Ротгар_Вьяшьсу: рецензия на произведение Зимы Ольги и Гофер Киры "Проклятие Айсмора"
 

Ротгар_Вьяшьсу: рецензия на произведение Зимы Ольги и Гофер Киры "Проклятие Айсмора"

22 августа 2016, 14:39 /
+26

writercenter.ru/blog/final/zima-olga-gofer-kira-proklyatie-aysmora.html

 

Я видел небо в стальных переливах и камни на илистом дне,

И стрелы уклеек, чья плоть тороплива, сверкали в прибрежной волне.

Ещё было море и пенные гривы на гребнях ревущих валов

И крест обомшелый в объятиях ивы, чьи корни дарили мне кров.

 

А в странах за морем, где люди крылаты,

Жил брат мой — он был королём.

И глядя, как кружатся в небе фрегаты,

Я помнил и плакал о нём.

 

Сергей Калугин: Рассказ Короля-Ондатры

 

Есть истории, которые нужно воспринимать разумом, а такую историю нужно воспринимать сердцем. Я не совсем из целевой аудитории подобных историй, и, повосторгавшись «прогрессивными» произведениями на ККП пристать в гавань провинциального и не большого Айсмора мне было не просто.

 

Самого страшного, однако же, не случилось, текст было приятно читать за счёт уровня автора, повествование вызывает эмоции, а это означает, что книга живая. Однако же, сцена здесь очень локальна, сюжет не большой и по времени, и по количеству действия, и персонажей явно поменьше, чем я бы хотел повстречать в проработанном фэнтези.

 

Просто привык восторгаться по книгам изящным и сложным конструктам в сюжете и в мире, психологии и размышлениям, хорошему слогу, цепляющим фишкам, или берущей читателя в оборот и не отпускающей до конца книги захватывающей атмосфере.

 

Ещё этот Айсмор самодостаточный сам по себе, как неспешный образ жизни в провинции по сравнению с жизнью в Столице. Это и не   хорошо, и не плохо, каждый должен решать сам для себя, насколько ему будет уютно при переезде в небольшой город из мегаполиса. Конечно, в большом городе много возможностей, но и патриархальный уклад имеет свои преимущества. Понятно, что у разных людей текст может вызывать разное отношение. Это как повстречать вдруг огромную рыбу посреди городского канала. Отношение будет различным у моряка, обывателя, и у охотника на водных чудовищ.

 

Здесь есть цепляющий слог. Но красивые легенды в городских мифах не завершены по своей логике, как говорят, не все ружья стреляют в сюжете. Для любовного текста здесь мало романтики. Атмосфера озёрного города в целом присутствует, но становится много сильнее в завершающих главах.

 

Секретарь и винир очень даже понравились: главный гад оказался не таким даже гадом, а скорее, подходящим героем для своего места и времени. Хочу сказать: харизматичность у градоуправителя и секретаря очень даже присутствует, а вот у города атмосферы вкупе с аутентичной узнаваемой харизмой сырого и мрачного города ещё не достаточно.

 

Отсюда следует рекомендация авторам, — обратить больше внимания на согласование содержания с исполнением. Конкретно, как сделать, не знаю, окромя как продолжать развивать свой литературный вкус. А ещё, полагаю, своё ощущение гармонии текста приходит со временем к каждому автору, так что нужно лишь нарабатывать опыт.

 

Здесь есть харизма людей. Стражник-Бэрр, и Бэрр-королевич, его соперники секретарь и винир, и злодейский корсар замечательно работают на атмосферу. И даже сам Гаррик получился вполне живым, узнаваемым. Если и можно эти образы назвать архетипами, здесь они вплетены в текст органично и до того грамотно, что тут уж нельзя обвинить авторов в злоупотреблении штампами. А вот многие другие «направления» Айсмора раскрыты ещё не достаточно, многим чертам озёрного города хотелось бы добавить весомости и чётких логических связей с другими деталями персонажей и города.

 

Можно сказать, авторы попытались собрать из своих уникальных лекал оригинальный узор. Во многом это у них получилось, мне сложно назвать этот текст клоном чего-то, но, как мне кажется, потенциал замысла авторов реализован не полностью, и в узоре Айсмора есть ещё много пропущенных пятен над которыми стоит работать.

 

Важные посылы, придающие смысл тексту есть. А теперь о цепляющих фишках. В некоторых книгах они бывают таким, что по всем направлениям всё у автора плохо, и читается через силу и слёзы, но остановиться нельзя, потому что цепляет. Здесь же по всем направлениям хорошо всё у автора, на 4,5 из 5 баллов, но почему-то всё вместе не складывается.

 

Если честно, пишу рецы одновременно со чтением, так что мнение может меняться в процессе. Дочитал до конца, и скажу, сочетание разных частей текста в роман сложилось лишь только в последних 20-% произведения.

 

В повествовании не хватило жемчужин, которые бы заставляли восторженно ахнуть. К таким удивительным фишкам отношу и красивости, умности в тексте, необычный сюжет, достоверных героев, и моменты, которые тронули душу. Цепляющие фишки в своём комлексе заработали ближе к концу произведения, как раз после разговора Игрид с виниром о происхождении Бэрра. И я знаю, что именно привлекло мой читательский интерес, и включило внимание, а не просто режим наблюдения.

 

Какие-то вещи, которые автор рассыпал по тексту, неожиданно стали цепляющей фишкой, когда появился конфликт интересов, и две стороны попытались переиграть на чужом поле друг друга.

 

Отсюда следует рекомендация: доработать сюжет и добавить конфликтные точки в начале, для удержания внимания читателя. Некоторые предложения по атмосфере, сюжету и исполнению приведены дальше в рецензии.

 

Сам роман весьма небольшого размера. Причём, не вся его часть является топливом для сюжета. По решению и исполнению сюжетных конфликтов, по тому, как здесь всё случилось, этот текст ближе к сказке. И есть убедительный посыл и цепляющий момент исполнения, только вот не везде, восприятие особо цепляющих фишек размывается на объём произведения.

 

Не любовный роман, но романтика есть. И романтика, посыл и настроение сыграли бы сильнее в виде рассказа об Айсморе. Рекомендация: переделать сей текст, сократив до рассказа, и тогда выйдет рассказ на самом деле классным, цепляющим. Либо же увеличить объём, наполняя роман описанием, эпизодами и атмосферою, расширяющими 'осязание' содержимого.

 

В самом деле, для большого романа здесь ещё мало вещей, за которые взгляд бы сумел зацепиться, а суть главной истории из главы 1-20 можно бы рассказать за одну алку.

 

Текст не совсем вписывается в привычные для меня рамки, либо по содержанию, либо по способу изложения, так что было не ясно, как его анализировать. Начнём с того, что по объёму и числу общих линий это не роман, а просто средняя (по времени действия) повесть. Решил рассмотреть, что ещё может быть в Айсморе, если следовать логике. Так что будем считать, что раскрыты не все грани озёрного города и хочется большей экскурсии по памятным знакам Айсмора.

 

Скажем так, не все архетипы из языка фэнтези раскрылись в произведении. Стражники. В романе о стражниках нужно больше иметь характерного стражникам! Ладно, элемент детектива в произведении есть. Дальше, стражники могут быть либо авантюрно-лихими, что означает привнесение юмора в произведение, либо цинично-нуарными. Знаете, ведь хорошему парню тяжело быть на должности, где его боятся и ненавидят, без профдеформации. Авторы, мне показалось, что Ваш Брэгг ближе к командору Вайсу у Пратчетта, чем к Фраксу с Фархайтом.

 

Хочется либо большего юмора и авантюризма — это путь авантюрного фэнтези, либо большей и вполне обоснованной фэнтезийности — т.е. увеличения сложности проработки и эпичности фэнтези, либо большей жёсткости и реализма, — это путь тёмного фэнтези. Таким образом у нас пока не совсем роман, скорее холст с нанесёнными линиями, где в описаниях фонов и атмосферы предстоит добавлять ещё светлых и ярких, цветных или сумрачных красок.

Всё таки по балансу текст слишком серьёзен и мрачен, но ему не хватает немножко сгущения темноты. А воздушность и сказочность хороши по себе, но не придают убедительности достаточно жёстким событиям. Достаточно важные для сюжета события писались здесь иногда слишком мягкими красками.

 

Рекомендация: добавить в историю больше брутальных, жестоких и тёмных моментов, повышающих уровень мрачности и добавляющих петли к сюжету. Ведь бывает реалистичная чернуха, это фу, если она чем-нибудь не обоснована в посыле, а бывает фэнтезийная, и даже сказочная жестокость и мрачность.

 

Вот на фоне подобранной мрачности волшебность и сказочность будут смотреться сильней и иначе.

 

А теперь предложения по сюжету и атмосфере.

 

Первое. Айсмор портовый, и почти что морской город. Хотелось бы больше эклектики и смешения культур, и побольше морских ощущений и терминов. Помяну ККП, в Проклятом Капитане, Химерах есть моряцкая атмосфера, у Вас что-то такое промелькнуло, когда пошла поговорка про уведённую мачту.

 

Оригинальная ругань озёрников это есть хорошо. Но это фольклор береговых обывателей в рыбацкой деревне. Я бы хотел ощутить, как натягиваются сети в руках, как озёрная сырость проникает под куртку, как отражения фонарей города качаются на поверхности, словно горящие очи чудовищ, как завывает пронзительно ветер на флюгерах и на крышах над Айсмором, как блестит разделочный нож, и горит чешуя свежепойманной рыбы.

 

А ещё Айсмор бюрократический город, погрязший в коррупции. Взгляд со стороны секретаря и винира подан был замечательно. Но мне бы хотелось взглянуть на Озёрный ещё с нескольких убедительных точек зрения.

 

Айсмор это город рыбацкий. И в нём есть свои нахлебники и работяги. Я бы хотел посмотреть на мир глазами простого морского бродяги, корабельника и рыбака. Который занимается тяжёлым трудом, побеждает стихию, и вдруг перед ним через всю пелену дождя с ветром вырастает вдруг Айсмор. Всё совсем как по Джеку Лондону.)))

 

Можно здесь показать, как винир лишает рыбацкого труженника многого. И поверьте, это позволит сильнее показать атмосферу и жадность винира, чем сухая строка в биографии. Разумеется, ещё надо тут показать отношение работяги к Брэггу. На винира рыбак не надеется, а вот на цепного пса винира…

 

Ещё сам Айсмор это город бандитский. Несомненно, здесь будут и те, кто живёт на халяву. Работники длинных ножей могут быть опасными людьми и объединятся в серьёзные гильдии. Для того, что бы находиться с городом в равновесии, они должны быть в союзе с Брэггом и виниром. Брэгг контактирует с ними в расследованиях, бандиты ненавидят его, и находятся в взаимовыгодным договоре с виниром.

 

Отношение ОПГ и их членов-бандитов до Брэгга добавляет штрихов к атмосферности города. Стало быть, я хочу посмотреть на теневую сторону жизни Айсмора.

 

А ещё Айсмор это город богатый. И работает тут у нас ещё и геополитика. Айсмору сильно завидуют соседи. И айсморцы, наверное, многим мешают. Покажите мне, как задание корсара входит в козни соседей.

 

С точки зрения стражников не хватило суровости Брэгга. Пусть хотя бы покажут, как он на мечах тренируется.

 

В противостоянии между виниром и Брэггом, их взглядов на будущность Айсмора не хватило мне обоснования кульминации отношения винира до Брэгга. Скажем так, что винир испугался истечения власти, но испугался ещё не до конца, и ещё не совсем убедительно.

 

А ещё Айсмор град суеверий. Не хватило раскрытия через легенды что на самом деле виновны соседи в падении Мэнии. Раскрытия сути чудовища и “Проклятия Айсмора”. Что это, жадность и бережливость, начиная с обломков от корабли и мешка с первым золотом? Не хватило тогда мне сильнейшего эпизода про жадность, что бы раскрыл суть “источника” Айсмора. Да, и чудовище. Надо бы обыграть, это Брэгг так шумел и так топал ночами за Ингрид (в главе, где про волка), либо чудовище, и если да, то почему, и что же это всё значит.

 

Не хватило мне более ясного раскрытия темы, что проклятие Айсмора это жадность и поиски выгоды.

 

Предлагаю намётки к сюжету, раскрывающие и эпичность и мрачность.

 

У королей Мэннии была особая сила. Т.е., они были самыми сильными в этом мире. Естественно, что бы соседи в открытую не сдюжили против такого колдунства. И враги Мэннии, под которыми сохранились у айсморцев “тёмные люди” создали артефакт против магии королевичей.

 

Допустим, им был особенный меч, и владеть им могли только члены особой фамилии. Этим мечом и создал “Падении Мэннии”, убили самого главного короля, развязали войну и так далее.

 

В самом Озёрном Городе этим мечом победили чудовище.

 

Между тем, соседи Айсмора, недовольные его укреплением посылают корсара втереться в доверие к виниру и начать разрушение города. Туда же может идти и интрига в финальной главе с похищением бумаг на хорошую бухту. А сгоревшие земли можно скупить по бесценке у беженцев.

 

Винир начинает осозновать, что Брэгг есть король, и начинает бояться до Брэгга. Только вдруг узнаёт легенду про меч, и находит его, понимая, что получил в этом средство от Брэгга.

 

Например, винир подсовывает меч мужу Камиллы (лорд-потомок героя, спасшего град от чудовища) и подговоривает вызвать на дуэль Брэгга.

 

Но потомок героя сразившего чудище нынче же не герой, он как всё в Айсморе, всё делает только ради собственной выгоды, и его не получается настроить выйти против Брэгга.

 

Bинир как-то теряет тот меч и возможность сразить “в битве” Брэгга.

 

Если писать сказку и философию, нужно здесь разрешение эпизода про меч и чудовище с обоснованием их значений и рассуждениями.

 

Если писать реализм, эпик и мрачное фэнтези тогда нужно сделать вот так:

 

Муж Камиллы продаёт этот меч и свою преданность ближайшим соседям Айсмора. Так винир потерял этот меч. После пожара под прикрытием тумана на оставшееся побережье нападают корабли соседей. Брэггу приходится мобилизовать беженцев и отбивать нападение. Жители Айсмора в нём побеждают, ну а Брэгг получает клинок тот в сражении. Теперь уже точно можно сказать, что Брэгг по праву завоевал расположение жителей своей силой в сражении. И с чего начиналось всё в Мэннии, вернулось на круги своя, и в руки правителей Мэннии вернулось сокровище. Увязать что тогда всё случилось с легендой о основании о Падении Мэннии. А легенда то такова, что Мэнния пала, хоть не без помощи тёмных, в междоусобной войне, когда один принци мэннийский сражался за власть с остальным. И привязать, что мятежном принцу подкинули этот клинок, и получается цикл про Эльрика.)))

 

А теперь пара советов тексту и особо вошедшие в память моменты:

— А наверное, господин винир, с чем он ко всем пристаёт – кричит про силу и про кровь. Я слышал только о том, что она что-то знает и про какой-то цветок – не то розу, не то мимозу.

Здесь лучше поставить восклицательный знак для соответствия персонажа!

Баньщик, или же банщик в последней главе, не знаю, как аутентичнее и правильнее будет сказать в тексте.

 

Вот такие моменты понравились:

— Вот так и Ингрид добрым словом вспомнишь, — тихо сказал винир, затем подошел к дивану и тяжело опустился на него, по-стариковски положив руку на занывшее сердце. — Она хоть по чужим ящикам не лазила и ничего своего не воровала. Все-таки насколько с порядочными проще…

Мандариновое дерево качнуло веткой с пониманием и волнением.

— Все же, господин Бэрр, вам надо доверять иногда людям, — укоризненно произнес Гаррик от двери.

Подбежал к Бэрру, затоптал сапогами пламя.

— Да… — прохрипел Бэрр, рассматривая рукоятку ножа в спине корсара. — Ингрид мне тоже все время об этом говорит. — Глядя на подходящего Гаррика, добавил: — Кто тебя так научил метать ножи?

— Вы, господин Бэрр, — сказал Гаррик и протянул руку.

Последняя глава мне понравилась, вот бы весь текст в таком ключе написать, что были такие моменты, как розовый куст в руках Бэрра, обнаружение легендарного первого клада (возможно, в том самом мандариновом дереве?), и возвращении в Мэннию. А для Ингрид и Бэрра, винира, корсара и Гаррика всё закончилось правильно.)))

 

Как-то так получилось, что в этой рецензии более рекомендации, чем ощущения читателя. Напоследок могу заявить, что негативные ожидания не оправдались, так как фабула текста не совсем для меня, полагал, буду читать через силу и не смогу получить удовольствие. Ну а я прочитал с интересом, и этот роман мне понравился.

 

В перспективе текст мог бы получится сильнее, и зацеплять могло бы активнее. Именно с последней главой + эпилог текст сложился в роман. Хотя главы 1- 20 читаются словно рассказ, занимают объём для рассказа по наполнению. Главу 21+эпилог, по-хорошему, нужно продлить на пол-романа.

 

Т.е., с первой по двадцатую главы это только завязка для интересных и важных событий. Я бы хотел послушать песни Альберта на свадьбе у Ингрид и Бэрра, послушать, как чествуют Бэрра спасённые жители, узнать, что случилось с виниром, услышать, как спася крысёныш, и открыл для себя целый мир и свободу. И услышать, что значит “Проклятие Айсмора”. И увидеть, как до второго пожара существовали Брэгг и винир в одном городе. Явно же, что виниру было бы не комфортно рядом с верным правителем Мэнии. И как потом повстречались Брэгг с хозяевами украденной гавани, и как те потом помогли с землёю поселенцам из Айсмора.

 

Так что много осталось за кадром и просится в сиквелы. Вообщем, авторы, не хотелось бы Вам написать продолжение?

 

В любом случае, спасибо Вам за такой замечательный текст здесь на конкурсе! :-)@}->--

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль