8. Эфемерность современного счастья. / Трактат о счастье. Часть I / Оганезов Армен
 

8. Эфемерность современного счастья.

0.00
 
8. Эфемерность современного счастья.

Вернувшись из Царского села, мы с Леной опять не договорились о будущей встрече. Но через день я вдруг почувствовал непреодолимое желание оказаться вечером у Мучного моста на канале Грибоедова. Я уже знал, что подобные желания были связаны с какими-то назревающими событиями. Поэтому я быстро оделся и выскочил из дома.

Через 25 минут я уже подходил к Мучному мосту со стороны Гороховой улицы. Издалека я заметил на нём Лену. Опустив голову, она что-то рассматривала в воде.

— Здравствуйте, Лена! — радостно окликнул я её.

Увидев меня, она рассмеялась:

— Я так и знала, что Вы сейчас откуда-нибудь появитесь. Обычно я просто перехожу по мосту на другую сторону, а сегодня словно какой-то внутренний голос заставил меня остановиться в середине. Вот я и подумала, не Ваши ли это проделки?

— А Вы каждый день здесь ходите? — поинтересовался я.

— Я работаю рядом, а мой дом на той стороне, — объяснила Лена.

— И у меня появилось навязчивое желание оказаться у моста к 6 вечера. Так что, это какая-то внешняя сила организует наши встречи, — улыбнулся я, — хотя я на неё не в обиде.

— Я тоже, — призналась Лена и застенчиво улыбнулась.

— Ну раз так, то предлагаю немного погулять по центру города, а потом можно зайти куда-нибудь перекусить. Как на это смотрите?

— Прекрасно! После рабочего дня — самое то.

— Лена, Вы просто чудо. Своей непосредственностью сражаете наповал, — засмеялся я.

Мы пошли по набережной в сторону Невского проспекта.

— Лена, в прошлый раз Вы рассказали мне, как возникло неравенство между людьми. А что было дальше? Могли бы кратко пробежаться по всем эпохам до наших дней?

— Почему кратко? Хотите поскорее от меня избавиться? — лукаво спросила Лена.

— Ну что Вы. Просто зародившийся в древнем мире паразитизм дошёл до нашего времени, зачем же его смаковать? Достаточно бегло ознакомиться с особенностями этой мерзкой привычки у народов в разные эпохи.

— Уговорили. В Средние века в Европе возникло феодальное общество. Короли, герцоги, бароны и рыцари владели землёй, а простой люд — крестьяне и ремесленники — вынуждены были работать на своих хозяев.

— А на Руси?

— На Руси в Средние века также существовало социальное деление. К высшему классу относились служители культа, князья, бояре, дружинники, к низшему сословию — горожане, «люди» и рабское население. "Люди": свободные крестьяне или зависимые — смерды. Рабское население: холопы и челядь. Со временем крестьян навечно привязали к земле, после чего они стали называться крепостными. Высшее сословие владело землёй, а низшее должно было в поте лица работать на своих хозяев. Для сохранения такого положения дел использовались дружинники.

— Ясно, а в Новое время?

— Перенесёмся в XIX век. Капиталисты владеют фабриками и заводами, все ресурсы, орудия труда — в их руках. У рабочего класса нет ничего, и чтобы не умереть от голода, они вынуждены работать по 16 часов в сутки. Таким образом, происходит эксплуатация рабочего класса и крестьянства.

— Паразитизм никуда не делся. А в XX веке?

— Первая попытка построить социалистическое государство. Идеи, заложенные в его основу — справедливость, равенство, отсутствие эксплуатации — могли привести к созданию счастливого общества, однако реализация этих замыслов не соответствовала заявленным идеям. Фактически всё превратилось в замаскированную эксплуатацию народа кучкой партийных лидеров, позже называемой номенклатурой. В социалистическом обществе, как и в феодальном, была создана иерархия, различающаяся по распределению общенародных благ и степенью своих возможностей. Только теперь это были не герцоги, бароны и рыцари, а партийные руководители разных уровней. Охранялась эта система отношений комитетом госбезопасности, министерством внутренних дел и армией страны. Не было справедливости, не было равноправия, качество жизни большей части людей соответствовало уровню бедности или чуть выше.

— Счастливое, справедливое общество так и не было построено! Что же изменилось в наше время?

— После развала СССР страна пошла по пути регресса и деградации. Мало того, минуя капиталистический строй, мы сразу же оказались в неофеодальном. Не буду сейчас разбираться в тонкостях и причинах этого явления, отмечу только, что в настоящее время мы вновь имеем социальное расслоение людей, но на этот раз в роли эксплуататоров выступают олигархи с огромной армией чиновников, а эксплуатируемыми является всё остальное население, включая мелких предпринимателей. А гарантируют незыблемость современного государственного строя всё те же силовые структуры, свод новоиспечённых законов и существующая судебная система.

— И как бы печально это ни звучало, но люди при социализме были счастливее, чем сегодня, — вздохнул я с грустинкой в голосе, — пока существуют паразиты — пожиратели человеческого счастья, — ни о каком идеальном обществе можно даже не мечтать.

Мы дошли до Казанского собора, свернули на Невский проспект и пошли в сторону площади Восстания. Вдали услышали звуки барабана и тарелочек и увидели приближающуюся процессию Кришнаитов в свободных пёстрых нарядах. В их одеждах преобладали яркие оранжевые, жёлтые и розовые цвета. Вскоре поющая и танцующая процессия поравнялась с нами. Мужчины били в барабаны — мриданга, женщины — в тарелочки — караталы и все дружно танцевали и распевали свою любимую мантру:

«Харе Кришна, Харе Кришна,

Кришна, Кришна, Харе, Харе,

Харе Рама, Харе Рама,

Рама, Рама, Харе, Харе».

Возглавлял процессию пожилой человек, который выделялся среди прочих своими движениями и индусским обликом, в отличие от славянской внешности всех остальных в процессии — вероятно, это их духовный лидер. Заметив меня, он вдруг резко остановился и подал знак рукой остальным. Кришнаиты тот же час перестали петь и танцевать и с любопытством посмотрели на меня. Лидер собрал руки на груди в жесте «аджали мудра» и, склонив голову, произнёс: «Гуру Магсус!». Все кришнаиты тот же час повторили его приветственный жест, поклонились мне и хором произнесли: «Гуру Магсус!». Индус подал рукой какой-то знак, и толпа кришнаитов обступила нас с Леной, заиграла и запела:

«Гуру Магсус, Гуру Магсус,

Магсус, Магсус, Магсус Гуру,

Гуру Магсус, Гуру Магсус,

Магсус, Магсус, Гуру, Гуру».

После чего все повторили жест «аджали мудра», поклонились мне и продолжили процессию по Невскому проспекту, танцуя и весело напевая:

«Харе Кришна, Харе Кришна,

Кришна, Кришна, Харе, Харе,

Харе Рама, Харе Рама,

Рама, Рама, Харе, Харе».

— И что это было? — спросил я Лену, провожая взглядом удаляющуюся процессию.

— «Гуру» — это «учитель». А «Магсус» в этом словосочетании должно быть имя? И чьё же? — спросила Лена и с любопытством посмотрела на меня, словно впервые увидела.

— Вы намекаете на то, что они меня так называли? — спросил я с изумлением.

— Я ни на что не намекаю…, только это всё «страннее и страннее», как говорила Алиса.

Озадаченные этим словосочетанием, мы продолжили прогулку по Невскому, ловя на себе любопытные взгляды невольных свидетелей произошедшего.

Вскоре я успокоился, вновь углубился в свои размышления о природе счастья и поделился ими с Леной:

— Интересно, а можно ли ощущать себя абсолютно счастливым в неидеальном обществе?

1. Многие считают, что таковыми могут быть монархи. С одной стороны, они способны без труда удовлетворить большую часть своих потребностей, но, с другой стороны, их на протяжении всей жизни подстерегают опасности, как внутри страны — борьба за власть между правительственными группировками и родственниками, так и с внешней — угроза со стороны недружественных государств. А в случае поражения в войне они могут лишиться не только свободы, но и жизни. Кроме того, далеко не все из них могут позволить себе вступить в брак по любви. Я уже не говорю, что на монархах лежит ответственность за судьбу страны и народа.

Следовательно, власть не может быть фактором счастья, поскольку её непременно сопровождают отсутствие чувства безопасности, невозможность семейного благополучия, высокая ответственность за других.

2. Большинство людей считает, что фактором счастья является богатство. Имея несметное количество денег, золота, драгоценностей, земель, недвижимости и производств, можно позволить себе практически всё: приобретать любые предметы роскоши, отдыхать в престижных уголках Земли, испытать неслыханные удовольствия и развлечения, воплощать свои самые сумасбродные мечты, влиять на власть имущих. Но, одновременно с этим, жизнь богатых людей постоянно подвергается опасности со стороны соперников, бандитов, властных структур. Власти мечтают отнять все эти богатства, посадив толстосума в тюрьму и наложив арест на все его имущество. Аферисты не теряют надежды отщипнуть часть его средств обманным путём, в том числе и «любимые» жёны при очередном разводе.

Следовательно, богатство тоже не может быть фактором счастья, поскольку его владелец вынужден выживать в агрессивной среде, где полностью отсутствует чувство безопасности, угрозы подстерегают как вне, так и внутри дома.

3. Многие считают, что важнейшим фактором счастья является наличие любящей семьи. Плюсы: нежность, страсть, тепло, взаимная забота и поддержка. Минусы: нескончаемые обязанности, материальное обеспечение семьи, огромная ответственность за всех его членов, вечное состояние выбора между желаемым и семейным долгом, большая вероятность конфликтов, разводов, неблагодарность детей.

Таким образом, любящая семья сама по себе не может быть фактором счастья, поскольку все положительные моменты жизни в такой семье нивелируются ограничением свободы выбора, несметным количеством обязанностей и хрупкостью сохранения прочных отношений.

4. Предположим, родители оставили человеку громадное наследство, или он получил огромную сумму на свой банковский счёт от таинственного поклонника. И теперь у него появляется возможность бесконтрольно тратить их на сиюминутные удовольствия и радости: на отдых, развлечения, вкусную еду, алкоголь и прочее. Могут ли такие сиюминутные удовольствия и радости являться фактором счастья? Жизнь показала, что в чрезмерном количестве любые наслаждения и развлечения быстро надоедают и со временем уже не приносят положительных эмоций. Человеку нужны всё более сильные стимуляторы: аттракционы и рискованные виды спорта, шоковые зрелища, сильнодействующие наркотические вещества и др. А такого рода развлечения уже связаны с риском для здоровья и жизни, до лишения которых они рано или поздно доводят. А при резком прекращении получения сильных стимуляторов, например, при помещении такого человека в закрытую лечебницу или тюрьму, у него возникают болезненные состояния в виде фрустраций и ломки.

Таким образом, сиюминутные удовольствия и развлечения не могут быть факторами счастья, поскольку они непродолжительны, и со временем приносят больше страдания и неприятностей, чем наслаждения.

5. Человек ощущает себя счастливым, когда обладает свободой выбора, то есть, может принимать любые независимые решения и поступать всегда так, как ему хочется. Необходимость подчиняться правилам, навязанным обществом, социальной средой, религией или семьёй, делает его несчастным. К сожалению, свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Поэтому свобода выбора не может быть фактором счастья, поскольку, живя в социуме, человек не может быть свободным от него, а следуя правилам поведения, вынужден ограничивать себя, теряя при этом ощущения счастья.

6. Можно ощущать себя счастливым, когда есть цель и успешное продвижение к ней, сколь сложным бы не был путь к её достижению. Счастье при достижении цели может быть ярким, но длится обычно недолго. Оно ограничено во времени. Нельзя добиться чего-то и потом быть счастливым всю жизнь. Насладившись им, человек ставит перед собой другую цель и приступает к её осуществлению.

Однако само наличие цели не может быть фактором счастья, поскольку при возникновении на пути человека непреодолимых преград, чаще всего из-за противодействия других людей, у него возникает глубокое разочарование и, соответственно, ощущение несчастья.

7. Большую часть жизни человек занят каким-либо делом: создаёт, творит или работает. При этом он ощущает себя счастливым, если воспринимает своё занятие или работу как увлечение, приносящее удовольствие и доход. Например, в научной работе совмещается стремление к поставленной цели, любопытство и жажда познания. Поэтому, занимаясь исследованиями и делая время от времени научные открытия, человек настолько увлечён, что забывает о других бытовых или физиологических потребностях.

Но и занятие любимым делом не может служить фактором счастья, поскольку при лишении человека такой возможности, например, при увольнении, закрытии темы или передаче её другому, человек чувствует себя глубоко несчастным.

В результате этих размышлений я пришёл к заключению, что в неидеальном обществе нет таких людей, которые бы ощущали себя абсолютно счастливыми.

  • Сны / Вашутин Олег
  • По уши влюблённый / Рапирой слова / В. Карман, Н. Фейгина
  • Не пересекутся миры / Королевна
  • Лица / Nostalgie / Лешуков Александр
  • Пр принцессу / Рояль в кустах / Калле
  • По тонкому льду / Онегина Настя
  • Самая Долгая ночь (Аривенн) / Лонгмоб «Когда жили легенды» / Кот Колдун
  • Токсоплазма. Адреналиновое равновесие. 2-2 / Абов Алекс
  • Клад / Белка Елена
  • Хлеб святого дня / Всякоразные миньки. / Раин Макс
  • Спелый лист кленовый лёг к твоим ногам / Боцман

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль