Курс «Мастерство» - #4: Сюжет
 

Курс «Мастерство» - #4: Сюжет

+23

Это страшное слово «структура» — без нее никуда. В каждой сцене, в каждой главе и во всем произведении должна быть структура. Ни одного лишнего слова, ни одного лишнего описания или героя — все должно двигать сюжет, раскрывать идеи, максимально полно создавать картинку в голове читателя.

Многие не любят работать по плану — скучно, убивает творчество. Но что если сам процесс планирования сделать процессом творческим? Пусть меняется план, пусть сцены переходят из главы в главу, а мы будем за этим удобно следить. С такой штукой всегда можно легко вернуться в процесс или взглянуть на произведение целиком.

Это задание, как и все задания курса «Мастерство», подготовлены по материалам Светланы Гольшанской и Фиал.

 

Это задание на весь январь — не спешим и помогаем друг другу.

 

Общие принципы курса "Мастерство"

Общие принципы курса:

 

10 число — объявление задания,

10 — 24 число — выполнение задания,

25 число — распределение взаимопроверки, объявление списков в исходном топике,

25 — 10 число следующего месяца — чтение заданий друг друга, обсуждение.

 

Каждое выполнение задания оформляется участником в виде отдельной темы в блоге «Курсы»

 

Заголовок: Курс «Мастерство». Имя Участника — Название задания

Теги: клуб романистов, сессия 4, курс мастерство, имя участника, название задания

 

Последней строкой в тексте должно быть:

Участвую во взаимопроверке

или

Не участвую во взаимопроверке

 

За каждое выполненное задание участник получает баллы, равные стоимости задания.

Обсуждение и помощь по мере поступления работ приветствуются, за комментарии от 300 знаков начисляется дополнительный балл.

Участники взаимопроверки получают четыре задания, которые нужно прокомментировать до 10 числа следующего месяца.

 

Пока обязательства по взаимопроверке не выполнены (если 10 число следующего месяца уже прошло), участник не допускается ни до какой активности в клубе, но не может быть исключён из-за этого из состава сессии.

 

Подробное описание курса.

 

Построение сюжета

Человеческая жизнь — это цепь событий, в которой причины и следствия не всегда ясны. В литературном произведении все логически связано: одно вытекает из другого; все лишнее, не имеющее отношения к действию, отсекается.

Логическая последовательность действий героев — это и есть сюжет произведения.

Событие — изменение внешней или внутренней среды, которое приводит к переоценке ценностей и изменению мотивации.

Т.е. не каждая сцена в произведении — событие. Но если сцена не событие, то скорее всего ее стоит выкинуть.

В каждой ситуации выбора необходимо внешнее давление.

Событие меняет вектор движения, и в итоге финал не равен исходной цели.

Свойства события:

• неотменяемость

• непредсказуемость

• уникальность

Ссылка

Элементы сюжета

1. Экспозиция — время, место действия, состав и взаимоотношения персонажей.

Экспозиция — в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющей начало развертывания фабульного действия. Располагается в начале, реже в середине или конце произведения. Если экспозиция помещается в начале произведения, она называется прямой, если в середине — задержанной.

Элементы экспозиции — частые гости в камерных детективах. Действительно, начало произведения — самое удачное место для экспозиции, но если она по воле автора располагается в другом месте, это вызывает повышенный интерес у читающего, потому что, как правило, автор должен разумно объяснить, насколько это важно.

2. Завязка — событие, которое провоцирует развитие конфликта.

Является началом (завязыванием) действия (развития фабулы).

3. Нарастающее действие (развитие) — череда событий, которая берет начало от конфликта. Действие нарастает и достигает пика в точке кульминации.

4. Кризис — конфликт достигает пика. Противоборствующие стороны встречаются лицом к лицу. Кризис имеет место либо непосредственно перед кульминацией, либо одновременно с ней.

5. Кульминация является результатом кризиса. Зачастую это самый интересный и значительный момент в произведении. Герой либо ломается, либо сжимает зубы и готовится идти до конца.

Кульминация — момент наивысшего напряжения в развитии действия, максимально обостряющий художественный конфликт. В кульминации происходит или намечается перелом, подготавливающий развязку.

Кульминация с развязкой ходят, крепко держась за руку, и чтобы грамотно разорвать их, требуется сюжет не дюжинной мощи.

6. Нисходящее действие — череда событий или действий героев, ведущая к развязке.

7. Развязка — конфликт разрешается: герой либо добивается поставленной цели, либо остается ни с чем, либо гибнет.

Развязка — это результат действий персонажей и никак иначе. В античных пьесах все проблемы могло разрешить божество, спущенное на сцену на веревочках. С тех пор нелепый финал, когда все конфликты устраняются мановением жезла колдуна, ангела или начальника, называется бог из машины. То, что подходило древним, только раздражает современников.

Ссылка

1. План — стоимость задания 4 балла

План хорош как для ненаписанного произведение, так и для готового черновика, он позволяет изменить масштаб восприятия текста, оценить произведение в целом, отыскать провисания сюжета и незавершенные сюжетные линии. Над планом хорошо размышлять, всё ли «щёлкнуло» и встало на своё место, не осталось ли белых пятен, упущенных возможностей и недозатянутых пружин.

План может быть в любой удобной и комфортной для вас форме: в таблице excel или google sheet, в word, блокноте или просто топиком на МП, или даже чёрной гелевой ручкой (в этом случае сфотографируйте его для нас). Но самое главное — план не должен быть высечен в камне, в прямом и переносном смысле: т.е. хороший план меняется в процессе творчества параллельно с самим произведением.

Хорошо, если вы будете отмечать в плане элементы сюжета и события. Важно помнить, что не должно быть ни одной «пустой» главы, не содержащей события (см. теорию выше). Обязательно каждый раз проверяйте каждую главу: а действительно ли здесь случилось нечто принципиально новое для героя? что изменилось?

 

Вот одна из форм выполнения плана, но вы можете оформить его на ваш вкус:

 

Форма для выполнения задания (часть 1)

Форма для выполнения задания (часть 1)

<b>Работа по заданию, часть #1. План </b>
<b><u>Экспозиция</u></b>
<b>Глава </b><Название главы>
<b>Событие 1</b>
<b>Событие 2</b>
…
<b><u>Завязка</u></b>
<b>Глава </b><Название главы>
<b>Событие 1</b>
<b>Событие 2</b>
…
<b><u>Развитие</u></b>
<b>Глава </b><Название главы>
<b>Событие 1</b>
<b>Событие 2</b>
…
<b><u>Кризис</u></b>
<b>Глава </b><Название главы>
<b>Событие 1</b>
<b>Событие 2</b>
…
<b><u>Кульминация</u></b>
<b>Глава </b><Название главы>
<b>Событие 1</b>
<b>Событие 2</b>
…
<b><u>Развязка</u></b>
<b>Глава </b><Название главы>
<b>Событие 1</b>
<b>Событие 2</b>
…
<i>Все ли линии завершены? </i>
<i>Можно ли удалить какие-то из событий, не изменив при этом сюжет?</i>

 

Можно сохранить себе копию шаблона моего текущего рабочего плана и изменить под ваши нужды: google sheet. Формулы для подсчёта количества глав от лица каждого героя и количество написанного текста работают автоматически. Крайне удобно при подаче прогресса ;-)

 


 

2. Составляем график напряженности сюжета — стоимость задания 2 балла за каждую сюжетную линию

Композиция обусловливает формирование интереса читателя. Интересная завязка заинтересовывает человека, побуждает его читать дальше. Перипетии, каждая из которых увеличивает напряжённость конфликта, усиливает интерес, который достигает максимума в момент кульминации. Развязка разрешает конфликт и понижает напряжённость сюжета. Интерес читателя удовлетворён и снижается.

Если композиция будет нарушена, то интерес читателя, скорее всего, снизится. Человек закроет книгу и забудет о ней.

Для примерной оценки напряжённости сюжета условимся, что каждая перипетия будет добавлять сюжету 2 балла напряжённости, каждая разрешённая перипетия станет отнимать 2 балла, а каждая частично разрешённая – отнимать 1 балл.

Как вариант, можно не ограничиваться 2 и 1 баллами, а использовать любые значения, в том числе и отрицательные, чтобы наглядно показать перепады в жизни героев.

Ссылка

Для тех, кто не боится таблиц, рисовку графика можно автоматизировать, используя шаблон (google sheet, .xlsx, .xls), в котором есть пример с Красной шапочкой, для наглядности

 

Что почитать?

Что почитать?

 

1. Юрген Вольф. Школа литературного мастерства

Глава 5. Волшебный вопрос «Почему»

 

Применение техники «Почему?» для создания сюжета
Другой полезный вопрос «Что может произойти потом?»

Глава 7. Секреты захватывающей истории

 

2. Найджел Ватс. Как написать повесть

 

Глава 3. ФАБУЛА

Глава 4. ВОСЬМИПУНКТОВАЯ ДУГА

Глава 5. ВТОРОСТЕПЕННЫЙ СЮЖЕТ И СИМВОЛИЧНОСТЬ

 

3. Джеймс Фрэй. Как написать гениальный роман

 

II. Три золотых правила писателя: конфликт! конфликт! конфликт! (53 — 76 страница)

IV. Принципы построения сюжета (109 — 126 страница)

 

4. Роберт Макки. История на миллион долларов.

 

Часть 3. СТРУКТУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИСТОРИИ

 

5. Как написать идеальную сцену

 

6. Блэк Снайдер. Спасите котика

Глава «Разбор полетов»

 

 

обсуждения приветствуются в темах по ссылкам

Удачи! Спрашивайте, помогайте друг другу, предлагайте — будем менять или расширять задание, если нужно.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль