14. Деньги больше не нужны. / Трактат о счастье. Часть I / Оганезов Армен
 

14. Деньги больше не нужны.

0.00
 
14. Деньги больше не нужны.

Совершив полный круг вдоль стен кремля, мы увидели на берегу реки Волхов небольшое уютное кафе «На причале», над которым поднималась тоненькая струйка белого дыма.

— Шашлык! — почти одновременно воскликнули мы с Леной, и тут же почувствовали, что уже оба не прочь подкрепиться.

Заняв один из маленьких домиков в стиле бунгало, в котором помещались столик и две скамейки, мы заказали две порции шашлыка с квасом.

— Магси, объясни мне, пожалуйста, зарабатываемые баллы в Идеалии — это аналог электронных денег? — спросила меня Лена, пока жарились наши шашлыки.

— Нет. Баллы — это некий статус, престиж, степень, рейтинг, можно называть их как хочешь, но они не расходуются на приобретение человеком каких-либо предметов или при заказе услуг. Они только устанавливают лимит на все твои затраты в течение года. Человек с высоким количеством баллов может себе больше позволить, поскольку лимит на расходы у него выше. Баллы не накапливаются и не расходуются, они присваиваются человеку в соответствии с приносимой обществу пользой и могут только корректироваться в ту или иную сторону. Но если человек давно не приносил обществу ощутимой пользы, то баллы могут постепенно уменьшаться. Например, человек изобрёл какое-то устройство, которое используется в производстве. За него человеку начисляется определённое количество баллов. Пока это устройство востребовано в производстве, количество баллов, полученное за него, будет постоянным. Но как только устройство морально устареет и перестанет использоваться, баллы, полученные за это изобретение, начнут постепенно таять, пока не обнулятся полностью. Так что система начисления баллов — это довольно сложный механизм и зависит от множества факторов.

Принесли наш шашлык, и мы набросились на него, словно не ели уже несколько дней. Разделавшись с кусочками сочного ароматного мяса, Лена снова обратилась ко мне:

— А как в Идеалии организовано школьное и высшее образование? Есть ли там какой-нибудь аналог стипендии? И как начисляются балы за успеваемость?

— Образованию в Идеалии уделяется едва ли не главное внимание, поскольку считается, что только образованный народ может эффективно созидать и работать на благо всему обществу. В школу дети поступают с 6-и лет. Первые 4 года они учатся в общеобразовательных классах по 20 человек в группе. За это время определяются индивидуальные способности и наклонности детей, и следующие 4 года они учатся уже в классах с широкой специализацией по 15 человек в группе. На этом этапе снова происходит оценка их способностей и профессиональной предрасположенности, и очередные 4 года они уже учатся в узкоспециализированных классах в группах по 10 человек. Итого, школьное обучение длится 12 лет. Заканчивают школу они уже совершеннолетними. Всё обеспечение школьников, как и у других членов общества — бесплатное. Сюда относятся: повседневная одежда и школьная униформа, домашнее и школьное питание, учебники, транспортные расходы и др. Родители тратят свои средства только на их развлечения, игрушки и путешествия. Баллы ученикам назначаются в соответствии с их успеваемостью. Они дают учащимся некоторые бонусы в оплате дополнительных расходов, а также имеют значение для поступления в высшие учебные заведения. Никаких вступительных экзаменов в вузы не существует. Ученик подаёт заявку на поступление в один или несколько выбранных вузов, и зачисление происходит только в соответствии с количеством набранных за годы учёбы баллов, наличию свободных мест и престижностью вуза. Зачисление происходит автоматически. Люди к приёмному процессу не допускаются, — закончил я, отпивая квас из кружки.

— Как интересно! — воскликнула Лена. — Я даже представить себе не могла, что где-нибудь будет существовать такая прогрессивная система школьного образования. А как организованно обучение в вузах? — заёрзала от нетерпения Лена.

— Что касается обеспечения студентов, то они также бесплатно получают всё необходимое и для жизни, и для учёбы. Всё что сверх того каждый может приобрести за свой счёт, при наличии необходимого количества баллов. Поэтому никаких стипендий студентам не выплачивается.

— С ума сойти! А у нас практически во всём мире высшее образование платное… Правда, в Советском союзе оно было бесплатным, — добавила Лена, сделав вид, что смахивает слезу.

— За время учёбы студенты также зарабатывают балы, в соответствии с успеваемостью. Студента не отчисляют даже с низкой успеваемостью, если он успел заработать много баллов. Это своеобразный кредит доверия. Но при долгой низкой успеваемости баллы постепенно тают, и при достижении нуля, студент попадёт в специальное исправительное учреждение. Через некоторое время студента могут восстановить в учёбе, или, посчитав его неперспективным, устроить на какую-нибудь работу. В случае тунеядства его просто изолируют от общества. Ближе к окончанию учёбы, в соответствии с набранными баллами, студентов либо разбирают по кафедрам для обучения в аспирантуре и преподавания в том же вузе, либо с учётом личных пожеланий, распределяют по организациям и научным институтам. Решающую роль в трудоустройстве опять же играет соответствие набранных баллов запросам этих учреждений.

Лена, не выдержав, захлопала в ладоши.

— Вот это я понимаю! Вот это образование! Почему я родилась не в Идеалии? — захныкала она.

— Вот когда построим такое же общество, наши дети, а, скорее всего, уже внуки, смогут жить и учиться, как в Идеалии, — успокоил я Лену и попросил счёт у официантки.

— Давай покатаемся? — предложил я Лене, указывая на стоящий у причала катер.

— Ура! Чур, я буду капитаном! — радостно воскликнула она.

— А ты все местные мели и топляки на Волхове знаешь? — поглумился я над ней.

Лена скисла и виновато посмотрела на меня исподлобья.

— Лучше доверим вести катер капитану, а сами подышим воздухом на верхней палубе, — добавил я.

— Уговорил, речистый! — лицо Лены вновь озарилась улыбкой, и она взяла меня под руку.

Удобно расположившись за столиком на верхней палубе, мы приготовились к увлекательному маршруту по реке Волхов до озера Ильмень и обратно. Теплоход тихо зарычал и отошёл от пристани.

— Магси, вот ты всё время рассказывал о баллах, получаемых за успеваемость или приносимую обществу пользу на работе. А если ты занимаешься обычным творчеством?

— Если творчество — это профессиональная деятельность, оно оценивается так же, как и любой другой полезный труд. Если же это увлечение, то заниматься этим никто не запрещает, только все расходы будешь нести сам. Скажем, если любишь рисовать, то приобретать мольберты, холсты и краски будешь за свой счёт и никаких балов за картины не получишь, разве что ими заинтересуется какая-нибудь общественная организация. В этом случае твоими картинами украсят какой-нибудь интерьер, а ты за общественно полезную работу получишь определённое количество баллов. Заниматься рисованием сможешь только в свободное от учёбы или работы время. В противном случае у тебя сгорят все баллы, и ты, прослыв тунеядцем, окажешься в исправительном учреждении. В Идеалии придерживаются важного принципа: чтобы человек был счастлив, он должен заниматься только любимой работой. Если же она не доставляет человеку удовольствия и не приносит ему счастье, общество поможет найти другую — любимую работу. Если рисование картин приносит человеку больше удовольствия, чем основная работа, то лучше заниматься этим профессионально: устроиться где-нибудь на работу художником или оформителем, а ещё лучше поступить в соответствующее учебное заведение.

Катер проплывал мимо живописного холма с руинами древнего Благовещенского храма на вершине, воздвигнутого ещё в 1103 году. Заметив мой интерес к полуразрушенному зданию на берегу реки, Лена объяснила:

— А это всё, что осталось от Рюрикова городища, когда-то служившего резиденцией русских князей. А ещё раньше здесь было пристанище варяжского рэкета, контролировавшего водный маршрут. Все следовавшие по нему купцы обязаны были платить рэкету "за защиту", — иронично заметила Лена.

— Вторая древнейшая профессия? — засмеялся я.

— Магси, вот ты говоришь, что в Идеалии многое бесплатно. Товары, продукты питания, услуги. Откуда на всё это берутся средства? — вернулась Лена к старой теме.

— Во-первых, в Идеалии труд в десятки раз эффективнее, чем у нас, потому что все люди счастливы, занимаются исключительно любимой работой, у большинства из них качественное высшее образование. Голова у них не забита насущными проблемами жизнеобеспечения, связанными с вечной нехваткой денег на всё необходимое. У них много свободного времени, они могут полноценно отдыхать, заниматься спортом, путешествовать, что в конечном счёте сказывается на их высокой отдаче и работоспособности. Во-вторых, они исключили из своей жизни деньги, что также способствовало повышению производительности в десятки раз.

— А можно с этого места поподробнее? — прервала меня Лена. — Это как это?

Видя замешательство на её лице, я решил начать издалека:

— По Марксу, деньги — это товар, являющийся всеобщим эквивалентом для всех других товаров. Согласна?

— Ну да, — удивлённо ответила Лена, не понимая, к чему я клоню.

— Представим, что хот-дог с сосиской стоит 120 рублей, следовательно, 120 рублей — эквивалент одного хот-дога? — снова спросил я.

— Правильно, — недоумённо ответила Лена.

— А теперь представим, что зимняя женская куртка стоит, ну, предположим, 10 000 рублей, следовательно, 10 000 рублей — эквивалент одной куртки?

— Допустим, — согласилась Лена.

— А вот тебе эксперимент! Ты не ела несколько дней, и тебе на выбор предлагают 120 рублей или хот-дог, что ты выберешь?

— Смеёшься? Конечно, хот-дог!

— Ну а если, 10 000 рублей или хот-дог?

— Однозначно хот-дог!

— Вот видишь, когда ты голодна, деньги перестали быть эквивалентом еды, сколько бы их тебе ни предлагали. Их есть нельзя!

И ещё эксперимент. На улице мороз. Ты насквозь промёрзла, а тебе на выбор предлагают куртку или 10 000 рублей. Что возьмёшь?

— На чёрта мне 10 000! Холодно ведь!

— То-то! Деньги снова перестали быть эквивалентом! Когда холодно — деньги на себя не оденешь! — заключил я.

— И что ты этим хочешь сказать? — удивлённо спросила Лена.

— А то, что любой товар или услуга имеют реальную ценность, поскольку могут принести тебе действительную пользу. Единственно, что не имеют ценности, и не могут принести никакой пользы, если ты в чём-то нуждаешься — это деньги. Они были введены в обиход для облегчения обмена товарами, поэтому функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Накопление денег в руках одних людей и их вечная нехватка у других способствовала расслоению общества, появлению эксплуатации. Некогда полезный инструмент товарообмена в руках мошенников-банкиров превратился в инструмент порабощения. Взятые из воздуха кредиты, дающиеся людям под залог реального имущества, сумасшедшие проценты, ипотеки, и многое другое превратили банкиров в паразитов, которые делают нерентабельной практически любую деятельность. И это всё стало возможным после того, как люди поверили, что деньги — это ценный товар, и позволили паразитам-банкирам влезть посредниками между любым товарообменном, совершаемым людьми. Так вот, в Идеалии исключили этих паразитов-посредников из производственных отношений. Эффективность и прибыльность любого производства, любой работы и услуги после этого выросли в десятки раз. Вот откуда в Идеалии средства на бесплатное жизнеобеспечение его жителей, — закончил я, разглядывая разноцветные купола храмов за крепостной стеной на правом берегу реки.

— Это Юрьев монастырь, — объяснила Лена.

— Ты же здесь никогда не была? Откуда всё знаешь? — удивился я.

— В наше-то время интернета и при большом желании можно не только обо всём узнать, но и во многих случаях совершить виртуальные экскурсии, — горделиво ответила Лена.

— Ну и что интересного о нём можешь рассказать, в двух словах.

— В двух словах? — засмеялась Лена, — Хорошо. Основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Всё!

— Супер! Теперь точно захочу навестить его и узнать, что там произошло с тех пор до нашего времени, — рассмеялся я.

— А вот ты в двух словах можешь объяснить, как в Идеалии живут вообще без денег? Как люди рассчитываются за товары и услуги?

— Как и мы сейчас — электронными картами. "Заработанные" за общественно полезный труд баллы открывают лимит на приобретение определённого количества товаров и услуг в год. То есть, общая стоимость их не должна превышать установленного лимита. По истечении года происходит корректировка лимита в соответствии с текущими баллами, и предоставляется новый лимит на год. Неиспользованные в предыдущем году средства не сохраняются. С начала года открывается новый лимит в соответствии с текущим количеством баллов. Таким образом, новая условная единица стоимости лишилась функции накопления. Баллы нельзя брать в долг, в кредит и расплачиваться за что-либо и с кем-либо вне установленного личного лимита. Никакие несанкционированные операции с этой картой невозможны.

— То есть, полный контроль всех покупок? — уточнила Лена.

— С его потерей начинаются преступления, злоупотребления, паразитизм. Идеальное общество без контроля невозможно по определению. Главное, не доверять осуществление этого контроля людям, — засмеялся я.

Наш катер вышел в озеро Ильмень, сделал небольшой круг и снова вернулся в устье реки Волхов. Лена постояла у кормы, любуясь бескрайними водными просторами озера, вернулась за столик и, прижавшись ко мне, спросила:

— Мне вдруг стало интересно, в каких домах живут люди в Идеалии? Могут ли передавать их по наследству своим детям? Куда переезжают их дети, когда взрослеют и женятся?

— Я знал, что рано или поздно у тебя возникнет этот вопрос, — улыбнулся я. — В Идеалии нет частной собственности, кроме всяких мелочей. Например, дома или автомобили не могут находиться у людей в собственности, а тем более передаваться по наследству. В Идеалии считают, что все заслуги перед обществом, заработанные родителями, не могут передаваться детям по наследству. А тем более, связанные с ними дорогостоящие вещи и объекты. Каждое молодое поколение должно само утверждаться в жизни и зарабатывать себе баллы и связанные с ними возможности. Это мотивирует молодёжь на учёбу, работу и творчество на благо общества. В противном случае это порождало бы ленивых и чванливых отпрысков знаменитых родителей, которые не созидали бы ничего нового, а только пользовалась оставленным наследством. Поэтому, дома, квартиры, машины и другие дорогостоящие объекты сдаются людям в наём, соответствующий их заслугами, иногда пожизненно. Что, кстати, выгоднее приобретения всего этого в собственность. Детям родители могут передать только свои знания и опыт, ну и разные бытовые мелочи. Тем же, которые уезжают учиться в другие города, по прибытии сразу предоставляются бесплатные комнаты в общежитиях. А если молодые люди решили пожениться, то они могут остаться в отдельной бесплатной комнате в общежитии, либо взять в наём небольшую квартирку, за которую им уже придётся расплачиваться с учётом заработанных баллов. Незарегистрированное сожительство в Идеалии не приветствуется. Это, конечно, не запрещается, но молодые люди лишаются всех бесплатных льгот, которые сопутствуют парам, находящимся в официальном браке. Таким образом, общество мотивирует и стимулирует молодых людей создавать полноценные крепкие семьи, а не заниматься многолетними экспериментами «на совместимость». Ну что, ответил на все вопросы? — закончил я своё длинное повествование.

— Вполне! Эту информацию надо ещё переварить. На первый взгляд разумность некоторых решений вызывает сомнение… Но если считать, что в Идеалии достигли своей главной цели — построили счастливое общество, то, вероятно, это уже хорошо продуманные и проверенные годами решения.

— Я понимаю, как трудно принять современникам общественный строй, в котором нет ни денег, ни частной собственности. Но им также не понять, что значит жизнь, заполненная интересной работой, мыслями о научных открытиях и технических проектах, о творческих достижениях, не отвлекаясь на непрерывный поиск достойной работы, доступного жилья и денег на самое необходимое. Когда вместо ежедневного поглощения назойливой рекламы о прекрасной, но недоступной красивой жизни, ты занимаешься её созиданием и сам же пользуешься всеми её благами.

— Это точно! — вздохнула Лена, — нас только кормят сказками о прекрасной жизни, хотя она с каждым годом всё хуже и хуже…, и та непрерывно утекает, как песок в часах.

— А больше всего обидно, что похожие идеи были и у теоретиков социализма. Но они в своих теориях не учли животное начало человека!

Оставшуюся часть дороги мы молчали, любуясь проплывающими за бортом пейзажами. Сегодня я обрушил на Лену столько новой информации, сколько её ранимое воображение не в состоянии было переварить.

  • Две статуи / Травка Мария
  • Моя первая картонная любовь / Хрипков Николай Иванович
  • Хит / Авалон / Раин Макс
  • Валентинка № 3 / «Только для тебя...» - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Касперович Ася
  • Вещий сон / Ула Сенкович
  • До свиданья, мама! / Дальняя Ольга
  • Лепка - reptiliua / Игрушки / Крыжовникова Капитолина
  • Как рождаются стихи / О поэтах и поэзии / Сатин Георгий
  • За окном / Из души / Лешуков Александр
  • Посмотрите на небо / Стихи-3 (Стиходромы) / Армант, Илинар
  • Легенда. Армант, Илинар / "Легенды о нас" - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Cris Tina

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль