Исторический роман, как оно было не в фактах из учебника, а в художественном повествовании… Ну как пройти мимо?
Действия в романе охватывают примерно год с июня 1613-го. Основное место действия – Самара, разоренная как войнами с не-своими, так и жадностью своих. Со знанием предмета и с любовью к истории автор наполняет роман живыми деталями быта, языка, отношений, событий и теми непростыми нитями, что связывают людей и судьбы, о каком бы разрозненном времени ни говорилось.
Поначалу кажется, что вот придет Пожарский Лопата в город на Волге — сейчас быстро порядок наведет, все его не меньше чем за царя-батюшку почитать станут, а потом волны вражеского войска как накатят, так и отхлынут от нововозведенных стен маленькой, но гордой Самары, которая если бы не Пожарский…
Этого не будет. Вернее, будет, но не во всем и не так. И без разочарований от несбывшихся ожиданий.
Автор честен. Честен с историей, с фактами и честен с читателем в том, что жестокие поступки главного героя не поданы под соусом благородства или легкости в достижения цели. Лопата Пожарский прибывает в Самару, где встречает сильное сопротивление людей, обстоятельств, положения. Нищета, голод и разруха; ни жители, ни власти не рвутся помогать ему защищать город от врага. Даже мешают. Каждый из своего интереса и правды. И все, что остается Дмитрию Петровичу — это сцепить зубы, положиться на себя и на своих людей и выбить из Самары то, для чего он пришел. Месяцами трудной подготовки города к обороне он идет через заговоры против него и его людей, через обман и подлоги, идет словно по шею через огромное вязкое болото — рычит, скалится, ругается, под удар попадает все, до чего он может дотянуться, по головам идет… Но иначе, без злости, хитроумия и жестокости, не выбраться ему, не вытащить Самару вместе с жителями и не спасти от разграбления другие русские земли. Пожарский Лопата — это очень сильный герой истории, но в романе показано, что он может быть и уставшим человеком, и злым, и болеющим, и жестоким, и обманщиком, и сердобольным, и кающимся, и надеющимся…
И все-таки он герой! В него веришь. Пожалуй, наиболее точно про него сказано:
«— Думали мы, он разоритель, мздоимец обычный. А он хуже оказался, — полушепотом закончил он рассказ о прошедшем осмотре, — Куда, как хуже. Он, оказывается, герой. А хуже этого быть ничего не может».
Вот какой герой!
Пафосно? Да. Но это здоровый пафос.
Разговоры о любви к Руси и России сейчас нередко приобретают вид рекламного плаката «Рву за отечество тельняшки. Больно. Громко. Дорого». В этом романе ничего такого нет. Наоборот, есть очень образно и доступно высказанные и словом, и делом позиции разных сторон: кто, что и почему готов защищать и перед какой угрозой, кто для кого свой, и кто на что пойдет. После этих глубоких диалогов, мне даже захотелось крикнуть в интернет: «Вместо тысячи комментов о патриотизме — пару глав романа «На волжских берегах»!» Особенно разговор Могутова и Пожарского о корабле, на котором все мы плывем со своим скарбом.
Еще автор показывает, что при всех предпосылках и прогнозах может не произойти того, на что все рассчитывали и к чему готовились: врага ждали-ждали, а он не пришел, зато стало можно перекрыть ему кислород иным способом, не у стен Самары. И перекрыли. Хотя и не готовились.
Сложности положения, в котором действуют герои, точно озвучены Грюнером, капитаном наемников, в адрес одного из людей Пожарского:
«Ты спасаешь русских, убивая русских. Освобождаешь Русь от иноземцев, сжигая русские города, а чтобы защитить русскую крепость, голодом моришь русского мужика. О, боже! Вот это каша».
Да, разобраться сложно.
Роман трагичен, но в том смысле, что «трагедия — это когда все стороны правы». Заслуга автора не только в том, что он придумал множество конфликтов, но и раскрыл их все, доступно показав, что стоит за каждым из участников исторических событий.
Ясно ли донесены мотивы и позиция Мустафы Енгалычева, озвучивающего свои поводы злиться и обижаться на русских? Более чем.
Понятно ли, почему посол Тиханов не дает согласие на путешествие непредсказуемым и опасным путем, более длинным и очень вероятно, неверным? Да.
Открыто ли, почему и за что по-своему правого татарина Енгалычева убивает по-своему правый татарин Акчурин? Безусловно.
Русь обижена, и много обиженных Русью. Нашлось, кому поднять бунт, нашлось, кому и встать у бунтовщиков на пути. На военный поход Заруцкого повлияло всё. Я бы сказала: он хотел растащить Русь, а растащили его собственные силы.
Огромным достоинством назову стиль романа — неторопливый, но не стоящий на месте; с длинными, но сочными описаниями, заставляющими как радоваться, так и содрогаться; с пристальным вниманием к житейским мелочам, составляющим быт; с глубокой проработкой персонажей, с костюмами, с говорами, акцентами и живой речью…
Это очень высокого уровня исторический роман, куда из современного допущен только наблюдатель – читатель.
Однако…
Мне трудно брать на себя смелость за что-либо критиковать «На волжских берегах», но… для его уровня, я бы сказала, что иметь такое количество ошибок в тексте непростительно. Все-таки в романе о русской истории русский язык никто не отменял.
Все, обозначенное ниже, вычищается редактором и корректором, которых, похоже, у романа не было. А жаль.
Разноразмерность глав
Есть глава на 57 страниц, а есть — на 10 (в моей читалке). Не говорю, что надо все одинаково, но не я придумала соразмерность. Если не в одном месте прибавить, а в другом отнять, то хотя бы особо большие главы разбить.
То густо, то пусто
Портреты персонажей даны все сразу, толпами — сначала все, кто плывет на струге, потом все, кто встречает на берегу. А после описанные детали внешнего вида опускаются, не участвуя в действии, а от единожды представленных читательскому вниманию персонажей остаются имена и фамилии. В итоге мне запомнились только Соловцов и Гумер: один за чувства в любовной линии, второй за татарский акцент.
Ошибки и опечатки
Тавтология — «кивнуть головой». А чем еще?Дмитрий Петрович в ответ лишь согласно кивнул головой без особой радости
Зачем число цифрой?На исходе 5 дня скорого безостановочного марша дружина достигла Ярославля,
Ударения в словах обозначены капсом ((( А как же курсив или знак ударения?после которого бОльшая часть куреней ушла восвояси
только таинственный Мустафа по-пержнему был молчалив и задумчив
Ошибки пунктуации
— Все, родная, не мешкай, — а через мгновенье уже деловито и сухо наставлял старика со шрамом, — С ними пойдешь.
Он, вздрогнул, резко подался назад,
— А бес его знает, как — Дмитрий Михайлович сердито смахнул
Отдельная нелюбовь к дефисам при передаче протяжного звучания
— Ммммм, хорош квасок.
— По коняяям!!!
Кое-где надо угадывать смысл...
Наверное, «путь чист»Пусть чист на все стороны, держать не стану.
Кость?дались тебе эти русские? Хочешь вечно служить им, как пес шелудивый за гость голую?
… или даже дописывать
Лопата резво взбежал по ступеням и скрылся за дверью, а Гумер, отмахнувшись от вопросов караульных стрельцов, посмотрел на темную пасмурь неба и, едва слышно прошептав: «», направился к порубу.
Периодически путаются -ться/-тся и не/на
— добавил Ковров таким тоном, что Лопата не понял, гордиться бывший воевода своим сотником-сторожилом или насмехается над ним.
— Потому лежит тебе, Гумер, прямая дорога к калмыкам али ногайцам не торжище.
В примечаниях татарская речь с ошибкой
Если бы Гумер так сказал по-русски, не было бы вопросов, но уж на татарском он не должен так говорить.Вот это воины! Да за такие деньги она должны уметь взглядом убивать
И напоследок
Оставшись абсолютно ногой, она безмолвным приведением стояла в стороне от подруг с опущенной головой
Он жил, словно качался на маятнике между ледяной пустыней и гиеной огненной.
Итог:
— Всем читать. Это круто!
— Автор, в прекрасном романе избавьтесь от ошибок и гиен. Это ужасно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.