Кира Гофер. Рецензия на роман Петра Дубенко "На волжских берегах"
 

Кира Гофер. Рецензия на роман Петра Дубенко "На волжских берегах"

+30

Ссылка на конкурсный топик

 

Исторический роман, как оно было не в фактах из учебника, а в художественном повествовании… Ну как пройти мимо?

 

Действия в романе охватывают примерно год с июня 1613-го. Основное место действия – Самара, разоренная как войнами с не-своими, так и жадностью своих. Со знанием предмета и с любовью к истории автор наполняет роман живыми деталями быта, языка, отношений, событий и теми непростыми нитями, что связывают людей и судьбы, о каком бы разрозненном времени ни говорилось.

  Поначалу кажется, что вот придет Пожарский Лопата в город на Волге — сейчас быстро порядок наведет, все его не меньше чем за царя-батюшку почитать станут, а потом волны вражеского войска как накатят, так и отхлынут от нововозведенных стен маленькой, но гордой Самары, которая если бы не Пожарский…

 

Этого не будет. Вернее, будет, но не во всем и не так. И без разочарований от несбывшихся ожиданий.

 

Автор честен. Честен с историей, с фактами и честен с читателем в том, что жестокие поступки главного героя не поданы под соусом благородства или легкости в достижения цели. Лопата Пожарский прибывает в Самару, где встречает сильное сопротивление людей, обстоятельств, положения. Нищета, голод и разруха; ни жители, ни власти не рвутся помогать ему защищать город от врага. Даже мешают. Каждый из своего интереса и правды. И все, что остается Дмитрию Петровичу — это сцепить зубы, положиться на себя и на своих людей и выбить из Самары то, для чего он пришел. Месяцами трудной подготовки города к обороне он идет через заговоры против него и его людей, через обман и подлоги, идет словно по шею через огромное вязкое болото — рычит, скалится, ругается, под удар попадает все, до чего он может дотянуться, по головам идет… Но иначе, без злости, хитроумия и жестокости, не выбраться ему, не вытащить Самару вместе с жителями и не спасти от разграбления другие русские земли. Пожарский Лопата — это очень сильный герой истории, но в романе показано, что он может быть и уставшим человеком, и злым, и болеющим, и жестоким, и обманщиком, и сердобольным, и кающимся, и надеющимся…

 

И все-таки он герой! В него веришь. Пожалуй, наиболее точно про него сказано:

«— Думали мы, он разоритель, мздоимец обычный. А он хуже оказался, — полушепотом закончил он рассказ о прошедшем осмотре, — Куда, как хуже. Он, оказывается, герой. А хуже этого быть ничего не может».

Вот какой герой!

 

Пафосно? Да. Но это здоровый пафос.

 

Разговоры о любви к Руси и России сейчас нередко приобретают вид рекламного плаката «Рву за отечество тельняшки. Больно. Громко. Дорого». В этом романе ничего такого нет. Наоборот, есть очень образно и доступно высказанные и словом, и делом позиции разных сторон: кто, что и почему готов защищать и перед какой угрозой, кто для кого свой, и кто на что пойдет. После этих глубоких диалогов, мне даже захотелось крикнуть в интернет: «Вместо тысячи комментов о патриотизме — пару глав романа «На волжских берегах»!» Особенно разговор Могутова и Пожарского о корабле, на котором все мы плывем со своим скарбом.

 

Еще автор показывает, что при всех предпосылках и прогнозах может не произойти того, на что все рассчитывали и к чему готовились: врага ждали-ждали, а он не пришел, зато стало можно перекрыть ему кислород иным способом, не у стен Самары. И перекрыли. Хотя и не готовились.

 

Сложности положения, в котором действуют герои, точно озвучены Грюнером, капитаном наемников, в адрес одного из людей Пожарского:

«Ты спасаешь русских, убивая русских. Освобождаешь Русь от иноземцев, сжигая русские города, а чтобы защитить русскую крепость, голодом моришь русского мужика. О, боже! Вот это каша».

Да, разобраться сложно.

Роман трагичен, но в том смысле, что «трагедия — это когда все стороны правы». Заслуга автора не только в том, что он придумал множество конфликтов, но и раскрыл их все, доступно показав, что стоит за каждым из участников исторических событий.

Ясно ли донесены мотивы и позиция Мустафы Енгалычева, озвучивающего свои поводы злиться и обижаться на русских? Более чем.

Понятно ли, почему посол Тиханов не дает согласие на путешествие непредсказуемым и опасным путем, более длинным и очень вероятно, неверным? Да.

Открыто ли, почему и за что по-своему правого татарина Енгалычева убивает по-своему правый татарин Акчурин? Безусловно.

Русь обижена, и много обиженных Русью. Нашлось, кому поднять бунт, нашлось, кому и встать у бунтовщиков на пути. На военный поход Заруцкого повлияло всё. Я бы сказала: он хотел растащить Русь, а растащили его собственные силы.

 

Огромным достоинством назову стиль романа — неторопливый, но не стоящий на месте; с длинными, но сочными описаниями, заставляющими как радоваться, так и содрогаться; с пристальным вниманием к житейским мелочам, составляющим быт; с глубокой проработкой персонажей, с костюмами, с говорами, акцентами и живой речью…

 

Это очень высокого уровня исторический роман, куда из современного допущен только наблюдатель – читатель.

 

Однако…

 

Мне трудно брать на себя смелость за что-либо критиковать «На волжских берегах», но… для его уровня, я бы сказала, что иметь такое количество ошибок в тексте непростительно. Все-таки в романе о русской истории русский язык никто не отменял.

Все, обозначенное ниже, вычищается редактором и корректором, которых, похоже, у романа не было. А жаль.

 

Скрытый текст

Разноразмерность глав

Есть глава на 57 страниц, а есть — на 10 (в моей читалке). Не говорю, что надо все одинаково, но не я придумала соразмерность. Если не в одном месте прибавить, а в другом отнять, то хотя бы особо большие главы разбить.

 

То густо, то пусто

Портреты персонажей даны все сразу, толпами — сначала все, кто плывет на струге, потом все, кто встречает на берегу. А после описанные детали внешнего вида опускаются, не участвуя в действии, а от единожды представленных читательскому вниманию персонажей остаются имена и фамилии. В итоге мне запомнились только Соловцов и Гумер: один за чувства в любовной линии, второй за татарский акцент.

 

Ошибки и опечатки

Дмитрий Петрович в ответ лишь согласно кивнул головой без особой радости

Тавтология — «кивнуть головой». А чем еще?

На исходе 5 дня скорого безостановочного марша дружина достигла Ярославля,

Зачем число цифрой?

после которого бОльшая часть куреней ушла восвояси

Ударения в словах обозначены капсом ((( А как же курсив или знак ударения?

только таинственный Мустафа по-пержнему был молчалив и задумчив

 

Ошибки пунктуации

— Все, родная, не мешкай, — а через мгновенье уже деловито и сухо наставлял старика со шрамом, — С ними пойдешь.

Он, вздрогнул, резко подался назад,

— А бес его знает, как — Дмитрий Михайлович сердито смахнул

 

Отдельная нелюбовь к дефисам при передаче протяжного звучания

Ммммм, хорош квасок.

— По коняяям!!!

 

Кое-где надо угадывать смысл...

Пусть чист на все стороны, держать не стану.

Наверное, «путь чист»

дались тебе эти русские? Хочешь вечно служить им, как пес шелудивый за гость голую?

Кость?

 

… или даже дописывать

Лопата резво взбежал по ступеням и скрылся за дверью, а Гумер, отмахнувшись от вопросов караульных стрельцов, посмотрел на темную пасмурь неба и, едва слышно прошептав: «», направился к порубу.

 

Периодически путаются -ться/-тся и не/на

— добавил Ковров таким тоном, что Лопата не понял, гордиться бывший воевода своим сотником-сторожилом или насмехается над ним.

— Потому лежит тебе, Гумер, прямая дорога к калмыкам али ногайцам не торжище.

 

В примечаниях татарская речь с ошибкой

Вот это воины! Да за такие деньги она должны уметь взглядом убивать

Если бы Гумер так сказал по-русски, не было бы вопросов, но уж на татарском он не должен так говорить.

 

И напоследок

Оставшись абсолютно ногой, она безмолвным приведением стояла в стороне от подруг с опущенной головой

Скрытый текст

 

Он жил, словно качался на маятнике между ледяной пустыней и гиеной огненной.

Скрытый текст

 

 

Итог:

— Всем читать. Это круто!

— Автор, в прекрасном романе избавьтесь от ошибок и гиен. Это ужасно.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль