам «Магсус»! — удивлённо воскликнула Лена. — Вы можете мне объяснить, что это значит?

— Мне самому интересно, почему меня так называют? И почему кто-то знает обо мне больше, чем я сам?

— Что бы это имя ни значило, но только это «ж-ж-ж» неспроста! — задумчиво произнесла Лена.

— М-да… Хочу поделиться с Вами кое-какими размышлениями о возможности прививки человеку качеств, необходимых для построения идеального общества, — перевёл я тему.

— И каким же образом? — живо заинтересовалась Лена.

— В биологической лаборатории ставили над крысами следующий опыт. Два стеклянных аквариума были соединены между собой проходом. Во втором аквариуме на небольшом возвышении прикреплялся кусок сыра, который был хорошо виден из первого. В первый аквариум запускали голодную крысу, которая, увидев во втором аквариуме сыр, тут же устремлялась к нему и с удовольствием поедала его. И так поступали четыре дня. На пятый день, перед тем как запустить крысу в первый аквариум, во второй поместили другую крысу, которая тут же принялась уплетать закреплённый кусок сыра. Наша подопытная увидела, что её сыр уже кто-то ест. Но это нисколько не смутило её, и она тотчас направилась к стеклянному проходу между аквариумами, но, получив сильный удар током, отскочила. И теперь, каждый раз, при попытке подобраться к сыру, когда его ела другая крыса, она получала разряд. Если же второй аквариум был пустой, она могла спокойно перебраться в него и полакомиться сыром. Через две недели у подопытной вырабатывался прочный условный рефлекс. Когда она видела во втором аквариуме другую крысу, то спокойно сидела на месте. Если же он был пустой, то подопытная, не раздумывая, перемещалась в него и поедала свой сыр. Вот так можно привить социальные навыки животному, в нашем случае крысе. Этот опыт обучил её правилу, что отнимать еду у сородича нельзя.

— Вы и с людьми предлагаете также поступать? — изумлённо спросила Лена.

— Человеку, в отличие от крысы, можно объяснить правила социального поведения, и в большинстве случаев он их примет и безукоризненно будет выполнять. Но если в человеке просыпается животное начало, и он, невзирая на правила социального поведения, поступает как эгоист или паразит, то воспитать его можно только таким же способом, как и нашу подопытную крысу. Причём с каждым очередным нарушением правил увеличивать силу стимуляции. Если же человек не обучаем и продолжает игнорировать правила, то его после нескольких стимулирующих наказаний необходимо просто изолировать от общества.

— Кто же будет оценивать его поведение, воспитывать и наказывать, в случае нарушения правил? — прервала меня Лена. — Опять назначаемые на эти должности люди, прежде всего думающие о личной выгоде?

— Для реализации механизма обучения правилам социального поведения, — продолжал я, — необходимы объективные и безотказные инструменты фиксирования нарушений, осуждения и наказания. Существующие сегодня силовые и судебные системы такими качествами не обладают, и посему не годятся для построения идеального общества.

Некоторое время мы молча шли по Невскому проспекту в сторону Дворцовой площади. Лена старалась переварить сказанное мной. Видимо, такой прагматичный подход к человеческому воспитанию шокировал её. Она внезапно представила себя маленькой девочкой в детском саду, где строгие няни обучают её пользованию ложкой и горшком и жестоко наказывают её при любой ошибке.

— Однако продолжим, — вывел я Лену из забытья. — При стремлении человека к личному счастью его потребности сталкиваются с интересами других людей. Обычно такие столкновения разрешаются посредством борьбы, переворотов, революций и войн. Чтобы разрешить эти противоречия без конфликтов, необходимо выработать общий свод законов, регулирующих поведение людей в таких ситуациях, аналогично правилам дорожного движения. Перекрёсток с безотказно работающими светофорами идеально справляется с регулировкой при условии, что все участники движения чётко выполняют правила. Но что произойдёт, если хотя бы один из водителей вылетит на красный свет? Столкновения машин и массовые жертвы среди шофёров и пешеходов неизбежны. Также и в случае социальных законов. Они могут работать только при условии поголовного их исполнения всеми членами общества, и тем более начальством, руководителями, администрациями и чиновниками всех уровней. В противном случае результат от принятия этих законов будет аналогичным, описанному в побасёнке Карела Чапека: «Мы, кролики, заключили договор с курами о том, что не будем пожирать друг друга. Посмотрим, что скажет на это ястреб». Какого рода законы необходимо установить для успешного построения идеального общества? Они должны регламентировать взаимоотношения между отдельными людьми, между человеком, семьёй и социумом. Если стремление к счастью одного человека делает несчастным другого, то действия его должны пресекаться. Если же стремление к счастью одного человека делает счастливым и другого, то действия его должны максимально поддерживаться. Логика здесь проста. Чем счастливее общество, тем полнее и легче человек удовлетворяет свои потребности, и, следовательно, чувствует себя счастливей.

— Мне такие правила поведения нравятся! — воскликнула Лена. — Занимайся чем хочешь, главное, чтобы твоя деятельность не делала несчастнее других!

Дойдя до Большой Морской улицы, мы свернули в сторону Триумфальной арки и, пройдя под ней, вышли на Дворцовую площадь. Несметное количество роллеров, перегоняя друг друга, носилось по её периметру, вокруг Александровской колонны. Мы решили пересечь площадь по диагонали, в сторону Зимнего дворца.

Увидев железную ограду вокруг колонны, я с грустью вспомнил те славные времена, когда ещё не было никакой решётки и можно было беспечно посидеть на её гранитном подножии. Здесь же, почему-то всплыла в памяти мерзкая зелёная ограда в Летнем саду, превратившая некогда прекрасное место отдыха в зону выгула «заключённых туристов». Понятно, что таким образом городская администрация защищается от вандалов. Только как так получилось, что мирные и законопослушные горожане и гости нашего города вдруг в одночасье превратились в вандалов?

Мы прошли с Леной вдоль сада Зимнего дворца и вышли на Дворцовую набережную. Прислонившись к гранитному парапету, молча смотрели на проплывающие мимо катера. Неожиданно мне в голову пришла идея.

— Лена, а что Вы делаете в эти выходные? — спросил я.

— Пока ещё не решила, а что?

— Предлагаю сплавать на остров Валаам. В пятницу вечером теплоход отходит от причала «Уткина Заводь», а в воскресенье утром возвращается в Питер.

— Вы меня приглашаете? — спросила Лена, лукаво улыбнувшись.

— Конечно, — засмеялся я.

— В таком случае «у матросов нет вопросов», — обрадовалась Лена. — С удовольствием!

— Тогда я заказываю билеты. Встретимся в пятницу в 19:00 на причале «Уткина заводь». Вот на всякий случай мой номер.

— Наконец-то! — воскликнула Лена. — Не прошло и полгода, и Вы решили-таки обменяться телефонами. А вот мой.

Она прислала мне свой номер по СМС. Я сохранил его в памяти мобильника и, переполненный благодарностью, чмокнул Лену в щёчку. Смущённо потерев её, Лена произнесла только одно слово:

— Однако…

  • [А]  / Другая жизнь / Кладец Александр Александрович
  • САМОЛЕЧЕНИЕ ПО ДОКТОРУ КЕВОРКЯНУ / Павлухин Сергей
  • Наливай / В ста словах / StranniK9000
  • Дежурное блюдо / Кулинарная книга - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Лена Лентяйка
  • Сапоги № 15/2 / Z.M.E.Y.
  • Курочка ряба (Бойков Владимир) / Мечты и реальность / Крыжовникова Капитолина
  • О потерянной дружбе / Евлампия
  • 1 / Комикс "Три чёрточки". Выпуск первый / Сарко Ли
  • Корнишон для Джонни Деппа / братья Ceniza
  • до абсурда / Пахнет липами / Анна
  • Свеча / Свеча в руке / Хрипков Николай Иванович

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль